Прошлым летом в гостях у редакции побывала группа датских яхтсменов, прибывших в Ленинград в составе рейса мира. В беседе с сотрудниками журнала они охотно рассказывали о развитии парусного туризма в Дании, о своем плавании, интересовались работой редакции. По просьбе «КиЯ» один из них, Андерс Пост, прислал письмо с некоторыми своими впечатлениями об этом визите в нашу страну.
Когда наша яхта пересекла советскую границу, мы вывесили красный флаг и стали ждать, что будет дальше. Путь лежал в большую и пока неведомую для нас страну на востоке — Советский Союз.
Наша яхта входила в состав датской флотилии из более чем двадцати судов, приглашенных в Ленинград. Это был рейс мира под девизом «Следующая остановка — Советы». Другие яхты флотилии вышли из Хельсинки днем раньше; мы должны были с ними встретиться в 10 часов следующего утра вблизи Кронштадта.
Финские моряки нас предупреждали: стоит пересечь границу Советского Союза, как сразу появится военный корабль. Так оно и вышло. В семь вечера от острова Гогланд отделился темный силуэт и через несколько минут пограничный катер, весь в клубах черного дыма, описал вокруг нашей яхты дугу и пристроился метрах в ста за кормой. Однако ничего больше не произошло, катер отстал.
Наша яхта побывала во многих странах Европы, но нигде пограничные катера не бросаются на гостей, словно боясь чего-то. В одиннадцать вечера история повторилась: еще один катер, словно ищейка, шел некоторое время по нашему следу. Нас, признаться, несколько возмутило то количество дизельного топлива, купленного на деньги налогоплательщиков, которое было сожжено, только чтобы «обнюхать» заморских гостей. К тому же, то ли топливо было скверным, то ли дизели плохо отрегулированы, но дым от катеров шел чернющий.
В десять утра мы были в огромном Ленинградском порту и, легко пройдя через пограничные и таможенные формальности, присоединились к десятку датских яхт, пришедших раньше. Однако накануне еще десять наших судов среди грозы заблудились в дебрях порта, и теперь никто не знал, где они. В результате оказалось, что они попали в сеть ленинградских каналов и в конце концов ошвартовались прямо у моста Лейтенанта Шмидта, в центре города. Как пошутил один из русских: «Это несколько напоминает случай с Матиасом Рустом, приземлившимся на Красной площади!»
Тем временем наша яхта ошвартовалась в небольшой бухточке у несколько подгнившего плавучего пирса; старик-сторож тепло с нами поздоровался. Здесь же оказался и заместитель начальника этого яхт-клуба, принадлежащего военным морякам. Хозяева радушно предложили нам пользоваться всем, чем располагает клуб, хотя нас и не ждали: мы должны были стоять в Стрельне, однако из-за большой осадки пройти туда не смогли.
Так мы впервые столкнулись с гостеприимством простых русских людей. Через некоторое время остальные датские яхты присоединились к нам. Следующие дни мы провели в Ленинграде. Осмотрели Зимний дворец, Петропавловскую крепость, кое-кто побывал в Зоологическом музее, кое-кто посмотрел, как разводят ночью мосты.
В центре города масса народу. Примерно каждые десять минут некие жуликоватые личности подходили к нам с предложением, касающимся валюты или черной икры. По сравнению с западноевропейскими городами, Ленинград несколько грязен и запущен, а его автобусы-колымаги у нас уже давно выбросили бы на свалку. В продовольственных магазинах выбор очень скуден, всюду очереди. Поразила и странная система: в некоторых магазинах вы выбираете глазами то, что хотите купить, запоминаете цену, затем становитесь в очередь в кассу и платите, после чего возвращаетесь к прилавку и по чеку получаете свой товар.
В один из дней нам вздумалось зайти в магазин и купить чаю, который, кстати, выращивается в России. Однако сделать нам этого не удалось — его, оказывается, продают лишь по специальным талонам. Какая-то женщина из очереди настолько за нас огорчилась, что отдала нам свои талоны. «Здесь все разваливается, — пошутил наш капитан, — мне кажется, вряд ли можно говорить о советской военной угрозе».
На улицах нас поразило большое число военных и моряков, поскольку в Дании, да и в других европейских странах, людей в форме можно встретить очень редко.
У нас появилось множество знакомых из числа яхтсменов. Все яхты, которые мы видели, очень плохо оборудованы, по сравнению с нашей. Дело в том, что магазинов с яхтенным оборудованием в Ленинграде нет, и русским любителям парусного спорта приходится очень много делать своими руками. Русские моряки произвели на нас сильное впечатление тем, как они причаливали к стенке под парусом, тогда как мы, как правило, пользуемся при этом вспомогательным двигателем. Нас невероятно удивил действующий в Ленинграде запрет на выход за пределы 5-мильной зоны —- у нас каждый яхтсмен волен плавать, куда ему вздумается. В Дании, как и в большинстве западных стран, экзамены на капитана сдавать не обязательно, однако многие наши яхтсмены делают это добровольно.
Мы покидали Ленинград буквально сраженные гостеприимством русских. Подумалось, теперь нужно, чтобы наши правительства лучше понимали друг друга — ведь простые-то люди понимают! Советские власти должны научиться без страха отпускать людей из страны, а властям в Скандинавии следует перестать видеть в каждом русском шпиона. Если так будет, простор для яхтсменов на Балтике увеличится вдвое, и число друзей у каждого яхтсмена тоже возрастет вдвое.
Следующим портом, который мы посетили в СССР, был Таллинн. Кстати, именно наши предки датчане много-много лет владели Эстонией и название ее столицы — это датское «таани линн», что означает «датский замок».
Ровно в В утра мы были у небольшой таможенной башенки в Пирита. Быстро пройдя контроль, ошвартовались перед парадной площадью олимпийского центра. Вокруг было множество яхт из Финляндии, ГДР, ФРГ, Швеции, Польши и даже одна из Англии.
Старая часть Таллинна понравилась нам своими улочками и башнями, сохранившимися со средних веков. Так и ждешь, что из каких-нибудь ворот появится закованный в броню рыцарь. Таллинн выглядит поприличнее Ленинграда, люди на улицах чаще улыбаются туристам, вроде нас, однако и в столице Эстонии многие дома нуждаются в ремонте, во многих магазинах змеятся очереди. Самая длинная очередь, какую нам когда-либо приходилось видеть, — очередь автомобилей за бензином, растянувшаяся более чем на километр. Как и в Ленинграде, в Таллинне мы приобрели среди яхтсменов множество друзей.
Через несколько дней, возвращаясь домой, мы думали: хорошо бы еще побывать в этой гостеприимной стране! Хорошо бы и советским яхтсменам почаще бывать в Скандинавии. Мы и наши правительства должны многому учиться.