Лондонская выставка проводилась в этом году в 36-й раз; она стала, пожалуй, самой крупной по числу экспонировавшихся судов, количеству посетителей и сумме заключенных на ней контрактов.
В залах «Бот-шоу-90» было выставлено 600 лодок, катеров и яхт, выпускаемых 500 фирмами. Площадей выставочного центра «Эрлс Корт» на этот раз не хватило: 50 самых больших катеров и яхт демонстрировались на территории марины «Челси Харбор» в двух милях от основной экспозиции.
За 8 дней работы (с 4 по 11 января) выставку посетили 207 366 человек; торговые сделки заключены на сумму 45 млн фунт. ст.
Самая крупная моторная яхта «Хи-Стар 70» была продана за 750 тыс. фунт. ст.
Столь высокую популярность выставки можно объяснить большим интересом жителей островной страны к морским видам отдыха и спорта и высоким развитием малого судостроения Англии. Здесь функционируют более 400 судоверфей, выпускающих лодки, яхты и катера и имеющих ежегодный оборот 200 млн фунт. ст. Более 300 компаний выпускают двигатели и оборудование для малых судов, 150 посреднических фирм импортируют технику из-за рубежа. Таким образом, в отрасли действуют 850 фирм с оборотом 600 млн фунт. ст. в год.
Очень хотелось бы сказать, что на выставку своего нештатного корреспондента послал журнал «Катера и яхты», но, увы, эти времена, видимо, еще впереди. Я же был обязан таким визитом моим давним английским университетским приятелям, потратившим порядочно труда (и денег тоже!), чтобы дать мне возможность побывать на самой известной в мире Международной «Бот-шоу» на следующий после ее открытия день.
Огромный, с внутренним бассейном, выставочный зал Эрлзкорта плотно заставлен яхтами, катерами, стендами фирм со всех краев света, между которыми медленно текут людские потоки, только что образовавшие две огромные очереди у входов в здание. Первое и, увы, правильное впечатление — недели не хватит, чтобы обстоятельно ознакомиться со всеми экспонатами. Спиральная пробежка с ветерком по обоим выставочным этажам убеждает, что главная тема выставки — океанские гонки больших яхт (по поводу текущей многоэтапной кругосветной гонки «Уитбред Рэйс»), но есть кое-что и для простых смертных (хотя и с тугими кошельками с конвертируемой, конечно же, валютой).
На плане путеводителя отмечаю зоны выставки, которые никак нельзя обойти вниманием, хотя и для них времени с десяти утра до шести вечер; маловато. Поэтому — гудбай швертботы, виндсерферы, катера и иже с ними да простят меня заинтересованные в них читатели «КиЯ». Начинаю с осмотра малых крейсерских яхт. По сравнению с прошлым1 их удивительно мало среди крупных океанских парусных и моторных яхт водоизмещением свыше 15 т.
Прежде всего своими классическими, полузабытыми ныне формами привлекают внимание два гафельных компромисса — «Корниш иол» и «Корниш шримпер» сугубо британской (не английской — корнуэльской!) фирмы «Cornish Crabbers Ltd». Оба бота с черными пластмассовыми прямоштевневыми корпусами и невысокими рубочками построены с применением самых современных материалов — нержавеющей ствли для всех дельных вещей, креплений и тросов, плетеных цветных синтетических тросов для бегучего такелажа, тика и красного дерева для отделки. Рангоут изготовлен из древесины спруса, настолько пропит мной с поверхности полиуретановыми лаками, что она практически превратилась в композитный волокнистый материал с легким прочным заполнителем. Градиционно красно коричневые (под цвет старинной против эгнилостной пропитки парусины) паруса — териленовые. Стандартное оборудование ботов включает охлаждаемые морской водой дизели мощностью 9—18 л. с. со специальными двухлопастными винтами, рассчитанными на минимальное сопротивление при плавании под парусами.
Закончен остью решения в стиле «ретро» привлекает «Шримпер» («Креветочник»). При водоизмещении около 1 т (масса балласта 317 кг), длине 5,3 м, ширине 2,2 м, осадке корпусом 0,46 мне опущенным швертом 1,2 м бот несет 18 м2 парусов (сравните с 13 м2 нашей «Ассоли»). Столь большая парусность объясняется использованием гафельного вооружения, имеющего низко расположенный центр парусности, а также позволяющего легко и в широких пределах регулировать величину и положение «пуза» грота при любых ветрах. Нижняя шкаторина грота закреплена к гику только в углах, благодаря чему парус имеет правильный профиль в нижней части и не морщит, даже если он сшит без особого искусства, серийно. Бушприт позволяет нести столь значительный по площади стаксель (скорее кливер), что, как заявляет изготовитель, «Шримпер» сохраняет хорошую скорость и маневренность и под одним стакселем (впрочем, так же, как и только под одним гротом). Управлять лодкой может один человек.
