Когда родились ро-ро?
Далекий 1202 год. В Европе все мысли заняты новым, четвертым крестовым походом. Подсчитывают будущие барыши судовладельцы: каждый отправляющийся за моря воин должен уплатить «марку» (около 236 граммов серебра), каждый оруженосец — две марки, каждый рыцарь — две марки за себя и две за коня. В споре Генуи, Пизы и Венеции за право предоставить корабли победила последняя. Идущие в священный поход крестоносцы обязались уплатить ей за переправу людей и коней 85 000 марок — доход за два года Англии и Франции. Наконец около 11 000 воинов собрались в лагере около Венеции. На ее верфях было построено и оснащено 212 судов. Все было готово для отплытия, но крестоносцы смогли уплатить только 49 000 марок...
Во флоте венецианцев кроме неуклюжих парусных нефов и длинных боевых галер было 100 юиссье — новинка корабелов республики. Эти специально построенные для перевозки войск двухмачтовые парусники имели в корме дверцу и переходной мостик, что позволяло прямо с причала вводить в трюм боевых коней. Новинка уже принесла Венеции несколько побед на берегах Адриатики. Никогда раньше не было у республики такого флота.
Дож решает: нужно использовать столь счастливое сочетание, чтобы сломить торгового соперника — Византию, стоящую на пути из Средиземного моря в Черное.
В начале лета венецианская армада приблизилась к Босфору. Готовясь к штурму с моря, воины соорудили необычные «связки» — юиссье были присоединены носом к корме галеры и стали, говоря сегодняшним языком, самоходными. Огромная толпа плохо вооруженных византийцев попыталась помешать высадке. Град стрел заставил защитников отступить. Юиссье ткнулись кормами в берег. Упали мостки, распахнулись кормовые двери и верховые рыцари в латах устремились вперед. Но не сумев помешать высадке, византийцы не сдались. С городских стен летели камни, стрелы, горшки с греческим огнем. Попытки подвести осадные машины и башни не увенчались успехом.
Тогда осаждающие направили удар на городскую гавань — залив Золотой Рог. Вход в него был перегорожен железной цепью на бревнах-поплавках, протянутой между стоящими на берегах башнями. Исполинский механизм, размещенный в северной башне, регулировал натяжение цепи. Благодаря ей византийцам удалось в свое время предотвратить захват гавани арабами и русами, но тогда цепь защищали дромоны с обитыми медью носами и извергающими греческий огонь насосами. Теперь же венецианский корабль «Орел» разогнался и прорвал заграждение. В гавань ринулись суда крестоносцев.
Два самых больших нефа подошли к береговым укреплениям. Волны поднимали и раскачивали корабли, и как только их носовые башни касались камня стен, одетые в кольчуги воины перепрыгивали пропасть. Разгорелась яростная схватка. Юиссье устремились к причалам, и выехавшие из них рыцари завершили сражение.
Захват Константинополя был вершиной успехов применения юиссье, но этот успех больше не повторялся. Добившись победы на суше, венецианцы стали увеличивать число боевых галер — основу господства на море. Юиссье строить перестали, и вскоре о них все забыли. И только спустя века, во время второй мировой войны появились специальные десантные суда для танков, возродившие основной принцип юиссье — «с корабля в бой». В послевоенные годы идея горизонтальной погрузки в трюм с помощью судового подъемного мостика, через кормовую дверь, вызвала к жизни новый класс судов — ро-ро. Однако ни строители танкодесантных судов, ни изобретатели ро-ро, ни авторы морских словарей не упоминают уникальное детище венецианских мастеров.
Для подводных прогулок
«Немо» — так назвал свой прогулочный полуподводный аппарат французский изобретатель Андре Гасс. Это трехместное судно массой 2,5 т изготовлено из полимерных материалов и состоит из сферической застекленной кабины, расположенной между двумя поплавками (в них размещены балластные цистерны), соединительного моста и рубки, установленной на кабине. Для доступа акванавтов внутрь кабины рубка откидывается назад а в погруженном положении ее верхняя часть остается над водой, поскольку рулевой и пассажиры дышат через устройство, подобное шнорхелю. Аккумуляторные батареи питают электромотор мощностью 3,7 кВт, который обеспечивает скорость 2,5 уз в полуподводном и 4 уз в надводном положении в течение 8 ч. Изобретатель считает, что его детище стоимостью 2500 ф. ст. будет незаменимо для обслуживания отдыхающих на курортах и при подводных съемках.
