В «КиЯ» №131 была опубликована заметка о гребном винте со съемными лопастями американской фирмы «Эдванс Марин». Конструкция этого винта меня заинтересовала, так как она совмещает преимущества ВРШ и винта с фиксированным шагом лопастей, однако она слишком сложна в изготовлении (например, сменные лопасти крепятся к ступице девятью винтами с самотормозящей резьбой; в ступицу запрессовываются бронзовые втулки для винтов).
Разработанный мною винт для подвесных моторов семейства «Вихрь» сохраняет все положительные качества винтов фирмы «Эдванс Марин», но гораздо проще в изготовлении и сборке.
Бронзовая втулка с пазами для шпонок заливается в ступицу винта при формовке. На ступице имеются три продольных паза для резиновых демпферных пальцев диаметром 10 мм. На внутренней поверхности корня лопасти имеются такие же пазы. Это обеспечивает надежное сцепление ступицы с лопастями. Лопасти вставляются в кольцевой паз на передней части ступицы и, перекрывая полусегментами одна другую, образуют полную окружность по ступице. На хвостовой поверхности ступицы нарезана резьба М30X1,5 мм, на которую навинчивается гайка-обтекатель с таким же, как у ступицы, кольцевым пазом. Завинчивая до упора гайку-обтекатель, мы надежно фиксируем лопасти на ступице. Для предотвращения произвольного отвинчивания гайки-обтекателя имеется латунный винт М6, который одновременно фиксирует и весь винт на гребном валу.
Гребной винт имеет четыре набора сменных лопастей с шагами; 230, 260, 300 и 330 мм при диаметре 240 мм. Лопасти одного шага отливаются в одну и ту же пресс-форму литьем под давлением, поэтому абсолютно идентичны по форме и весу. Однако лопасти, имеющие разные шаги, между собой не стыкуются; этим исключается вариант сборки винта, составленного из лопастей с разными шагами.
Еще раз писать о преимуществах, которые дает такой винт при эксплуатации судна на разных режимах нагрузки, нет необходимости, поскольку об этом знает каждый.
Приведу лишь небольшой пример. Так, мотолодка «Прогресс» под «Вихрем-30», оснащенным винтом Н = 260 мм, с пятью пассажирами на борту и 100 л топлива почти сразу набирает скорость и легко выходит на глиссирование.
Мотолодка «Днепр» с тем же мотором и винтом легко буксировала такую же мотолодку с одним пассажиром, причем в буксировщике находились два человека, внушительный багаж и полный запас бензина; обе мотолодки шли на режиме глиссирования.
Сознавая, что такой винт просто необходим нашим любителям отдыха на воде да и людям, связанным с подвесными моторами по работе (геологи, рыбоохрана, работники охраны водных ресурсов и окружающей среды да и многие др.), мы создали кооператив по изготовлению этих винтов. В дальнейшем было задумано налаживание производства водометных движителей на базе подвесных моторов. Словом, было много радужных мыслей.
В декабре 1988 г. в Красногвардейском исполкоме г. Ленинграда мы зарегистрировали наш кооператив «Фарватер». О препонах и трудностях, которые возникли при создании и регистрации кооператива, даже писать не хочется. Надеялись, что все переживем, наладим. Модели лопастей, гипсовые модели пресс-форм и много других работ были выполнены, так сказать, на общественных началах. Но изготовить сложную пресс-форму, да еще с пятью вставками (на каждую лопасть и ступицу), оказалось делом не простым. Нужен был кредит. Но, увы! На материалы и сырье — пожалуйста, а на изготовление оснастки — нет. Сколько мы не бились, денег нам не дали. Так и остались наши благие намерения мечтами. Правда, проект пресс-формы мне лично пришлось оплатить своими наличными деньгами. За изготовление в металле одной вставки в пресс-форму также расплатился сам.
Продвигать работу дальше тем же способом я больше не в состоянии. Помощи ни от ленинградского Петрозавода, при котором зарегистрирован кооператив, ни от Красногвардейского ПСБ, ждать не приходится. И банк, и завод даже грозятся подать в суд на прекращение «деятельности» кооператива.