Невысокая надстройка, простирающаяся от борта до борта, обеспечивает высоту в каюте более чем достаточную, чтобы свободно сидеть на толстых матрацах коек. Каюта хорошо освещена через люк и два круглых иллюминатора в комингсах надстройки. В носовой части каюты имеется широкий стоп с вмонтированной под его подъемной столешницей небольшой мойкой из нержавеющей стали с краном пресной воды и разделочной доской над провизионным ящиком. Там же подвешена газовая плита, снабженная проволочным фиксатором для посуды. В палубе над камбузом — задраиваемый вентиляционный «грибок», обеспечивающий также и общую вентиляцию каюты на стоянке. Этот же стол используется для работы с картой — над ним закреплены часы, лаг, эхолот, анемометр. Между стенкой койки и швертовым колодцем [близ выходного люка) располагается простейший химический туалет — ведро с герметизирующей крышкой и озонатором.
Глухая переборка отделяет жилое помещение от форпика, заполненного (для обеспечения непотопляемости) вспененным полистиролом. Палуба в носовой части опущена, образуя мелкий кокпит или палубную нишу. Благодаря этому можно удобно сидеть на рубке или наветренном планшире, а в узкой части. у штевня — хранить якорь, якорный и швартовные концы. Этот кокпит очень удобен для детей, которые все время находятся под наблюдением рулевого. Разумеется, попавшая в кокпит вода от брызг и дождя быстро сливается через три шпигата как на ходу с креном, так и на стоянке. Палуба рубки снабжена эластичным нескользящим «пупырчатым» покрытием. Широкий сдвижной люк для спуска в каюту позволяет, стоя на полу каюты, обслуживать все фалы и шкоты.
Самоотливной кокпит расположен вблизи центра водоизмещения бота, так что перемещения экипажа мало влияют на дифферент. Кокпит утоплен почти до уровне кремовых ватерлиний и опирается кормовыми углами прямо на корпус через короткие сливные трубки шпигатов. На дне кокпита имеется тиковая решетка, сохраняющая обувь яхтсмена сухой и обеспечивающая нескользкий упор ногам. Просторные сиденья кокпита снабжены несколькими водонепроницаемыми крышками отсеков: для мотора, для парусов для инструментов и боцманского хозяйства. Там же, под сиденьем расположен топливный бак. Остальное пространство между внутренними поверхностями корпуса и кокпита залито пенопластом Благодаря этому при получении пробоины яхта плавает на ровном киле с уровнем воды в кокпите, не доходящим до сидений. Две диафрагменные помпы на задней стенке кокпита позволяют после заделки пробоины осушить залитое судно за 30—40 мин.
Тент с окнами из прозрачной пленки и выходным клапаном, растянутый под гиком, полностью, без щелей закрывает кокпит и позволяет переночевать на стоянке двум гостям, располагающимся а спальных мешках на широких сиденьях.
Руль навешен на сильно наклоненный транец (надежно защищающий от заплеска попутной волны!). Нижняя кромка руля не выступает ниже пинии длинного киля, что позволяет яхте проходить над сетями и тросами натянутыми под водой. Но для повышения эффективности управления перо руля снабжено секторной нижней частью, опускающейся подобно шверту. Тяжелый секторный шверт поднимается лебедкой.
В наиболее широком месте корпуса имеются прочные скуловые кили, используемые в качестве опор о грунт при стоянках на осыхающих участках приливных акваторий и при размещении яхты на трейлере для буксировки за обычным легковым автомобилем. Заваливающийся рангоут для этой цели предварительно демонтируется и укладывается вдоль палубы.
Дельные вещи и проводка такелажа тщательно продуманы так, что все управление на ходу и настройка парусов осуществляются с места рулевого. Изготовитель утверждает, что и для выполнения всех других операций (уборка или постановка парусов и рангоута, съемка с мели, спуск на воду с трейлера и т. п.) достаточно одной пары не слишком опытных мужских рук. В целом эта миниатюрная яхта кажется весьма удобной, надежной и безопасной для своего предназначения — крейсерского плавания в прибрежных морских и внутренних водах приливных районов. Несомненно, она красива своею рациональностью. Яхты этого типа выпускаются уже не первый год, пользуются доброй славой и продаются как в полностью готовом виде, так и в виде комплектов деталей для самостоятельной сборки.
