В рассказе о внеочередных гонках на Кубок Америки, состоявшихся в октябре прошлого года (см. «КиЯ» №138), упоминалось о необычном паруснике, подготовленном англичанами к этим соревнованиям. Дарственный акт о передаче знаменитого Кубка ста гиней Нью-йоркскому яхт-клубу, в котором изначально оговаривались условия соревнований, извлеченный на свет новозеландским банкиром Майклом Фэем, освободил конструкторов от строгих правил 12-метрового класса и вызвал к жизни несколько совершенно экстраординарных проектов. Ведь практически единственным ограничением, предъявляемым актом к конструкции судов, являлась наибольшая длина, которая при одномачтовом вооружении не должна превышать 27,4 м.
Пожалуй, наиболее необычный проект яхты-претендента, реализованный в необычайно короткое время, разработала группа английских конструкторов под общим руководством Дерека Кларка. В нее вошли Р. Хамфри, Э. Дюбуа, А. Кастро и др. Финансовые вопросы и общую организацию программы возглавил состоятельный бизнесмен и яхтсмен Питер де Сэвэри, и в прошлые кампании субсидировавший участие английской команды в Кубке Америки. 16 мая 1988 г. еще только обсуждалась общая схема необычного судна, точнее — гоночной машины, а уже 20 июля на «Блю Эрроу» подняли паруса.
Взорам присутствовавших на первом выходе «Стрелы» предстало совершенно фантастическое сооружение, на первый взгляд напоминающее тримаран. Главный 18,9-метровый корпус имел ширину всего около 0,76 м, которой едва хватило, чтобы рулевой втиснулся в кокпит. Остальные шесть членов экипажа разместились на сетке трамплина, натянутого на раме из углепластиковых труб. Плавучести корпуса оказалось достаточно для поддержания легкого судна с экипажем на плаву, а вот остойчивости, особенно когда начинали ставить паруса на мачте высотой 24,4 м, явно не хватало. Даже при самом легком ветерке «Стрела» валилась на борт, грозя опрокинуться вверх килем. Выручали два больших надувных мешка, закрепленных на главной поперечной балке, увеличивающей габаритную ширину судна до 15,24 м. Но как только начали подбирать шкоты, легкая лодка быстро, словно катер, набрала ход и, поднявшись над водой, понеслась с ошеломляющей скоростью.
Дело в том, что по концам главной балки были установлены подводные крылья, имеющие вид перевернутой буквы Т. Подъемная сила на них не только приподнимает судно, уменьшая осадку, но и препятствует крену: при увеличении углубления крыла со стороны накрененного борта подъемная сила на нем «автоматически» возрастает и выравнивает судно. Но, естественно, возможности подводного крыла противостоять крену не безграничны: если скорость ветра превышает 7,5 м/с, на «Блю Эрроу» под парусами лучше не выходить.
В проекте все рассчитано на легкие «штилевые» ветры, господствующие в Калифорнийском заливе. Конструкция чрезвычайно облегчена; пластмассовый корпус армирован композиционным материалом — углеволокном в сочетании с арамидными волокнами кевлара. Наружная обшивка — трехслойной конструкции с сотовым заполнителем. Подводные крылья — из легкого и прочного титанового сплава. Полный вес судна не превышает 2,5 т.
Необычно и парусное вооружение, в котором поворотная мачта-крыло является составной частью грота. Грот со сквозными латами сшит из пяти сортов ткани, чтобы обеспечить правильный профиль паруса под действием ветра. В «гардеробе» яхты — три грота, рассчитанных на ветер различной силы, маленький стаксель и огромный несимметричный спинакер — геннакер, который ставится и хорошо «тянет» на всех курсах, начиная от полного бейдевинда.
Парусники на подводных крыльях строились и раньше, но новым в конструкции крыльевой системы «Стрелы» является управление углами атаки крыльев. Один из членов экипажа постоянно следит за движением судна и при помощи гидравлики оптимизирует угол атаки каждого крыла в зависимости от обстановки. Предусматривалась и бортовая ЭВМ, помогающая экипажу в настройке парусов и ПК, но до автоматического управления ПК дело не дошло, по-видимому, из-за недостатка времени и сложности отладки исполнительных механизмов. И без этого постройка «Блю Эрроу» обошлась в кругленькую сумму 500 тыс. фунтов стерлингов.
При испытаниях «Блю Эрроу» продемонстрировала замечательный результат: при скорости ветра 11,6 м/с развила скорость 11 м/с (39,6 км/ч или 22 уз). Окрыленные этим успехом участники программы «Блю Эрроу» лихорадочно готовились к отправке самолетом своего детища в Калифорнию, но при транспортировке на аэродром были серьезно повреждены подводные крылья. К тому же Нью-йоркский верховный суд по протесту Фэя принял решение не допускать других претендентов к соревнованиям на Кубок 1988 г. А позже и Международный парусный союз утвердил новые правила для яхт-участ-ников соревнований на Кубок Америки, в которые ни «Блю Эрроу», ни катамараны или «авианосцы» уже не вписывались...
«Стрела» оказалась непригодной и для традиционных заездов на побитие рекордов скорости, которые проводятся, как правило, при сильных ветрах: ни остойчивость ее, ни прочность на такие ветра не рассчитаны.
Как бы там ни было, создание «Блю Эрроу» — еще одна интересная попытка объединить древний, как мир, парус и технологию космического века в борьбе за скорость.