За 20 с лишним лет производство прогулочных судов, пройдя пик семидесятых, превратилось в отрасль в которой оказались заняты предприятия с высокой степенью оснащенности, выпускающие серии до 5000 единиц. Например, лодка «Кефаль» выпускается тремя предприятиями общим объемом около 20 000 в год. Ежегодно в магазины попадает минимум две новые модели. Казалось бы. все отлажено, все прекрасно, преодолены годы падения спроса, а прогулочные суда не разделили участь ковров, хрусталя и некоторых других товаров, обреченных пылиться на полках. Но жизнь ставит перед промышленностью все новые проблемы. Как технические, так и экономические.
Чем примечателен нынешний рынок? Хозрасчет привел к некоторому увеличению объема договоров, заключенных на оптовых ярмарках на поставку прогулочных судов в торговую сеть. Общий объем закупок на 1989 год составил 100 тысяч судов. Мог быть и больше, если бы предприятия-изготовители были несколько сговорчивее.
Но получилось так, что внерыночные потребители, к которым относятся все, кто покупает продукцию по безналичному расчету, остались без лодок, мотолодок, яхт и катеров. Далеко не лучшую роль сыграл: директива Госплана, которая внерыночных потребителей поставила как бы на второе место среди прочих покупателей Эта «мудрая» директива включила в число внерыночных потребителей и систему проката, дававшую до сих пор в кассу страны с одной лодки до пяти ее стоимостей. Даже экспортные поставки ушли на дальний план, что противоречит Закону о государственном предприятии.
Теперь по тому же Закону план формирует само предприятие, основываясь на результатах ярмарки и собственных интересах. Влияние министерства, и тем более ЦКБ «Нептун» как головной организации, сводится практически к нулю. Запись в Законе о госпредприятии о том, что вышестоящий орган (Министерство) противодействует монопольным тенденциям отдельных предприятий, на деле является привычной декларацией. С командно-административной системой стремимся покончить, но действенных экономических рычагов еще не выработали.
Экскурс в историю развития маломерного флота и краткий анализ его состояния на сегодняшний день сделан мною с одной целью — показать фон, на котором возникает кооперативное движение в отрасли. Года полтора назад кооперативы только «проклевывались». Теперь — бум. Что будет через год! Сказать трудно даже нашим академикам-экономистам, сформировавшим идеи экономической перестройки.
При всем положительном, что несет с собой кооперативная политика, вскрылись ее противоречия. И это естественно. Когда кооперативы создают продукт — это прекрасно, но когда они перерабатывают то, чего нет в магазинах в достаточном объеме, это рождает закамуфлированную спекуляцию.
Первыми в кооперативную деятельность бросились вчерашние подпольные дельцы с цепью легализовать ранее накопленные, как принято мягко выражаться, «нетрудовые доходы». Они нам неинтересны. Середину в кооперативном движении заняли серьезные, реально мыслящие люди, строящие свое дело на достаточно глубоком анализе, продающие свои идеи и умение. Туда же окунулись и ловцы счастья, плохо ориентирующиеся в экономике страны, но не желающие упустить свое. Как мотыльки, летящие на огонь, они обожгут свои крылышки и обожгутся, скорее всего, о дефицит сырья, материалов и оборудования.
Наивностью веет от одного газетного повествования, что предприятие в 3000 человек, изготавливающее сантехарматуру и ставшее кооперативом, хочет сохранить на свою продукцию прейскурантную цену. Этого не может произойти только по одной причине: на госпредприятиях всегда была несбалансированность численности работающих и обеспечения! От такого наследства кооперативам надо отказываться.
Показательным было освоение на одном из предприятий мотолодок «Крым-3». По оценке технологичности «Крым-3» менее трудоемок, чем близкий по размерениям «Прогресс». Но завод при утверждении цены насчитал трудоемкость в три раза выше!
Мне довелось в период освоения катера неоднократно бывать непосредственно в сборочном цехе. Я замечал, что рабочие заняты работой по 20 минут в час. Все остальное время у них проходил «перекур с дремотой». Во время коммунистического субботника в цех пришли учащиеся ПТУ и, будучи совсем незнакомы с операциями, уже к обеду собрали дневную партию мотолодок.
Все расчеты в калькуляции трудоемкости, на первый взгляд, сходились, но более глубокий анализ показал, что из-за неритмичной поставки легкого сплава цех был вынужден держать втрое увеличенный штат рабочих, чтобы выполнять месячный план за те 10 дней, когда завезут, наконец, материал. Остальные дни рабочие сбрасывали снег с крыши цеха, благо его в тех краях погода подкидывает ежедневно. Потребитель, естественно, оплачивал весь цикл «сне-го-сборочных» работ. Мог ли такой цех объявить себя кооперативом! Мог! Но ничего не заработал бы.