«Корниш иол» — морская яхта следующего, большего класса, но с сохранением того же стиля. Это 3,5-тониый иол-компромисс с размерениями 7,5Х2,6Х(0,9/1,12) м несет парусность 33 м2, рассчитан на постоянный экипаж из трех человек и имеет два дополнительных спальных места в форпике. Общее расположение — типовое для яхт такого размера, в каюте можно стоять в полный рост. Имеется выгородка с морским гальюном (с выбросом фекалиев за борт, что ныне разрешается далеко не во всех странах), камбуз с мойкой, напротив — разделочный (он же штурманский) стол. Под самоотливным кокпитом — 10-сильный дизель, сообщающий яхте скорость 6—8 уз. В корме — обширный ахтерпик. Все палубное оборудование — утки, крепления блоков, полуклюзы, леерные стойки смещены к самой кромке борта, с целью уменьшить вероятность споткнуться. Типовой комплект оборудования включает электрическое освещение и навигационные огни, УКВ-радио, компас, дистанционное управление двигателем и швертовой электролебедкой.
Автор обоих проектов — Роджер Донгрей — утверждает, что вооружение типа иол разрабатывалось с мыслью об одиночном плавании. И все-таки шверт, гафель, бушприт на этой яхте уже не кажутся столь естественной необходимостью, как на маленьком «Шримпере».
Более гармоничным для яхт водоизмещением порядка трех с небольшим тонн представляется проект «Фрэнсиз-26» (7,9Х1,1X1,2 м). Это типичная крейсерская яхта классического типа с вельботной кормой, длинным килем и высоким бермудским вооружением типа шлюп 7/8 площадью 30 м2 на мачте из прессованного алюминиевого профиля. Автор проекта американец Чак Пэйн предусмотрел несколько вариантов общего расположения и оборудования яхты применительно к карману и вкусам покупателей. При этом сохраняется наличие четырех коек, камбуза, гальюна, съемного штурманского стола.
Испытания показали, что, несмотря на высокое отношение массы балласта (1,5 т) к водоизмещению (51%), яхта легко кренится на борт до углов порядка 20° (с полной парусностью при ветре 4 балла по шкале Бофорта), но затем жестко сопротивляется ветру, стремящемуся еще больше закренить яхту. «Фрэнсиз» устойчива на курсе — от бейдевинда до галфвинда не требуется корректировки рулем. А эффективный навесной руль обеспечивает отличную поворотливость при любых условиях плавания как под парусами, так и под дизелем. Острая корма и высокий нос позволяют плавать с сухой палубой на морской волне. Однако цена таких яхт — около 18 тыс. фунт. ст. — кажется высокой не только нам. Интересно, что параметры и обводы «Фрэнсиз» близки к популярным с 30-х годов яхтам типа «Вертю-II», особо прославившимся после первых гонок одиночек через Атлантику (ОСТАР-60).
Из других малых яхт, представленных на выставке, современным дизайном привлекли «Навигатор» (5,8X2,34X0,6 м; 0,89 т) и его старший брат «Венчурер» (6,7X2,37X0,86 м; 1,25 т). Эти яхты отличаются высокобортным корпусом со швертботными обводами и максимальной шириной, смещенной в корму, и парой профилированных скуловых килей. Еще одна особенность — несимметричное размещение подвесного мотора в специальном колодце слева от скега. Двигатель закрывается сверху крышкой-сиденьем кокпита и почти не шумит. В остальном здесь все как у больших яхт — профильные мачты, лебедки, камбузы, помпы, мягкие койки, релинги и т. п., но в вынужденно редуцированном масштабе. Борьба за популярность отразилась не только в дизайне, но и в цене («Венчурер» — 11 тыс. фунт. ст.). Однако в отличие от бытовых удобств с точки зрения мореходности вряд ли эти яхты хороши, в них слишком многое сделано в угоду моде.
Для Лондонской выставки 1990 г. типично экспонирование довольно развитых яхтенных «семейств». «Например, фирма «Caravela Yachts LTD» рекламировала семейство французских яхт «Джибси», числом 15 типов, начиная от мини-яхты парусностью 14,6 м2 и кончая 16-тонным шлюпом парусностью 150 м2. Роскошное семейство яхт «Ледженд» с претензией на гоночные характеристики показывала фирма «Southern Cross Yachts Ltd» (Англ.) Они примерно одной длины (9,8—11 м), а различаются гидродинамической формой килей, исполнением рангоута и такелажа расположением оборудования, внутренней планировкой и ценами от 41 до 55 тыс. фунт. ст. (практически независимо от размерений яхты).
