В. С. Юрченко: ГИМС УССР в принципе может привлекать к ответственности как владельцев личных судов, так и тех, кто управляет ведомственными. Однако из этого правила есть множество исключений. Мы не можем принимать меры к обслуживающим катерам, принадлежащим военному ведомству, министерствам морского флота, внутренних дел, рыбного хозяйства, мелиорации и водного хозяйства, речного флота, Госкомприроде, рыболовецким колхозам, а также к спортивным судам. Выходит, что инспекции подконтрольна лишь самая малость ведомственного флота. Считаю, что это в корне неправильно.
Республиканская инспекция готовит сейчас свои предложения в Совет министров УССР о внесении изменений в положение о ГИМС УССР. Главное из них — возложение контроля за всеми маломерными судами, независимо от их ведомственной принадлежности, на нашу инспекцию. Однако уже появились возражения. Например, от инспекции судоходства.
Корр.: Движение судов на подводных крыльях как больших, таи и малых, в темное время суток, как известно, запрещено. Но катера инспекции почти все крылатые. Выходит, в темное время суток на воде — вопя вольная.
В. С. Юрченко: Инспекция занимается этим вопросом, но, надо признать, еще недостаточно. Мы приобрели лодки с подвесными моторами и с водометами, водоизмещающие катера, проводим ночные рейды. В конце концов можно использовать те же катера на подводных крыльях, но в глиссирующем режиме. Одним словом, техника есть, а вот с кадрами трудно. Не хватает инспекторов.
Корр.: В этой связи, как вы относитесь и идее организации дежурств внештатных инспекторов из числа судоводителей-любителей с условием возмещения расходов на горючее! Я бы, например, с удовольствием подежурил.
В. С. Юрченко: Этот вопрос, конечно, надо решать, хотя есть и определенные сложности. Дело в том, что горючее — фондируемый материал, нам его выделяют только для штатных катеров.
Корр.: В Ленинграде разрешен подход мотолодок и катеров к набережным Невы и всех каналов, что очень удобно для организации «водных такси». В Киеве вся набережная закрыта, желающие покататься практически изолированы от потенциальных «таксистов». Запретительство, на мой взгляд, необоснованно.
В. С. Юрченко: Этот вопрос уже поднимался, но, к сожалению, категорически против выступает Главречфлот, объясняя запрет оживленным судоходством и расположенными рядом причалами судов на подводных крыльях. Но безвыходных положений, думаю, не бывает.
Корр.: В черте Киева многие любители рыбной ловли пересекают фарватер на гребных надувных лодках, ставят их в непосредственной близости от судового хода, иногда даже в его пределах. Имеет ли ГИМС возможность как-то воздействовать на этих людей?
В. С. Юрченко: Имеет, но лишь в том случае, если лодка зарегистрирована. При отсутствии у такого рыболова документов мы можем поставить его лодку на штрафплощадку до выяснения всех обстоятельств.
Корр.: Какие изменения в правила плавания будут внесены в нынешнюю навигацию!
В. С. Юрченко: Изменений не будет. Вводится лишь одно новшество во взаимоотношениях владельцев маломерных судов и инспекторов. При нарушении правил плавания и изъятии прав на управление инспектор обязан оставить в залог судоводителю специальный документ, в котором указана фамилия инспектора. Меры воздействия за нарушения могут ограничиваться предупреждением, просечкой в талоне. За грубые нарушения виновник может наказываться штрафом до 100 руб., а за пьянство на воде — лишением прав на управление до трех лет. Эти взыскания могут налагать только инспекторы ГИМС.
Корр.: Судоводители-любители испытывают острую необходимость в картах для путешествий, где были бы указаны глубины, подводные препятствия, острова и т. п. Могут ли они рассчитывать на издание подобных карт для свободной продажи?
В. С. Юрченко: Разработкой таких карт занимается Гипроречтранс совместно с Главречфлотом Имеются карты также в исполкомах на местах. Но первые два ведомства разрабатывают их только для нужд транспортных судов, а исполкомы традиционно не заинтересованы в развитии водного туризма и нередко даже чинят препятствия на его пути. В настоящее время ГИМС УССР обязало инспекции разработать местные правила плавания. Это в какой-то степени решит проблему.
Корр.: Как вы относитесь к переоборудованию владельцами серийных судов, к самодельным лодкам, к судам, восстановленным из старых списанных шлюпок и катеров, к собранным силами любителей трех-, четырехцилиндровым моторам... Словом, и разнообразному проявлению технического творчества.
В. С. Юрченко: В целом положительно. Однако мы пытаемся обстоятельно побеседовать с этими людьми, выяснить их техническую компетенцию. Если убеждаемся, что человек имеет достаточную подготовку и квалификацию, препятствий не чиним. Увлеченных техническим творчеством необходимо поддерживать.
Корр.: Как вы относитесь к существующему противопоставлению мотора парусу и веслам? Или все-таки «каждому свое»?
В. С. Юрченко: Убежден, что весла и парус не могут заменить мотор, ибо многое зависит от человека и от характера водоема.
Корр.: Газета «Вечерний Киев» иногда публикует письма читателей по поводу «самого вредного источника загрязнений воды — моторной лодки». Причем, подбор этих писем, как правило, тенденциозен, а «пожелание» одно: полный запрет.
В. С. Юрченко: Подобные заметки пишут некомпетентные люди. Если на чашу весов положить вред, который якобы приносит моторная лодка (во многом теоретически), и пользу, то выяснится, что польза перевесит. Во многом вред воде наносится только из-за низкой культуры отдельных судоводителей.
Корр.: Какие же вы видите пути повышения культуры судоводителей-любителей?
В. С. Юрченко: Мы считаем, что начинать нужно со стоянок. Не секрет, многие из них находятся в запущенном состоянии. Благоустроенные стоянки — первый шаг на пути повышения культуры судоводителей-любителей. Надо организовать на них дежурства инспекторов ГИМС, ввести пропускной режим, проверку на алкоголь. Как всегда, все упирается в нехватку средств для строительства, но их надо как-то изыскивать.
Назрела необходимость создания общества, союза или ассоциации водномоторников, которая имела бы юридические права, устав, защищала интересы ныне бесправных водномоторников. Такое объединение судоводителей смогло бы многое сделать и для повышения культуры человека на воде.
Пользуясь случаем, хочу предложить читателям «КиЯ» обсудить этот вопрос на страницах журнала.
С. Лысенко, внештатный корреспондент «КиЯ», г. Киев.