Новый проект — дальнейшее развитие типа универсального спортивного парусного судна, предназначенного для плаваний по внутренним водным путям. При его разработке использован опыт постройки и эксплуатации швертботов типа «ЛЭС-22», выпускающихся верфью в течение нескольких лет и заслуживших положительную оценку яхтсменов из разных регионов страны.
Основные данные швертбота «ЛЭС-750»
Длина наибольшая, м | 7,50 |
Ширина наибольшая, м | 3.00 |
Осадка корпусом, м | 0,40 |
Осадка со швертом, м | 1,60 |
Водоизмещение в обмерном состоянии, кг | 1950 |
Масса шверта, кг | 120 |
Масса внутреннего балласта, кг | 300 |
Площадь парусности (грот+генуя), м2 | 30,5 |
Благодаря применению тяжелого шверта и внутреннего балласта швертбот обладает повышенной остойчивостью, сохраняя такое важное качество, как малая осадка. Это значительно расширяет районы возможного использования яхты, позволяет совершать смешанные плавания по внутренним водным путям с выходом в крупные водохранилища и морские заливы.
Стальной шверт массой 120 кг втягивается внутрь швертового колодца при помощи специальной лебедки, которая установлена на бимсе гика-шкота близ места рулевого. Швертовый колодец выполнен сварной конструкции из стальных листов. У его основания к килю за креплен внутренний балласт из чугунных отливок.
Новый швертбот отличается от ранее выпускавшихся на верфи судов безнаборной конструкцией корпуса, который выклеивается из четырех слоев реек сечением 4,5X40, располагаемых диагонально относительно киля. Этот метод постройки обеспечивает более высокое качество корпуса по сравнению с ранее применяемой реечной обшивкой, позволяет получить герметичную, прочную и надежную «скорлупу», нуждающуюся в минимальном подкреплении набором. Его роль выполняют поперечные полупереборки и детали обстройки каюты; киль и привальные брусья сохранены, как и в традиционной конструкции.
Верхняя часть корпуса — палуба, рубка и кокпит — выполнены из стеклопластика в виде единой монолитной конструкции. Благодари использованию пластика удалось по-новому решить архитектурный облик судна, сделать швертбот более удобным для размещения экипажа, его отдыха и работы с парусами.
Особое внимание обращено на обитаемость внутренних помещений швертбота. Здесь располагаются спальные места для пяти членов экипажа, камбуз с газовой плитой и раковиной с подачей питьевой воды от цистерны, буфет, шкафы для одежды, полки, рундуки и выгородки для хранения яхтенного имущества. Имеется отдельное помещение гальюна, оборудованное яхтенным унитазом с прокачкой забортной водой. Внутренние помещения отделаны древесиной ценных пород под лак. Стеклопластиковые поверхности в интерьере оклеены декоративной тканью типа «тафтинг». Боковые иллюминаторы рубки большой площади и светлый форлюк обеспечивают достаточную освещенности каюты.
Электрические освещение внутренних помещений, так же как и ходовые огни, питается от аккумуляторной батареи, установленной под носовыми спальными местами. Аккумуляторы — щелочные; напряжение бортовой сети — 12 В.
Парусное вооружение швертбота имеет все необходимые современные устройства для выполнения работ с парусами — их постановки, уборки, регулировки, управления и настройки. На судне применены: устройство для закручивания стакселя на штаг, патент-риф для наматывания грота на гик, одно- и двухскоростные лебедки, клавишные и кулачковые стопора для шкотов, брасов, фалов и других снастей.
Рангоут — из алюминиевого сплава.
Швертбот комплектуется лавировочными парусами и спинакером (28 м2) из отечественных и импортных парусных тканей. Такелаж — из стальных нержавеющих и синтетических канатов и шнуров.
В комплект судна входят подвесной лодочный мотор «Ветерок-8Э», обеспечивающий скорость на спокойной воде до 5 узлов, двухместная надувная лодка, мягкие матрацы для коек и диванов, тенты и чехлы, яхтенные дельные вещи и принадлежности для парусного вооружения.
Кроме двух магнитных компасов типа КМ69-2 навигационное оборудование швертбота включает комплект приборов «Регата-2», в который входят указатели скорости и направления вымпельного ветра, электронные лаг (показывает скорость судна и пройденное расстояние) и эхолот, таймер с секундным отсчетом времени, оказывающийся весьма полезным в предстартовое время при участии яхты в гонке.
В процессе разработки проекта на верфи была выполнена серьезная технологическая подготовка производства, обеспечившая качественное изготовление корпуса и деталей оборудования швертбота.
Опытный образец «ЛЭС-750» прошел длительные всесторонние испытания в дальнем спортивном плавании в навигацию 1989 г. Все рекомендации и замечания по опытному образцу были учтены при доработке проекта на серию.