Однако самую большую толпу любопытствующих я видел не у стенда с океанским гигантом последнего проекта, а вокруг человечка, распаковывавшего, на беглый взгляд, набор фанерных обрезков с мебельной фабрики. Однако ровно через 20 минут этот человечек уже сидел на банке собранного им — без всяких инструментов — парусного тузика «Си хоппер», ценою, если не ошибаюсь, всего 40 фунт. ст. (стоимость десяти стандартных обедов). По всем параметрам собранный тузик напоминал «Оптимисте», только его парус площадью около 3 м2 был не рейковым, а гуари. Весь набор деталей, из которого был собран «Си хоппер», состоял из 14 предметов и укладывался в разобранном виде в брезентовый чехол длиной 2,1 м (вес 27 кг).
Для нас, иностранцев, было любопытно взглянуть еще на одно средство отдыха англичан на воде — нарроу-боты. Эти моторные (дизель 6—20 л. с.) баржи для плавания по старинной сети каналов, густо покрывающих всю южную и среднюю промышленную Англию, теперь переживают второе рождение, перейдя из статуса грузовых судов в плавучие дачи. При длине от 6 до 16 м они имеют одинаковую ширину — 2,1 м (7 футов) — ограничение, заданное конструкцией древних деревянных шлюзов. Кстати, теперь со шлюзами должен управляться сам владелец лодки. В этих размерениях стараются разместить привычные домашние удобства на 2—8 человек плюс собака, кот, канарейка и т. д.
Особенно выделяется внешний вид нарроу-ботов — они украшены яркими завитушками, розанами, изображениями флагов, геральдических символов и прочим, как на расписных русских ложках! Представлявшая нарроу-боты фирма рекламировала организованные круизы по наиболее примечательным канальным «кругосветкам» на сроки от пяти дней до двух месяцев то ли с наемным шкипером, то ли под личным управлением. Не хуже можно было бы сделать и у нас — круизы по старой Мариинской системе, по Ладожским каналам, в «дачных» условиях, с любыми «зелеными» остановками!
Я думаю, что на лондонской «Бот Шоу-90» стендов с яхтенным оборудованием, дельными вещами, книгами, картами, справочниками, посудой и одеждой и, наконец, с приборами было в несколько раз больше, чем образцов парусных досок, катеров и швертботов. И проходить мимо них было не менее трудно, чем мимо стенда королевского ВМФ Англии, где под сенью роскошного стяга, белого с красным крестом и пестрым британским крыжом в верхнем углу, рекламировались фантастические возможности вскоре стать заслуженным адмиралом. Вальяжные боцманы завлекали легковерных юнцов, годных к строевой службе на контрактных условиях. Я же остановился у следующего стенда — алабамской электронно-спортивной фирмы «Хаммингбёд-Инкастек». Там тоже пичкали фантастикой, но уже из другой оперы, и ее можно было потрогать пальцем.
Представьте себе стенд, увешанный цветными микротелевизорами, на экранах которых отражается компьютерная программа поиска рыбы, радиолокационная картина местности, подводный рельеф, распределение температур, водорослей и рыбьих стай, отысканных (и отмеченных цветом!) гидроакустической аппаратурой, трасса движения судна с текущими координатами, определенными по спутниковым или береговым радионавигационным средствам. Примитивными довесками смотрелись цифровые лаги, хронометры, дистанционные компасы, принтеры для метеокарт, радиотелефоны и прочее. И все это выдавалось (и было на самом деле!) за стандартное оборудование катера для спортивного рыболовства у берегов Флориды.
По очевидным причинам подробно описывать всю эту роскошь прогнившего капитализма бесполезно, ведь мы еще в рыночную экономику никак не можем включиться, не то что в высокую технологию на бытовом уровне. Поэтому ограничусь недальней перспективой, технически доступной нашим конверсантам и кооператорам.
