Публикуемая фотография 21,3-метрового тримарана «Илэн Вояжер» обошла в конце прошлого года страницы как традиционно моторных, так и сугубо парусных журналов.
Объяснить это довольно просто: знаменитый английский конструктор гоночных парусных тримаранов Найджел Айренс — создатель «Флерн Мишон-IХ», одержавшего победу в последней Трансатлантической гонке CSTAR-88 (см. «КиЯ» №139), и рекордсмена пересечения Атлантики 198в г. «Флерн Мишон-VII» решил применить свой опыт к проектированию быстроходного моторного пассажирского судна. По его расчетам катер, имеющий очень узкий корпус, потребует установки двигателя значительно меньшей мощности, чем глиссирующее судно, несущее ту же нагрузку и развивающее одинаковую скорость.
Секрет здесь в незначительном волнообразовании при движении узкого, как торпеда, корпуса: практически вся мощность затрачивается лишь на преодоление сопротивления трения обшивки о воду. У глиссера же значительная часть мощности расходуется на преодоление сопротивления давления, связанного с подъемом корпуса за счет гидродинамических сил, которые возникают на днище катера, движущегося под углом атаки к набегающему потоку воды.
Кстати, опыт создания быстроходного моторного судна с удлиненным корпусом уже имеется: знаменитая «Турбиния» сэра Чарльза Парсонса длиной 30,5 м при ширине всего 2,7 м (ширина равна 9% длины судна по КВЛ) в 1895 г. развила 35 узлов. Однако остойчивость «Турбинни» была на пределе. Поэтому Айренс, задумав создать судно с еще более узким корпусом (B = 0,06L), снабдил его парой небольших поплавков-аутригеров, закрепленных по концам поперечной балки. Поплавки лишь едва касаются поверхности воды; их основное назначение — препятствовать бортовому раскачиванию и опрокидыванию катера.
Показанный на снимках катер-тримаран — всего лишь самоходная модель длиной 21,3 м, построенная для проверки расчетов конструктора. При водоизмещении 4,5 т и мощности двигателя 250 л. с. (6-цилиндровый «Роллс-Ройс») «Вояжер» развил скорость 29 уз (54 км/ч). В относительных цифрах нагрузка составила 18 кг/л. с., а скорость
Скорость судна при увеличении нагрузки снижалась в гораздо меньшей степени, чем это предсказывали расчеты. Это вселило оптимизм в конструктора, который предполагает спроектировать 50-метровый тримаран-паром водоизмещением 70 т, рассчитанный на перевозку 150 пассажиров со скоростью 40 уз. Габаритная ширина тримарана составит 23 м. На экономической скорости судно будет иметь дальность плавания 3000 миль, что не исключает его участия в соревнованиях за «Голубую ленту Атлантики». И потребуются двигатели мощностью всего 750 л. с.
О том, что многие пассажиры предпочтут пересекать бурное море на тримаране, свидетельствует и тот факт, что при испытаниях «Илэн Вояжера» никто не укачивался ни при каких обстоятельствах. При такой же волне на судах традиционного типа множество пассажиров с позеленевшими лицами уже висят на фальшбортах. Специалисты прочат большие перспективы данному типу судов.