Последние XXVII гонки на Кубок Америки, проводившиеся на необычных судах — сверхлегком катамаране «Старз энд Страйпс» и яхте класса К («авианосце», как ее прозвали яхтсмены за семиметровую ширину палубы) «Новая Зеландия», несмотря на длительные судебные процессы и явное несоответствие технических характеристик защитника Кубка и претендента, сыграли положительную роль.
Наконец-то дана отставка яхтам класса R12, на которых разыгрывался Кубок в течение последних 30 лет. Ограниченные весьма строгими рамками правил класса конструкторы хотя и применяли современные материалы для корпуса, рангоута и парусов, «крылатые» кили изощренной формы, но не могли отойти от обводов сравнительно тяжелой яхты начала XX века, когда были созданы правила «метровых» классов R. Увлекательные и динамичные гонки катамарана с «авианосцем» как бы открыли парусному миру глаза на возможность достижения более высоких скоростей, достойных наших дней. Да и спонсоры поняли, что на пороге нового века затрачивать миллионы долларов на то, чтобы выжать лишние десятые и даже сотые доли узла из безнадежно отставшей от времени яхты, не имеет смысла. Поэтому не случайно решение о замене «12-метровиков» в программах Кубка Америки более современными яхтами было практически единогласно одобрено, когда вопрос обсуждался в октябре прошлого года на съезде конструкторов и спонсоров этих соревнований.
Каким должен быть новый «кубковый» класс, — это поручили определить группе яхтенных конструкторов с мировым именем: новозеландцам Яну Мюррею и Брюсу Фарру, американцу Дэвнду Педрику, англичанину Эду Дюбуа и др. А в ноябре 1988 г. новые правила уже были утверждены на ежегодном собрании международного парусного союза IYRU.
Теперь Кубок Америки будет проводиться на яхтах, представляющих собой нечто среднее между «12-метровнком» и «макси-яхтой» для крейсерских гонок, построенной по правилам IOR.
«Кубковая» яхта будет иметь малое водоизмещение с длиной по ватерлинии около 57 футов (17,4 м) — примерно на три метра длиннее чем RI2. Наибольшая длина не должна превышать 23 м. Надводный профиль яхты с ее низким бортом и умеренными свесами будет напоминать профиль предшественницы, она также будет иметь гладкую палубу с открытыми кокпитами. Но на этом их сходство кончается.
Единственным ограничением обводов подводной части корпуса является осадка, которая не должна превышать 4 м. Водоизмещение, несмотря на большие чем у «12-метровика» размерения, может быть снижено до 16 т (около 2/3 водоизмещения среднего «12-метровнка»). Отношение водоизмещения к длине у нового класса приблизительно будет равно 80 (у класса R12 оно составляет 270; у «макси» — около 125; и у яхты класса «К» — 45). Но, как считают конструкторы, лучшие результаты на треугольной дистанции вокруг буев покажут несколько более тяжелые яхты (в отличие от «макси», которые преодолевают океанские дистанции в основном на полных курсах).
Новая яхта наверняка будет иметь U-образные обводы, как у швертбота. Наибольшая ширина ограничена 5,5 м; искусственный развал бортов (как у «авианосца») не разрешается.
Для повышения эффективности плавникового киля разрешается применять только две поворачивающиеся части — руль и триммер, или по типу введенного американцами в 1986 г. подводного профиля «утка» устанавливать два руля. Для фальшкиля можно использовать любой материал не тяжелее свинца, в остальной конструкции «экзотические» материалы не разрешаются.
Яхта будет оснащаться высокими мачтами — до 32 м над палубой, с «дробным» передним парусным треугольником: штаг будет крепиться на уровне около 80% высоты мачты (для сравнения: на R12 передний треугольник имеет высоту 75%, на типичной «макси» — 84%). Однако спинакер разрешается поднимать до топа мачты. Длина спинакер-гика ограничивается величиной, равной 135% основания переднего парусного треугольника.
Паруса допускаются только из ткани, причем разрешены сквозные латы на гроте и короткие латы на стакселях, шкотовый угол которых не заходит в корму за мачту.
Управлять яхтой в гонке будут 16 человек причем их общий вес не должен превышать 1400 кг.
Гоночный балл яхт будет вычисляться по сравнительно простой формуле с минимальными обмерами: он прямо пропорционален площади парусов и длине корпуса по ватерлинии.
Сейчас в 10 странах ведутся интенсивные гидродинамические исследования в опытовых бассейнах, результаты которых позволят выбрать оптимальные соотношения главных размерений и парусности, а также обводы и форму киля для слабых ветров, которые характерны для условий Калифорнийского залива, где в 1991 г. предстоит состояться очередным матчам в борьбе за старейший и почетнейший парусный приз.