Прибор «TCR Color-1» имеет основным назначением работу в качестве эхолота на глубинах до 110 м с изображением рельефа наблюдаемого участка дна на жидкокристаллическом матричном дисплее с диагональю экрана 127 мм, способном воспроизводить 8 цветов. С их помощью над линией дна контрастно выделяются мелкие структуры изображения — яркие точки, соответствующие крупным рыбам, пятна, отмечающие стайки мелких рыб, водоросли, линии температурных скачков в слоях воды. При известном навыке можно оценить и характер грунта — песок, камни, ил. Разрешающая способность дисплея (по глубине) составляет до 0,5 % от используемой шкалы глубин и зависит от числа элементов матрицы экрана (240Х 480 ячеек) и в меньшей степени — от рабочей частоты гидроакустических зондирующих сигналов (455 кГц).
Элементы матрицы обладают довольно длительной «памятью», что позволяет удерживать на экране результаты предыдущих измерений глубины в течение нескольких минут, благодаря чему собственно и строится контур линии дна и другие подробности. При необходимости более тщательно изучить полученную картинку ее можно «заморозить» на некоторый период времени. Цвета элементов изображения создаются фильтрующей трехцветной точечной маской между пластиной жидкокристаллического индикатора (ЖКИ), модулирующего яркость элементов изображения, и светоотражающей подложкой (в ночное время работающей в режиме подсветки). Прозрачность ячейки ЖКИ над красным «окошком» маски дает красную точку изображения, аналогично создаются синие и желтые точки. Комбинации близкорасположенных точек двух или трех цветов дают другие, составные цвета (как в кинескопе цветного телевизора). Надо сказать, что чистота наблюдаемых цветов далека от совершенства, но цветовой контраст вполне достаточен для работы прибора. Условные цвета частей изображения устанавливаются пользователем, например толща воды может отображаться как синим, так и черным полем, на фоне которого крупные объекты (рыбы) изображаются красными точками, а водоросли — голубоватозелеными пятнами. Масштаб рельефа дна может быть укрупнен до восьми раз посредством регулируемого растяжения соответствующего участка глубин за счет сжатия остальных частей.
Дополнительно на экране в цифровой форме отображается следующая информация (см. рис. 1):
- текущее значение глубины под днищем судна (крупные цифры у левого нижнего края экрана);
- выбранная (автоматически или вручную) шкала глубин (правая кромка экрана);
- скорость движения судна (средняя верхняя цифра).
На экран также может быть вызвана вспомогательная информация о режиме прибора, облегчающая процессы его настройки и управления, необходимые для согласования с акустическими свойствами грунта, воды и просматриваемых глубин. При этом вручную или автоматически корректируются чувствительность приемника и излучаемая мощность импульса (до 1,6 кВт!), частота следования импульсов, уровень шумоподавления, устанавливается один из семи диапазонов измерения глубины. Сверх этого предусматривается включение звукового сигнализатора заданной глубины дна (или ухода с нее при якорной стоянке), а также 6 сигнализаторов обнаружения крупных рыб в глубинах просматриваемого пространства. Для управления прибором используется всего шесть герметичных кнопок. Водонепроницаемый корпус прибора имеет размеры 240Х190Х 57 мм, к нему подводится питание 12 В при токах менее 1 А.
Покупателю предлагают ряд модификаций этого прибора — цветной глубоководный CVR 10ОО с несколько большим экраном и расширенными функциями или более дешевый черно-белый TCR-101 с экраном 110 мм по диагонали. Имеется также переносной вариант с питанием от батареи сухих элементов, пригодный для использования даже в надувной лодке.
Приборы с подобными видеодисплеями и микропроцессорной элементной базой выпускаются и другими производителями. Фирма «Сифарер» выставляла комбинированный прибор LF 283, представляющий на одноцветном ЖКИ-экране одновременно или попеременно следующую информацию:
- в квазианалоговой графической форме — путь судна (по данным лага и компаса) и в цифровой — текущие координаты (долгота и широта по радиолокационной системе «Лоран-С»);
- эхолокационный профиль дна с отметкой погруженных объектов (рыб), с цифрами глубины;
- цифровые отсчеты (скорости, пройденной дистанции, температуры воды и воздуха, точного времени, пеленга на навигационные знаки с известными координатами.
Кроме того, прибор позволяет ввести в действие несколько сигнализаторов заданных значений по месту, глубине, пройденной дистанции, времени и т. д. При этом аппаратура, не считая датчиков, размещена в герметичном корпусе размерами 152X130X67 мм и потребляет ток не более 3 А от источника напряжения 11—16 В.
Фирма «Кельвин Хьюз», известная по выпуску разнообразных радиолокаторов, в том числе и малогабаритных для яхт, демонстрировала гидролокационное видеоустройство со сканирующим горизонтальным и вертикальным лучами, позволяющее без карт с открытыми «подводными глазами» отыскивать проходы в рифах и шхерах.
