По инициативе Госкомспорта СССР в Москве состоялось совещание разработчиков и производителей парусной ткани. Оно имело большое значение, ибо до недавнего времени научные учреждения и производственные предприятия решали эту острую проблему как бы вслепую, по принципу кто во что горазд
Предлагаем тезисы и комментарии к отдельным выступлениям, о которых рассказал нам участник совещания главный конструктор Ленинградской экспериментальной судоверфи С. Бынков.
В. Манкин, главный тренер парусной сборной страны, трехкратный олимпийский чемпион, — особое внимание уделил важности участия советских яхтсменов в престижных гонках на отечественной матчасти. Победы под своими парусами (из своей ткани) помогают завоевывать рынок, поднимают престиж страны. Стало быть, во имя этого не стоит скупиться на совершенствование технологий.
Ю. Кокусев, начальник Главспортпрома, — поддержал известного советского яхтсмена и порадовал собравшихся возможностью выделения валюты на приобретение различного оборудования для тех, кто серьезно возьмется за освоение производства парусной ткани. Необходимо учесть, заметил он. один существенный факт: поставки польского дакрона практически сведены к нулю и рассчитывать теперь надо на свои силы, если есть желание хорошо «одеть» родные яхты.
В. Ткаченко (Ульяновск), представляющий авиационную промышленность, — рассказал о на мерениях и возможностях своего предприятия в области освоения технологии переработки композита, в том числе углеродных и кевларовых волокон В Ульяновске собираются делать крупные яхты — 50-футовики, им нужны паруса.
В. Фролов (НПО «Технология») показал образцы изготовленных его предприятием материалов. Правда, парусные ткани из Обнинска оказались весьма дорогим удовольствием от 50 до 100 рублей за погонный метр. Но важно уже то, что они приближаются к мировым стандартам кевлара. Ткань получилась в три раза легче дакрона.
В. Савицка (ВНИИТП, Каунас) — сообщила что институт разработал ткань «Чайка», трех типов (220, 180 и 100 г/м2), в общем то не являющуюся образцом для подражания. Каунасские текстильщики намерены производить капроновую ткань типа «дзеты» — 50—70 г/м2. Ученым в разработках помогает Таллиннская судоверфь Есть еще любопытная разработка: покрытие ткани на основе импортных материалов. Это удовольствие обходится пока в 100 долларов на 1 тыс. погонных метров.
Л. Попов, директор научно-исследовательского института технических тканей (Ярославль). — Это учреждение, как имеющее отношение к парусной ткани, многим было неизвестно. Но собравшимся была представлена весьма приличная ткань, изготовленная на экспериментальной базе института, где оказались мощные станки, способные давать хорошее натяжение нити. На них можно производить тяжелую ткань - 175, 195, 235 и даже 480 г/м2. И в Ярославле ее делают. Однако руководитель института тут же огорчил участников совещания: у экспериментальной базы мала мощность, и поэтому он никому не обещает никаких поставок, кроме потребителей региона Средней Волги. Правда, высказал при этом готовность выделить 500 метров ткани ленинградским яхтостроителям. Невелик, конечно, «дар», но ленинградцы и тому были рады. Одним словом, он еще раз дал понять, насколько остр дефицит.
Б. Фомин, начальник Главного управления по шелковым тканям Минлегпрома, сообщил о том, что в Кемерово доставлен хороший каландр и в 1990 г. сибиряки должны выпустить 400 тыс. погонных метров суровья (неотделанной ткани).
A. Киселев, зам главного инженера Кемеровского комбината шелковых технических тканей, — несколько остудил радость потребителей, наконец-то услышавших цифру, которая их удовлетворяла. Оказалось, что «возникли трудности» (типичное явление при нашем плановом хозяйстве) и к намеченному рубежу комбинат не придет.
B. Коврига, генеральный директор НПО «Пластмассы», — как ведущий специалист в области технических тканей и полимерных материалов остановился на имеющихся возможностях отечественного производства. Им были изучены все пропитки тканей за рубежом, какие есть и у нас. Надо отдать должное ученому и руководителю большого научно-производственного подразделения: он бескорыстно предлагал сейчас производственникам результаты исследований, ибо будучи яхтсменом, отлично понимает бедственность состояния отечественного яхтинга. Кстати, приводит пример В. Коврига, при Николаевском кораблестроительном институте действует кооператив по выпуску парусной ткани, который уже воспользовался научными разработками москвичей и получил реальные результаты.
В. Петров (ленинградский кооператив «Северное сияние»), — выступил от имени потребителей. Кооператив работает по государственным расценкам, достиг довольно больших объемов по выпуску парусов (план 90 г. — 70 тыс. м2), но ему нужны ткани не дорогие хотя бы 15 руб за кв. метр.
Э. Бездудный, декан Ленинградского тек стильного института имени С. М. Кирова, посетовал на некачественный исходный материал. В стране до сих пор нет, якобы, волокна, аналогичного дакрону. На это В. Коврига возразил ему: «Наше волокно не хуже!..» И сказал, что в Калинине выработана вполне подходящая нитка, на что есть специальное заключение. В Обнинске ведутся интересные изыскания в области новых технологий по изготовлению парусных тканей, практические шаги, хотя и не слишком уверенные, предпринимают кооператоры Одессы.
Конечно, совещание не решило накопившиеся проблемы. Но, как видим, уже есть конкретные разработки и изготовители. Есть еще и «любопытствующие» представители тех предприятий, которые имеют возможности выпускать ткань, но только прицеливаются к такому шагу, так как не знают рынка сбыта, истинного спроса, предъявляемых к этой продукции требований.
Обнадеживает и другое. Координатором усилий и своеобразным организующим центром стала фирма «Яхты и катера» совместное советско-западногерманское предприятие «Локос-Марвол», специализирующееся на информации, рекламе и сбыте продукции.