Причалы наших яхт-клубов выглядят, как правило, чрезвычайно убого. Кустарные боны с полусгнившим деревянным настилом пропустили через себя не одно поколение яхтсменов и стали печальной реальностью. Да и таких «сооружений», увы, не хватает.
Основу причального фронта зарубежных яхтопортов составляют плавучие причалы. Причем это не полукустарные боны, а металлические или железобетонные понтоны промышленного изготовления. Размеры их регламентированы соответствующими нормами в зависимости от длины, компоновки причала и естественных условий акватории. В большинстве случаев причалы оборудованы инженерными сетями, обеспечивающими такие «экзотические» для нас услуги, как электроэнергия, вода, телефонная связь, кабельное телевидение и т. д. Сооружения эти относительно недороги, могут устанавливаться на акваториях с достаточно большими глубинами, не чувствительны к колебаниям горизонта воды и удобны в эксплуатации. При необходимости легко демонтируются.
Плавучие причалы настолько понравились нашим яхтсменам, что некоторые клубы начали переговоры о покупке понтонов за рубежом, даже не изучив возможности выпуска аналогичной продукции на отечественных предприятиях. А ведь ни одна страна мира не имеет, пожалуй, такого опыта использования плавучих причалов, как СССР. У нас действуют специализированные организации по проектированию причалов, отработана на верфях и технология их изготовления.
Спрашивается, в чем же проблема? Ответ может прозвучать неожиданно — нет ее. Есть лишь вполне реальная возможность без валютных затрат оснастить наши яхтенные и водно-моторные стоянки отличными причалами. И появилась такая возможность благодаря, с одной стороны, конверсии, с другой — заинтересованности предприятий в выпуске товаров для развития социальной сферы. Проведенный нами анализ показал, что ряд предприятий Минсудпрома и других ведомств готовы в сжатые сроки наладить выпуск понтонов как а железобетонном, так и в металлическом исполнении По предварительным проработкам, такие понтоны могут иметь следующие размеры: длина 6—12 м, ширина 2,5—3,0 м, высота надводного борта 0,5—0,7 м (при осадке 0,3—0,7 м). Масса понтонов при этом будет составлять 4—12 т, что позволит перевозит их любым видом транспорта. Из них могут быть собраны плавучие причалы различной длины и конфигурации, которые несложно оборудовать и инженерными коммуникациями.
Ориентировочная стоимость одного серийного металлического понтона длиной 10 м может составить около 3000 руб., железобетонного — 4000. Долговечность металлического понтона в зависимости от условий эксплуатации 15—25, железобетонного — 30—50 лет. Производство понтонов может быть начато через 4—6 месяцев после подписания договора.
Область применения плавучих причалов этого класса не ограничивается только яхт-клубами. Они пригодны для всех типов судов маломерного любительского флота и могут устанавливаться на речных и морских акваториях с высотой волн до 0,5—0,7 м.
Мы готовы оказать заинтересованным организациям помощь в решении вопросов по проектированию причалов и размещению заказов. За дополнительными справками по конструкции, производству и применению легких плавпричапов можно обращаться к авторам статьи по адресу: 194354, Ленинград, а/я № 8. Кстати, на Саирской судоверфи начато изготовление первой партии причалов для яхт-клуба Балтийского морского пароходства.