Получив сильное впечатление от вышеописанных приборов, я должен честно признать, что ничего подобного я не видел на тех «приватных» катерах и яхтах, на которые меня приглашали, пока я гостил в Англии. На них обязательно присутствовали другие приборы — те самые, которые выставлялись лет пятнадцать назад как новинки, а теперь стали испытанной временем необходимостью. Большая часть из них описана в [1].
Приборы этого рода и системы из них и сегодня составляют большинство экспонатов приборных стендов «Бот Шоу-90». При этом их можно разделить на три категории — модернистские, базирующиеся на специальных разработках, компьютерных программах работы, микроэлектронике высокой степени интеграции, сложных ЖКИ-дисплеях, с высокой степенью унификации и могущие легко объединяться в системы; автономные электронные приборы по отработанным в процессе многолетнего массового производства схемам, как правило, с аналоговым выходом на стрелочные приборы, без стеснения использующие электромеханические датчики и исполнительные устройства там, где это снижает стоимость без существенного ухудшения свойств; и наконец, — архаичные приборы, не содержащие электронных, а часто и вообще электрических элементов, основанные на принципах, известных уже в начале века, но надежно выполненные из современных материалов с высокой точностью (и ценой тоже!), то есть такие приборы, в которых просто нечему ломаться.
По всему судя, в Англии средние владельцы плавсредств предпочитают приобретать более дешевые приборы второй категории, в то время как спортсмены-профессионалы, используя спонсоров, ориентируются преимущественно на первую категорию. Третья же градация, по-видимому, рассчитана на чудаков-традиционалистов или на новичков, не доверяющих своим способностям иметь дело с электроникой.
Теперь попытаюсь последовательно изложить свои общие впечатления от различных типов приборов, с которыми удалось ознакомиться на выставке.
Компасы и автопилоты
Одна из сложностей в реализации автопилотов (АП) — необходимость иметь электрический сигнал о курсе (например, относительно магнитного поля Земли). В настоящее время датчик такого сигнала (электронный дистанционный компас) выполняется на основе магнитомодуляционных зондов (fluxgate) [2], реже — с помощью датчиков Холла или магнитодиодов [3], организованных в пространственно ориентированные группы для определения горизонтального магнитного вектора поля Земли. Прецизионное устройство такого рода с малыми размерами выполнить почти так же трудно, как и миниатюрный гирокомпас, однако блестящим опровержением этого является усиленно рекламируемая на выставке модель ручного электронного компаса-пеленгатора «Автохелм РС» ценою всего в 82 ф. ст. [2]. Его сердцем является восьмиэлементное магниточувствительное колечко диаметром около 25 мм и толщиной около 8 мм, сигналы обмоток которого обрабатываются микроэлектронным процессором и отображаются жидкокристаллическим цифрой иди катаром. Все устройство уместилось в герметичном пластмассовом корпусе с размерами I50X 60X10 мм (рис. 2). На лицевой панели кроме ЖКИ расположены три кнопки управления: большая круглая — для фиксации отсчета, кнопка таймера и кнопка считывания из памяти (МЕМ). Внутренняя память устройства, время хранения которой составляет доли часа, позволяет записать, а затем последовательно воспроизвести до 9 отсчетов компасных направлений или моментов времени с их порядковыми номерами.
В рекламе особо отмечаются два пеленгационных прицела ружейного типа, расположенных также на краях лицевой панели, особенностью которых являются две точки светящейся краски, что решает проблему ночного пеленгования. В приборе нет ни одной подвижной детали, что исключает влияние тряски и качки, однако прибор необходимо удерживать рукой в горизонтальной плоскости (±5—7°) хотя бы в момент нажатия кнопки записи.
«Автохелм РС» позволяет выполнять целый ряд навигационных операций:
- определять курс (компасный, с поправками на склонение, а на некоторых судах — не учетом девиации);
- пеленгование одиночных предметов;
- определение места по 2—3 пеленгам, причем процесс получения всех записей может быть выполнен за 20 секунд с погрешностью ±2°;
- определение места методом крюйс-пеленга с фиксацией моментов времени;
- определение периодов огней по секундомеру;
- вести обратный счет времени до мгновения старта в гонке;
- вести отсчет периодов времени до 10 часов.
Для автономного питания.прибора используется калькуляторный серебряно-цинковый элемент, которого хватает на 2 года работы.