Медали не давать!
Звали ее Джейн Таунсхенд, и была она женою помощника канонира, служившего на корабле «Эвриалус». В те времена жены и подруги морских офицеров нередко тайком пробирались на корабль, а иногда даже ходили в плавания — тоже тайком. И вот в Плимуте, сентябрьской ночью 1805 года двадцатидвухлетняя Джейн ухитрилась попасть на борт, к мужу, а через некоторое время корабль ушел к берегам Испании вместе с флагманом адмирала Нельсона «Виктори». Когда стало ясно, что ни в какой порт Джейн переправить уже не удастся, она вышла из укрытия и призналась во всем командиру «Эвриалуса». Наконец наступило 21 октября — день Трафальгарской битвы. Когда началось сражение, Джейн не стала сидеть сложа руки, а сразу развила бурную деятельность: помогала корабельному врачу перевязывать раненых, священнику — напутствовать умирающих, оттаскивала в сторону тела убитых, подносила порох.
После битвы «Эвриалус» вернулся в Англию, а Джейн уехала домой. О дальнейшей ее судьбе сведений почти нет. Известно только, что в 1842 году она обратилась с просьбой выдать ей медаль за участие в битве. Несмотря на поддержку офицеров с «Эвриалуса» и ходатайство самой королевы Виктории, просьба ее удовлетворена не была. Испугавшись, что другие женщины могут последовать примеру Джейн Таунсхенд, адмиралы заявили, что медаль не выдадут «из опасения создать нежелательный прецедент».
Женщина-робинзон
Около 125 лет назад издававшийся в Москве журнал «Московская неделя» рассказал следующий случай. В 1865 г. некая шхуна была отправлена на остров Св. Николая, лежащий в Тихом океане, с целью перевозки нескольких десятков коренных жителей острова на материк. Девятнадцать мужчин, женщин и детей взошли на борт, и тут одна из женщин заметила, что двоих ее детей нет. Предполагая, что они остались на острове, она выпрыгнула в воду и поплыла туда.
После тщетных поисков женщина возвратилась на берег и увидела, что корабль ушел. С тех пор она прожила на острове в одиночестве целых 16 лет. Только в 1881 г. экипаж рыбацкого судна под командованием Джорджа Ниведера, остановившись у острова, обнаружил следы человеческого жилища. Тут же матросы увидели и 50-летнюю женщину, которая, по словам очевидцев, вовсе не была дикой, хотя и разучилась за годы одиночества разговаривать с людьми. Капитан Ниведер привез ее в Сан-Барбару.
Остров кораблекрушений
Опасны и страшны своими подводными рифами берега острова Тасмания. Здесь часто идут проливные дожди, и их потоки, смешиваясь с мириадами брызг океанского прибоя, на многие дни, а иногда и недели завешивают берега острова непроницаемой мглой.
Среди моряков остров приобрел печальную славу с момента своего открытия. Немало кораблей нашли здесь свой конец. Несколько лет назад австралийский журналист Хорри О'Мэй по историческим материалам установил, что с 1797 по 1950 год, то есть за полтора века, у побережья Тасмании и близлежащих небольших островков погибло 603 судна, причем одно из них является затонувшим кладом. Это английское трехмачтовое парусное судно «Уотер Уитч», погибшее 13 августа 1855 г. у прибрежных скал острова Кинг. В момент гибели судна на его борту находилось золото, которое сейчас оценивается в миллион фунтов стерлингов.
Сильная рука закона
В рамках международной выставки маломерных судов «Лондон бот-шоу» 1988 года проводились необычные соревнования претендентов на участие в кругосветной парусной гонке «Уитбред». В одном из выставочных залов была установлена шкотовая лебедка типа «кофейная мельница», на которой будущие шкотовые кругосветных «гоночных машин» должны были продемонстрировать свою силу и выносливость.
Тренажер имитировал усилие, требующееся для добивания шкотов генуэзского стакселя большой яхты в достаточно сильный ветер. К коренному концу шкота был прикреплен груз массой 4.500 фунтов (около 1.750 кг), который надо было как можно быстрее поднять на определенную высоту.
Сильнейшим в этих состязаниях оказался профессиональный спортсмен гребец.
А потом организаторы встречи разрешили покрутить «кофейную мельницу» всем присутствующим. От желающих проверить свои возможности не было отбоя. К зрителям присоединились и сотрудники сервисных служб. Победителями среди «непрофессионалов» стали... полицейские, наблюдавшие за порядком на территории выставки.