В системе обеспечения материалами пока ничего не меняется. Поэтому и ждать какого-либо серьезного развития производства прогулочных судов в разрозненных кооперативах трудно. Энтузиасты вышли на «трудовую вахту» и хотят делать прогулочные суда, соединяя свое увлечение с возможностью заработать, но сталкиваются. как и заводы, со старыми болезнями. Говорят, что на предприятиях, производящих полиэфирную смолу, дежурят представители кооперативов, желающие получит| дефицит и готовые заплатить за него сверх цены любую сумму. Однако перестройка перестройкой, а ОБХСС свои функции выполняет...
Когда в области производства прогулочных судов предприятия столкнулись с фактом затоваривания, ЦКБ «Нептун» заинтересовалось широко развитой за рубежом проблемой организации досуга. Там прогулочные суда также являются частным решением этой проблемы. Так мы и обратили взгляд на водные аттракционы.
Простейшим можно считать водный велосипед, или, как его называют на западе, педаль-бот. Наше ЦКБ, стремясь каким-то образом разнообразить отдых на пляжах взялось за разработку водных аттракционов по заявкам Минкультуры СССР. Первая ласточка — опытный образец «водной горки», установленный на пляже Путяевские пруды в московском парке Сокольники. Поставленный на опоры извилистый желоб из стеклопластика позволяет с пятиметровой высоты промчаться и нырнуть в воду. На своеобразной бобслейной трассе роль боба выполняет поток воды. Ощущение острое, своеобразное и захватывающее. Прокатившись один раз. хочется спуск повторить.
Интерес к эксплуатации «водной горки» проявили несколько кооперативов в разных городах страны. Все спрашивают, где можно этот аттракцион купить. Разработанная документация и оснастка будут переданы нами одному из заводов, который, если очень постарается, будет изготавливать ежегодно 30 «горок». Как подспорье — для завода это немало, а для всей страны! Такую «горку» при стоимости, которая нам представляется реальной (около 30 тысяч рублей), могли бы купить для себя дома отдыха, пионерские лагеря и даже отдельные предприятия. Но наиболее эффективно ее можно использовать в системе проката. К сожалению, предприятие, рискнувшее выпускать «водную горку», вынуждено при освоении этой интересной продукции заниматься не рекламой, чтобы заинтересовать новых потребителей, а наоборот, объяснением причин, по которым не может увеличить выпуск.
Мы давным-давно поднаторели в констатации фактов нашей печальной действительности, находя их корни в истории. Что делать дальше? Позволю себе пофантазировать. Представим себе такую кооперативную ассоциацию, в которую объединились бы все — от производителей сырья до потребителей готовой продукции. Гарантом такой ассоциации могло бы стать любое предприятие, в том числе и ЦКБ «Нептун». Оно могло бы осуществлять на основании анализа конъюнктуры рынка выбор новых проектов, маркетинг и даже рекламу.
Как это представить на деле? Анализируя конъюнктуру рынка, выявляем опыт, разрабатываем рабочую документацию опытного образца, определяем технологию, обеспечивающую минимальную себестоимость в серии, изготовляем опытный образец, на котором проверена возможность получения заложенных характеристик. Опытный образец проходит испытания, отрабатывается, изготовляется оснастка Потом документация и оснастка передаются кооперативу, который выпускает для начала небольшую партию. Сбыт ее по оговоренной цене гарантирует ЦКБ «Нептун». Одновременно организуется и наблюдение за эксплуатацией.
Если товар «добротный» и спрос на него активный, получены заявки и рынок сформирован, к производству подключаются другие кооперативы. Чтобы избежать транспортировки на большие расстояния и соответственно материальных потерь, кооператив привязываются к потребителям географически. В число потребителей включены также кооперативы, организующие прокат.
Теперь об обеспечении материалами. Мне представляется тот же путь решения этой проблемы через кооперативы при предприятиях (поставщиках), которым следует разрешить реализацию сырья, произведенного сверх установленного плана, по договорным ценам. Причем, это правило следует распространить на поставку любого входящего в технологическую цепочку компонента.
В печати экономисты не раз уже отмечали, что без самостоятельности предприятий трудно ждать каких-либо сдвигов в оздоровлении экономики. Сегодня Госплан и министерства оставляют за собой главный рычаг управления — распределение основных фондов. Особенно хорошо распределять то, что производится в недостаточном объеме, т. е. быть «у крана». Именно дефицит позволяет «кормить» пресловутый бюрократический аппарат.
Монополия распределения имеет и обратную сторону. Конечно, без приоритетов в народном хозяйстве не обойтись — это политика. Но в производстве товаров народного потребления необходимо, чтобы приоритеты расставлял покупатель, голосуя своим заработанным рублем. Ведь просто больно смотреть в магазинах на омертвленный материал в том изделии, где ему и делать нечего. В то же время наличие его в другом товаре хоть в аптекарских дозах неизмеримо повысило бы потребительские качества изделия в целом.
