Катер предназначен для несения патрульной службы по охране заповедных зон на реках, озерах и водохранилищах, а также для отлова небольших количеств рыбы в исследовательских целях. Район плавания катера — внутренние акватории и водные пути разрядов «Л» и «Р» по Правилам Речного Регистра РСФСР с удалением от мест убежища до 40 км. «Орлан» соответствует классу Речного Регистра РСФСР ★Р.
Основные данные катера «Орлан»
Длина наибольшая, м | 6,74 |
Ширина наибольшая, м | 2,32 |
Высота борта на миделе, м | 0,96 |
Осадка по грузовую марку, м | 0.35 |
Водоизмещение, т: | |
порожнем | 1,67 |
полное | 2,27 |
Мощность двигателя номинальная, кВт (л. с.) | 66,2 (90) |
Скорость хода максимальная, км/ч | 42,5 |
Автономность по запасам топлива, ч | 4,5 |
Пассажировместимость, включая рулевого, чел. | 5 |
Корпус катера, изготавливающийся из стеклопластика, имеет плоско-килеватые остроскулые обводы днища с изменяющейся внешней килеватостью от 5° на миделе до 1—2° в районе транца. Столь малая килеватость обусловлена требованием обеспечить катеру высокую проходимость в условиях мелководья. Этой же цели подчинен и выбор водометного движителя. Таким образом, при полной нагрузке в статическом положении (без хода) габаритная осадка катера не превышает 35 см, а на ходу в режиме глиссирования она значительно меньше. Важно еще и то, что «Орлан» не имеет выступающих за габариты корпуса частей — водометный движитель и реверсивно-рулевое устройство расположены полностью в пределах корпуса.
Водометный движитель имеет 4-лопастное колесо (ротор) диаметром 270 и шагом 240 мм; диаметр сопла — 0,195 м.
Управление катером осуществляется при помощи двух пластинчатых рулей, приводимых в действие от ручной рулевой машины РРШ2 через штуртросовую проводку. Задний ход обеспечивает гидрореверсивное устройство, выполненное по авторскому свидетельству № 232049. На заднем ходу истекающая из водомета струя подается в два канала, выведенных в борта катера таким образом, чтобы реактивное усилие от выходящих из них струй было направлено в корму и в бок. Перекрывая тот или иной канал, можно управлять катером на заднем ходу за счет боковой составляющей реактивного усилия.
Водомет приводится в действие судовым четырехтактным карбюраторным двигателем «М-100ВС» мощностью 66,2 кВт. Пуск, управление и остановка двигателя производятся дистанционно из салона. Запасы топлива хранятся в двух топливных цистернах, расположенных побортно под настилом кокпита» Источниками электроэнергии являются генератор, навешенный на двигатель, и аккумуляторная батарея. Двигатель расположен в открытом кокпите и закрыт съемным кожухом.
Экипаж катера располагается в салоне, отделенном от кокпита переборкой и закрытом пластмассовой рубкой. Органы управления катером и приборная панель находятся у места рулевого, расположенного в диаметральной плоскости в носовой части. На пульте управления установлен автомобильный радиоприемник. Предусмотрено место для установки переносных радиотелефонных станций «Невка» и «Ангара» 1Н-2».
В салоне имеются отдельные кресла для 5 членов экипажа. В холодную погоду предусмотрен обогрев салона системой отопления, а в жаркие летние дни его вентиляция может быть улучшена, если открыть сдвижной люк на крыше рубки. Кстати, этот люк позволяет рулевому управлять катером стоя, что является определенным преимуществом при плавании по несудоходным и заросшим тростником акваториям.
Расположение окон в рубке обеспечивает круговой обзор сидящим в салоне. Благодаря размещению двигателя в кокпите под кожухом уровень шума в салоне сравнительно невысок.
Водонепроницаемая переборка отделяет салон от форпика, доступ в который осуществляется через люк на палубе.
Открытая часть палубы в районе работы экипажа имеет нескользящее покрытие. На крыше рубки установлены поручень, прожектор-фара с ручным управлением, звуковой сигнал и съемная мачта с сигнально-отличительными огнями.
«Орлан» комплектуется якорем с канатом, швартовными и буксирным концами, спасательным кругом и жилетами по числу членов экипажа и другим обязательным по правилам снабжением.
Корпус, рубка и переборки отформованы из стеклопластика на основе полиэфирной смолы ПН-609-21 М типа А, стеклоткани Т-11-ГВС-9 и стеклосетки СЭ-01. Толщина наружной обшивки днища — 4,2—4,7 мм, борта и палубы — 3,2 мм. Днище подкреплено вертикальным килем и флорами Г-образного профиля из стеклопластика, фундаментными балками под двигатель и вертикальными стенками отсеков плавучести.
Архитектурно-конструктивное решение катера защищено свидетельством на промышленный образец. Серийное строительство катеров типа «Орлан» освоено на Ейском судоремонтном заводе в 1989 году.
Ю. Фомин, главный конструктор проекта; В. Левицкий, ведущий конструктор.