Навигационный «лототрон»
В 1637 г. в Стране Восходящего Солнца был издан закон, запрещавший японским подданным выезжать за границу, а все иностранцы были высланы. С принятием этого юридического документа Япония более чем на 200 лет самонзолировалась от внешнего мира, стала «закрытой страной». Изоляция пагубно отразилась на всех областях хозяйственной деятельности, науки к культуры.
Например, корабелам была запрещена постройка крупных судов, капитаны быстро и основательно растеряли навигационные навыки. Место точных знаний в штурманском арсенале заполнили суеверия.
Матросу, сумевшему перед отплытием поймать кошку (особенно ценилась желтая), прощались многие прегрешения. Когда поднимался ветер, несчастное животное бросали в бушующие волны...
Однако после бури морякам приходилось думать о возвращении домой. Вот тут-то из каюты капитана выносился своеобразный «лототрон». Японский ученый Хонда Тосиакк (1744—1821) оставил точное описание этого навигационного прибора:
«Берут несколько листков бумаги пишут на них обозначение стран света, скатывают листки в шарики и кладут их в ящик с дыркой на крышке. Обливаясь слезами, капитан к матросы горячо взывают к Будде к богам земли и неба, чтобы те указали нм верное направление. Затем встряхивают ящик и ударяют по его крышке. Когда одна из бумажек выскакивает матросы подбирают ее. Слезы радости застилают им взор, поскольку это и есть направление, подсказанное богами. После этого корабль твердо держит курс, указанный в бумажке...»
Чемпион среди моделей
Какая самая большая в мире модель судна? Об этом молчит даже книга рекордов Гиннесса. А вот по мнению польского журнала «Жагле», акая модель находится в музее китобойного промысла небольшого американского города Нью-Бедфорд. Это очень точная двадцатиметровая модель (без подводной части корпуса), выполненная в масштабе 1:2, китобойного парусника первой половины прошлого века.
Так как же с курением?
Во время последних гонок на Кубок Америки на спинакере яхты «Новая Зеландия» были помещены слова: «Прекратите курить — и вы значительно улучшите свое здоровье». На спинакере же ее соперника — американского катамарана «Звезды к полосы» красовалась реклама сигарет «Мальборо». Гонку уверенно выиграли американцы.
Плавучий оффис
Нехватка в Токио земель под застройку натолкнуло компанию, которая занимается организацией различного рода конференций, на мысль спроектировать с плавучее здание» водоизмещением около 35 тыс. т. Стоимость такого сооружения, включающего кроме помещений для заседаний гостиницу, рестораны к спортзалы, оценивается в размере 200— 250 млн. долларов.
Вторая жизнь якорей
Каждый экспонат уникальной коллекции музея рыболовства, созданного на берегу реки Лиелупе рыболовецким колхозом «Узвара», мог бы дать сюжет для увлекательного рассказа о прошлом мореплавания. Ведь замысловатые якоря, поднятые со дна рек к Балтийского моря, когда-то сослужили свою службу экипажам небольших лодок, парусников, паровых судов, пока жизнь этих кораблей не оборвалась из-за шторма либо в бою с неприятелем.
Деревянные, каменные и железные якоря, попавшие в разные годы в тралы промысловиков, рассказывают об истории совершенствования этих орудий судоходства. К примеру, один из экспонатов музея специалисты называют якорем голландского типа, возраст его — около трехсот лет. Любопытно, что на некоторых находках, поднятых из морских глубин, при внимательном исследовании были обнаружены факсимиле древних мастеров, чье искусство в то время ценилось очень высоко.
Ультразвук и дельфины
Датские и американские ученые установили, что дельфины и некоторые виды китов одурманивают добычу, прежде чем овладеть ею, ультразвуковыми волнами. Этот факт не был до сих пор известен, потому что морские млекопитающие обычно охотятся на значительной глубине.
Ученым, однако, удалось «подсмотреть», как дельфины долгое время кружили вокруг рыбной стан, «бомбардируя» ее мощными ультразвуковыми волнами. Вскоре рыба потеряла способность к ориентированию и стала легкой добычей.
Первые и самые-самые
После трехлетних усилий французско-польскому экипажу яхты «Вагабонд-2» удалось обогнуть Канаду с запада на восток. Это первая в мире яхта, которая совершила такой рейс.
Француз Франсуа Канто прошел за сутки на парусной доске 421 км и побил тем самым на 125 км рекорд, установленный шесть лет назад голландцем Ван-Дещгарром.
Самое большое японское пассажирское судно будет называться «Фудзи Мару» и перевозить на линии Токио — Гонконг 603 пассажира.
На «Неделе скорости», которая ежегодно проводится осенью в Веймуте (Англия), установлен новый рекорд скорости в классе «С» (яхты с площадью парусности до 27,88 м2): Бернар Кюнен и Морис Гааньон на катамаране «Луазнр-3000» развили скорость 26,44 узла. «Луазир-3000» представляет собой серийный катамаран «Хобби», дополнительно оборудованный подводными крыльями.
Тонет... остров
17 судов вышло в море, чтобы спасти находящиеся на расстоянии 1700 км от Токио маленький коралловый островок Окиносима. Сам островок невелик — на нем с трудом могут поместиться три человека. Но все дело в том, что, если он утонет, Япония потеряет право на владение окружающей его частичкой Тихого океана, в которой водится много рыбы. Именно поэтому островок срочно укрепляют с помощью бетонного барьера.
Нам бы ваши заботы
Остров Гернси, где проводится одни из этапов международных катерных гонок, в прошлом году оказался в мощных тисках кризиса. Дело в том, что несколько тысяч омаров, присланных из Канады для удовлетворения изысканных вкусов зрителей, собравшихся на гонки, оказались на 2 миллиметра короче, чем требуется по местным ресторанным правилам. Омаров отправили назад, а рестораторы с большим трудом нашли других поставщиков.
Еще один рекорд
79 метров — рекорд прозрачности морской воды — зарегистрировала международная океанографическая экспедиция на западногерманском научно-исследовательском судне «Полар Стар» в море Уэдделла в Антарктике. До этого рекорд составлял 53 м. Несколько лет назад он был зарегистрирован в восточной части Средиземного моря.
Пальмы в ... корабле
Сила жизни кокосовой пальмы необычайна. В обширных районах Океании и Юго-Восточной Азии на атоллах из кораллового песка подчас не растет ничего, кроме пальм. Пальма глубоко проникает корнями в песок и даже сильные ураганы ей нипочем. Пьет она океанскую воду и дает великолепные плоды — основной источник жизни островитян наряду с рыболовством. Сам орех попав в океан, может проплывать огромные расстояния, а прибившись к песчаному берегу — прорастать.
В Целебесском море, омывающем берега Индонезии к Филиппин, на отмели еще во вторую мировую войну затонул сухогруз. Течения и ветры наполнили его ржавый остов песком, а кокосовые орехи, приплывшие неизвестно откуда — с Гуама ли, с Филиппин, а быть может, и с далекого Паумоту, — проросли. Вот и поднимаются ныне две стройные пальмы из старого корабельного корпуса.