Стационарные варианты подобных «электронных» дистанционных компасов, значительно больших габаритов, но рассчитанные на управление двумя-тремя репитерами, выпускаются и другими фирмами как для самостоятельного пользования, так и для работы в составе авторулевых. При этом предусматривается демпфированная карданная подвеска датчика, допускающая крен до ±30°.
Автопилоты как для катеров, так и яхт, непосредственно воздействующие на румпель или штурвал с помощью штока, выдвигаемого электродвигателем, в большом выборе были представлены на выставочных стендах. Как и АП крупных судов, большое внимание уделяется минимизации воздействий на руль при заданной точности удержания на курсе (±3—5°), для чего в состав АП вводятся различные устройства адаптации к условиям плавания [3]. В результате удается очень существенно снизить среднюю потребляемую АП электрическую мощность.
В наиболее совершенных моделях АП имеются устройства, позволяющие переключать прибор с управления по магнитному курсу на управление относительно направления ветра с сигнализацией ухода с заданного курса (для яхт). Они содержат сигнализатор о невозможности поддерживать заданный курс яхты из-за захода ветра, устройства для автоматического выполнения поворотов оверштаг через заданные промежутки времени и т. п. Такие сложные АП обычно образуют систему автоматического управления яхтой, сопряженную с электронной навигационной системой, в которой используются спутники или береговые РНС «Декка». Соответственно цены таких АП варьируются от 300 до 1500 фунтов стерлингов за комплект.
Тем не менее большинство компасов (ценою 50—200 ф. ст.), представленных на выставке, были традиционного типа — преимущественно с кольцевым магнитным элементом, подвешенным в жидкости на обратноконусиой картушке в шаровом герметичном корпусе с внешней электрической подсветкой. Варьируются в основном размеры корпуса, способ его крепления на горизонтальных, вертикальных плоскостях или на небольших нактоузах, а также наличие или отсутствие средств компенсации полукруговой и четвертной девиации. Для малых «уикэндеров», базирующихся на неохраняемых стоянках, выпускаются легкосъемные компасы, по форме напоминающие электрофонари (рис. 3).
Характерно, что главные (путевые) компасы редко бывают приспособлены для пеленгования. В связи с этим на выставке широко были представлены носимые на шнурке на шее специальные малые пеленгаторные компасы (рис. 4), с упрощенной однострелочной магнитной системой. Их специфической особенностью является наличие арретира, позволяющего застопорить картушку в момент взятия пеленга, а также наличие оптических отсчетных приспособлений (с погрешностью отсчета до 0,5°), работающих на принципе пеленгатора Каврайского [4]. Кроме того корпуса таких приборов делаются раздвижными для предохранения оптики и компаса от царапин и ударов. Цена экспонировавшихся пеленгаторов варьировалась в пределах 30—80 ф ст.
Радиопеленгаторы (РП)
Большинство выставленных моделей представляло собою ручные устройства, содержащие небольшой пеленга-торный компас с подсветкой, ДВ приемник на диапазон 180—420 кГц с чувствительностью не хуже 0,5 мВ/м и головные телефоны с малыми полями рассеивания. Более совершенные модели, например, «Локата-7», имеют также встроенный микропроцессор, обеспечивающий выполнение ряда дополнительных функций:
- установку (с помощью клавиатуры) бесподстроечно рабочей частоты радиомаяка (РМ) и индикацию ее на ЖКИ;
- оптическую индикацию направления на РМ с помощью светодиода и индикацию тем же светодиодом кодовой группы импульсов РМ;
- автоматический учет времени цикла группы связанных РМ;
- самовыключение питания РП через минуту после воздействий последней операции использования.
Стоимость РП, в зависимости от модели, составляет от 70 до 300 ф. ст., что примерно втрое-вчетверо выше цен на высококачественные вещательные радиоприемники, которые могут быть, в сочетании со штатным судовым компасом, использованы для получения радиопеленгов.
Эхолоты, лаги, анемометры
Принципиальных изменений в устройстве всех этих приборов с момента выхода справочного пособия [1] не появилось — датчики те же, те же и структуры. Однако, как и в других судовых приборах, современные лаги, анемометры, эхолоты, которые демонстрировались на выставке, отражают тенденцию в выходных устройствах использовать цифровые ЖКИ с большим (до 30 мм) размером знаков и наличием специальных вспомогательных символов. Кроме того, все эти приборы теперь, как правило, выполняются по единому дизайну, унифицированно, так что их легко сгруппировать в информационные панели, которые устанавливают над штурманским столом или над входным люком. Обычно на панели располагают цифровые часы, счетчик пройденного расстояния в милях, указатели скорости судна, а также скорости и направления ветра. Довольно часто один и тот же индикатор имеет две-три шкалы и переключатель символов измерений. Наряду с описанными ранее сложными гидроакустическими устройствами, стенды выставки были полны традиционными конструкциями эхолотов, в том числе с аналоговыми электромеханическими развертками со светодиодными вспышками или стрелочными приборами. Пожалуй, признаком новых времен можно считать наличие разнообразных сигнализаторов в эхолотах.