Однажды в Ленинграде я купил лопату из титана (сломалась она мгновенно). А попробуйте на яхте применить титан в каком-то изделии... Испишете горы бумаги, но все равно получите отказ.
В ассоциацию «производитель — потребитель» следует включить и поставщиков всех комплектующих изделий. Причем, на каждое из крупных изделий целесообразно иметь не менее двух поставщиков, чтобы обеспечить между ними конкуренцию, гарантирующую качество и минимальную стоимость. К комплектующим изделиям нужно отнести не только предметы устройств (утки, якоря, весла и т. п.), но и профили из легкого сплава и пластикатов, паруса, тенты, ветровые стекла — все, чем оборудуется и комплектуется судно. Тогда кооперативы будут представлять собой подлинные верфи. Делают же так западные фирмы! Как- то у шведов я увидел коробку с деревянными бобинками. Они были обработаны, просверлены, отверстия прозенкованы и каждая упакована в полиэтиленовую пленку. Сорвал упаковку и вклеил деталь в корпус.
Мне вообще представляется интересным рассмотреть вопрос о переходе всего производства товаров народного потребления на кооперативную модель. Ведь даже на высоко-оснащенных предприятиях, выпускающих лодки, мотолодки и катера из легкого сплава, оборудование могло бы браться в частичную аренду на время, пока оно выпускает данное изделие.
Сейчас при формировании цены на товар народного потребления должны начисляться только те накладные расходы, которые действительно идут на его производстве), но на деле некоторые горе-коммерсанты готовы списать на товары все издержки в организации производства. При кооперативной форме отношений рано или поздно все должно прийти к своему физическому смыслу и оплачиваться разумно. А все «что разумно, то действительно».
Расчет между членами ассоциации может проводиться по разным направлениям. Один кооператив может вносить только определенную часть прибыли на решение общих вопросов, другие — соединить свою прибыль в единый фонд и делить его уже по паям за конечный результат или на период общей деятельности.
Отдельно следует рассмотреть вопрос о ценах на продукцию. То, что сейчас творится с ценами, по моему глубокому убеждению, продолжаться долго не может. Ведь мы — потенциальные потребители кооперативной продукции — получаем прежнюю зарплату, назначенную нам государством. Многим ее хватает лишь на самые необходимые покупки. Кооперативные товары могут в основном покупать те, кто в кооперативах и зарабатывает. Повышение цен на продукцию госпредприятий, в том числе и на прогулочные суда, практически планируется.
Как сейчас организуется выпуск товаров народного потребления! Предприятию директивно задается валовый объем в рублях. Не надо быть крупным экономистом, чтобы сообразить за любого директора завода, что он должен сделать в этих условиях. Фонды на материалы и оборудование у него ограничены, людей он привлечь дополнительно не может, так как, с одной стороны, не в состоянии создать дополнительное количество рабочих мест, а с другой — у нас нет безработицы Прогулочные суда пользуются сейчас повышенным спросом. Приняв во внимание все это, директору проще повысить цену и тем самым увеличить объем выпуска.
Так что в условиях любого дефицита и у кооператоров, и у госпредприятий повышение цен — путь к повышению экономической эффективности. Пока есть дефицит, необходим Госкомцен, но стоять он должен на защите интересов покупателей. Этот комитет должен устанавливать единые прейскурантные цены на продукцию как государственную, так и кооперативную. Пусть производят товары те, кто может это организовать эффективнее. Тогда будет экономическая конкуренция. По мере удовлетворения спроса и совершенствования производства цену производитель может снижать, а вот повышать не имеет права.
В нашем случае мы должны быть сразу ориентированы на существующие прейскурантные цены и их сложившийся уровень Прибыль кооперативов будет извлекаться за счет лучшей организации работ и более эффективного труда. По-другому быть не должно. По-другому — обдираловка.
Несколько слов о прокате, тем более, что в стране уже есть первые прокатные кооперативы. Нынче прокат прогулочных судов в основном сосредоточен в системе республиканского Минбыта. Уровень его организации л распространенность явно недостаточны и не удовлетворяют спрос Вместе с тем прокат прогулочных судов даже на таком низком уровне организации высокорентабелен. Лодки и педальботы окупаются, по некоторым данным, за год-полтора.
В то же время, согласно упомянутой директиве Госплана, создается положение, когда в связи с ростом потребительского спроса прогулочные суда будут реализовываться только через торговую сеть и обеспечение их поставок в прокат через внерыночное распределение, как уже говорилось, становится проблематичным. Прокат же выгоден не только прокатчикам; для иного потребителя это единственная возможность пользования судном.
