«Ерши» пользуются у любителей отдыха на воде, рыболовов и охотников вполне заслуженной популярностью. Их привлекает прежде всего простота конструкции, неприхотливость в эксплуатации и небольшой вес, позволяющий перевозить лодку на легковом автомобиле. В кокпите достаточно места для размещения рыболовных снастей и нехитрого снаряжения. Привлекательной оказалась и универсальность «Ерша». Напомню, его можно эксплуатировать как на веслах, так и под мотором мощностью до 5 л. с.
Естественно, что в процессе эксплуатации лодки в самых разных условиях любители вольно или невольно выявляли ее слабые места. Об этом они писали и в ЦКБ «Нептун», и на завод. В «КиЯ» №117 была опубликована статья «Всем «Ерш» хорош, но...», в которой поднимались вопросы улучшения лодки. Все это стало исходным материалом при модернизации проверенного временем «Ерша».
Основные данные лодки «Ерш»
Длина наибольшая, м | 2,60 |
Ширина наибольшая, м | 1,20 |
Высота борта на миделе, м | 0,44 |
Грузоподъемность/вес, кг | 150/48 |
Допустимая мощность ПМ, л. с. | 5 |
При совместной работе над конструкцией, проведенной ЦКБ и заводом, прежде всего ставилась задача «вылечить» лодку от выявленных недостатков и расширить ее эксплуатационные возможности, оборудовав парусным вооружением. Скоро покупателям будут предложены сразу две модификации: «Ерш-М» и «Ерш-П» (о них вкратце уже сообщалось в «КиЯ» №135).
Каковы главные отличия «Ерша-М» от базовой модели? Как показала практика, прежняя конструкция крепления банок с блоками плавучести к лодке с помощью шпингалетов оказалась недостаточно надежной. А это большой минус, ибо в случае отделения банок от корпуса блоки плавучести перестают выполнять свои функции. Кроме того, воздушные ящики занимают много полезного объема.
На новой модели блоки плавучести делаются из пенопласта ПСБ-С и размещаются между бортом и стрингерами. Запас плавучести при этом увеличился. Правда, владельцы нового «Ерша-М» не смогут теперь использовать это пространство для хранения различных мелочей. Некоторая компенсация получается за счет большего простора внутри самой лодки. Главное же — возросшая надежность суденышка, которое особо уязвимо для ветра и волн, полностью, на наш взгляд, оправдывает такое решение.
Банки теперь состоят из двух сосновых досок и крепятся к отфланцовке стрингеров винтами М5. Для получения оптимальной центровки сохранена возможность перемещения банок вдоль лодки.
Другое конструктивное отличие — закрывающийся лючок (400X300 мм) на носовой банке.
Обводы, материал и конструкция корпуса остались прежними, что позволяет заводу перейти на новую модель без серьезных изменений технологической оснастки.
Такой принцип был взят за основу и при проектировании «Ерша-П» на базе «Ерша-М». Он станет самой универсальной моделью, обеспечивающей плавание под веслами, мотором и парусом.
Главным при оснащении «Ерша» парусным вооружением было условие, чтобы не пострадали ни эксплуатационные, ни ходовые качества лодки при плавании без паруса. Естественно, учитывался и тот факт, что владельцами «Ерша-П» станут люди, в большинстве своем не имеющие опыта хождения под парусом. Поэтому парусное вооружение было сделано простым, надежным и обеспечивающим безопасность плавания при скорости ветра до 7 м/с.
За основу взят подвесной парус из лавсана «Яхта», выпускавшийся несколько лет назад Тюменским моторным заводом и удовлетворявший вышеперечисленным требованиям. С этим предприятием уже имеется договоренность на поставку первых 200 комплектов для опытной партии.
Мачта «Ерша-П» — свободностоящая, парус — шпринтовый площадью 3,5 м2.
Мачта, гик, шпринтов имеют разборную конструкцию, выполненную из труб дюралюминиевого сплава Д1Т (50Х2 и 25Х1,5 мм). В разобранном виде все парусное вооружение можно уложить в лодку.
Заглушки, клиновые стопора и обушки сделаны из полиамида.
Брештук «Ерша-П», по сравнению с предыдущими моделями, увеличен в размерах. Через отверстие в нем и отверстие в носовой банке вставляется мачта. Шпор ее упирается в степс, приклепанный к днищу. Такая конструкция надежна и позволяет быстро «срубить» мачту при усилении ветра или переходе на другой вид движителя.
Парус управляется гика-шкотом, проведенным через закрепленный на днище блочок. Оттяжка шпринтова и галс-оттяжка крепятся в клиновых стопорах на мачте.
Для обеспечения удовлетворительных лавировочных качеств на «Ерше-П» установлен швертовый колодец с кинжальным швертом. Варианты со скуловыми швертами и навесными шверцами были отклонены (в первом случае — из-за ухудшения проходимости лодки по мелководью и заросшим водоемам, а во втором — из-за трудностей совмещения надежности и требований дизайна).
По технологическим причинам ось швертового колодца смещена от ДП к борту на 55 мм, что практически не сказалось на лавировочных качествах. Колодец, склепанный из двух листов (сплав АМг-5М, δ=1,5 мм), нижним фланцем установлен на корпус, а верхним закреплен между носовой и средней банками. Последняя жестко закреплена, ее нельзя передвигать вдоль лодки. Шверт изготовлен из листа сплава АМг-5М толщиной 5 мм.
Рулевое устройство навешивается на прикрепленные к транцу кронштейны при помощи оси и фиксируется шплинтом.
Профилированное перо руля сделано из фанеры ФБС толщиной 10 мм, покрытой тремя слоями лака. Поворот пера руля в коробке регулируется резиновыми прокладками и степенью затяжки винта-барашка.
Таким образом, оставив на берегу парусное вооружение, вынув шверт и сняв рулевое устройство, вы практически получаете лодку «Ерш-М». О том, что это парусная модификация, будут напоминать лишь швертовый колодец, увеличенный брештук и кронштейн рулевого устройства на транце. Для превращения лодки в парусник потребуется всего 10—15 мин.
Парус можно использовать и как дополнительный движитель в помощь подвесному мотору небольшой мощности. Мотор в этом случае сможет развить более высокие обороты, повысится отдача мощности и скорость движения лодки возрастет.
Проведенные испытания новых модификаций лодок подтвердили правильность принятых решений. Остойчивость «Ерша-П» под парусом оказалась достаточной даже при скорости ветра 12 м/с (инструкция разрешает плавать при скорости ветра до 7 м/с). От рулевого не требовалось энергичного откренивания, достаточно было сесть вплотную к наветренному борту. Из этого, конечно, не следует, что можно ходить при таком ветре, не имея достаточного опыта. Это подтверждает лишь степень безопасности эксплуатации лодки при внезапном усилении ветра выше нормы.
В целом лодки оправдали наши надежды.
Оптовая торговля новыми моделями «Ершей» будет производиться через Тюменскую базу «Роскультторга».