Наиболее популярны «якорные вахты» — звуковые сигнализаторы изменений глубины стоянки, выходящих за заданные (приливные) пределы. Они предупреждают о том, что якорь не держит и судно дрейфует. В режиме «якорной вахты» потребление тока прибором резко снижается за счет отключения всех остальных индикаторов эхолота и сильного уменьшения частоты посылок зондирующих импульсов.
Другой вид сигнализатора используется при плавании в мелководных районах. В этом режиме об изменении глубины сигнализирует свист, высота тона которого повышается с уменьшением глубины. Это позволяет рулевому действовать, не отвлекая внимание для зрительного наблюдения за эхолотом. Получил распространение также двухтональный звуковой сигнализатор, срабатывающий при уходе с заданной глубины в сторону больших или меньших глубин, что облегчает плавание по выбранной изобате, например, в тумане.
Рабочий диапазон глубин эхолотов обычно разбивается на 2—4 поддиапазона, например: 0,6—20; 2—60; 2—200 м. Погрешность измерения глубин обусловлена в основном колебаниями скорости распространения звука в зависимости от температуры и, как правило, не превышает 1—2%. Рабочие частоты и мощности излучаемых импульсов варьируются от 50 кГц/250 Вт для глубоководных эхолотов до 250 кГц/50 Вт у эхолотов прибрежных, рассчитанных на глубины менее 50—60 м
Выставленные лаги и анемометры ничем особенным не отличались, если не говорить о широком применении цифровых ЖКИ.
Широко демонстрировались различные средства связи для малых судов, начиная от герметизированных «воки-токи», предназначенных для переговоров шкипера и боцмана, руководящего сменой парусов на баке какого-нибудь монстра вроде «Вендреди трез» и до УКВ бесподстроечных радиотелефонов для связи на дистанциях до 30—50 миль, приемников-вычислителей навигационных спутниковых систем. Особое место, в связи с акцентом на кругосветные океанские гонки, занимали спасательные радиобуи, совместимые с системой «КОСПАС-САРСАТ».
Среди второстепенных приборов и устройств, выставленных на стендах, надо отметить различные цифровые кренометры, аксиометры руля, тахометры, расходомеры, указатели уровня жидкости в цистернах и т. п., выполненные в том же стиле, что и лаги, эхолоты и т. д., т. е. их можно объединить в общую систему управления катером, яхтой.
В большом ассортименте на выставке были представлены устройства для подзарядки аккумуляторов в море — автономные мотор-генераторы мощностью 0,75—2,5 кВт, ветрогенераторы и весьма дорогие солнечные батареи, дающие ток 1—5 А при напряжении 14 В.
Несколько удивило меня обилие защитных систем, охраняющих яхты и катера на открытых стоянках от взломщиков и угонщиков.
Словом, приборы и оборудование на Лондонской «Бот Шоу-90» отличались большим разнообразием, учетом запросов всех групп потребителей, широким использованием достижений радиоэлектроники, высоким качеством материалов, тщательностью изготовления и... высокими ценами. Любопытным сообщаю, что я тоже приобрел на выставке образец оборудования — ...карабин за 2,5 фунта. На большее содержимого моего кошелька не хватило.
Литература
- 1. Б. С. Тараторкин. Приборы для яхт и катеров. Справочник, — Л.: «Судостроение», 1984.
- 2. И Семенов, Л. Курбаков. Электронный рулевой. «Катера и яхты», № 126.
- 3. Афанасьев Ю. В. Феррозонды. — Л.: «Энергия», 1969.
- 4. Справочник по малотоннажному судостроению / Сост. Б. Г. Мордвинов, — Л.: «Судостроение», 1987.
- 5. Бонд Б. Справочник яхтсмена, пер.с англ. — Л.: «Судостроение», 1989.
Примечания
1. Автору довелось побывать на лондонской «Бот-шоу» в 1967 г., о чем он рассказал в «КиЯ» №15.