Организация проката возможна как на одном типе прогулочного судна, так и на разнообразных — по всей номенклатуре, выпускаемой ассоциацией. Необходимо только учитывать специфику водоемов и местных условий. Должны предусматриваться все возможные виды проката: почасовой (в том числе в вечерние и ночные часы), поденный, месячный и навигационный; прокат в виде организованных прогулок или круизов по многодневным маршрутам; транспортные услуги (извоз, перевоз людей и грузов); обучение навыкам эксплуатации (виндсерферы, яхты, мотолодки, катера); аренда плавучих дач на выходные дни или время отпуска; катание на водных лыжах; эксплуатация водных аттракционов; пляжный сервис; хранение судов и подвесных моторов, ремонт; организация стоянки судов, принадлежащих населению, обеспечение заправки. Прокатный кооператив создается на принципе хозрасчета и полной самоокупаемости. эксплуатируя арендованные в системе той же ассоциации причалы и суда. Кстати, до организации ассоциации такие кооперативы могут создаваться при предприятиях.
Первоначальные затраты в этом случае (оборудование пункта, закупка прогулочных судов и пр.) осуществляет предприятие, которое потом получает в покрытие расходов отчисления в оговоренном размере. Здесь возможно и сезонное отвлечение работников предприятия или членов кооперативов в систему обслуживания проката. А в межсезонье — целесообразно бросить все силы на производство прогулочных судов и аттракционов.
Уже сегодня ЦКБ «Нептун», выполняя роль головной организации, осуществляет некоторые из изложенных здесь функций, но предприятия, не объединенные одной целью, с трудом идут на развитие кооперационных поставок, мало заинтересованы в освоении новинок, не имеют стимулов к расширению производства. Хочется думать, что объединение их усилий, привлечение кооперативов, сложение капиталов смогли бы резко повысить качество и технический уровень маломерного флота и обслуживания населения. Но проблемы остаются. Закон о госпредприятии не предусматривает реализации сверх плановых объемов по договорным ценам, а в каждой отрасли скапливается много материалов, которые при более хозяйском отношении могли бы пойти в дело.
Ассоциация кооперативов может возникнуть только на истинно добровольных началах. Здесь не подготовишь приказ Министра или постановление Совмина СССР. Путь один — поэтапно стремиться к оптимальному варианту взаимосвязей, а по сути — к потребителю. Видя реальный спрос, реальным следует, сделать и предложение.
Д. Б. Волков, заместитель начальника ЦКБ «Нептун».
Нужны и ассоциации, и конкуренция
Идеей кооперативной ассоциации я увлекся задолго до того, как взял в руки очередной номер «Катеров и яхт» со статьей Д. Б. Волкова «Путь к потребителю». Хотя, сказать по правде, сама идея представлялась несколько в ином виде.
Мне кажется, что для всех было бы выгоднее иметь несколько подобных ассоциаций, действующих на условиях свободной конкуренции. Почему? Во-первых, ассоциация не может быть аморфной. Нужна только четкая к достаточно жестко управляемая структура. Лишь при таких условиях можно обеспечить нормальную ее жизнедеятельность. Однако при отсутствии конкурентов именно такая организация дела может привести к монополизму.
Во-вторых, в схеме ассоциации, предложенной Д. Б. Волковым, предусматривается лишь одна проектно-конструкторская организация, которая будет определять стоимость проектов и изделий, производимых по ним. Не приведет ли это к диктату проектанта? Ведь в такой ситуации кооперативам выгоднее и проще сотрудничать с тем, кто и проект тебе даст, к сбыт обеспечит. Но при этом есть потенциальная возможность «потери» хороших проектов к, может быть, разнообразия на рынке.
Я никоим образом не хочу бросить тень на Д. Б. Волкова к ЦКБ «Нептун», но именно из-за таких соображений стоило бы иметь конкурента.
Вопрос стоимости — самое больное место кооперативов. Если материалы, хотя и с трудом, достать можно, то вот цены для кооперативов на них ужасны. Представьте себе, сколько может стоить один «Летучий Голландец» кооперативного изготовления, когда подходящие для этого углеродные материалы обходятся кооператорам до 54 руб. за погонный метр. О каком же реальном уровне цен тут можно говорить?! А получается в итоге «кооперативная» обдираловка.
К сожалению, психология большинства работников кооперативов, даже тех, кто устанавливает сносные цены, основывается на желании малыми усилиями взять побольше прибыли. Вот почему так скуден ассортимент крупных изделий и так велика масса всяческих безделушек. Именно бессилие кооперативов в производстве сложной продукции и вызывает негативное к ним отношение.
Идея кооперативной ассоциации заслуживает поддержки уже потому, что ее создание может как-то исправить дела.
И. Чернов, г. Свердловск.