«У нас в Краснодаре с октября прошлого года работает судостроительный кооператив «Парус». Готовятся к открытию еще два кооператива, связанные с парусным спортом. Словом, спасибо за рекламу, она оказалась полезной. Надеюсь, кооперативы сумеют достойно конкурировать с нашими зачуханными экспериментальными верфями. Необходим выпуск дельных вещей, а то ведь новосибирские блочки и стопора мало того, что не весть какие,— их явно недостаточно и они очень дороги».
А. Кулик
Разные поступали в редакцию письма. И вдруг, как снег на голову, пошла почта только об одном кооперативе — «Факел». Ее истоки — та же самая реклама. Но будем последовательны.
Публикуя рекламные объявления, мы преследовали единственную цель — поддержать кооперативное движение, направленное на возрождение маломерного флота и его техническое оснащение, на развитие спортивного судостроения.
Одним из первых предложил рекламу своей продукции украинский кооператив «Факел». Разумеется, никто из нас не мог усомниться в добрых намерениях солидного киевского производственного объединения «Большевик», при котором организовался «Факел». Да и продукция его представляла большой интерес для многих читателей «КиЯ». «Факел» предлагал надувные баллоны для катамаранов из высокопрочного полиэтилена, чехлы для них, готовые катамараны для охотников и рыболовов, даже надувные дачи. Гарантировал и четкие сроки исполнения заказов. Для туристов-водников открывалась заманчивая перспектива.
Реклама была оформлена по всем правилам с предполагаемой ответственностью ее авторов не только за продукцию, но и за печатное слово. Был указан номер счета, по которому заказчик должен высылать деньги и свои координаты. Соблюдены и все прочие формальности.
Эхо от помещенной нами рекламы донеслось до редакции через три месяца:
«Прошу сообщить, существует ли кооператив «Факел»? На ряд моих запросов по поводу изготовления баллонов из полиэтилена с чехлом из капроновой ткани он хранит гробовое молчание. Открытки для ответа я прилагал в каждом случае. Стоит ли надеяться на эту крайне несолидную организацию?»
М. Земцов, г. Балашиха, Московской обл.
«Я воспользовался объявлением кооператива «Факел» и выполнил все условия, которые он поставил. До сего дня не получил никакого уведомления о получении денег и об исполнении заказа. Данное письмо я пишу для того, чтобы уберечь читателей журнала от услуг «Факела».
B. Пушков, Москва
В «Познакомившись с торговой рекламой кооператива «Факел», мы заказали надувные баллоны для постройки опытного катамарана. Кстати, инициаторами нашей затеи были дети, и очень обидно — они оказались обмануты. Кооператив выманил деньги и не выполнил обещания».
По поручению парусной секции В. Перебейносов
В «Перевел 28 руб, ждал баллоны два месяца и ничего не получил. Написал письмо на адрес кооператива «Факел» — нет ответа».
C. Деулин, Москва
В «Перевел 24 руб. Прошло три месяца, но от кооператива вестей не получил».
Л. Поспелов, Москва
Подобных писем скопилось в редакции уже предостаточно. В. Надоша из Кременчуга отправил 22 рубля, В. Сербии из Харькова — 120 руб... Письма из Волгограда, Воронежа, Чайковского...
Положение заказчиков, как, впрочем, и редакции, совершенно понятное. А итог всей этой истории многим начинающим кооперативам должен быть поучителен: кооператив «Факел» себя скомпрометировал!
Мы связались по телефону с заместителем генерального директора производственного объединения «Большевик» Г. Науменко, курирующим кооператив:
— Я ничего об этих фактах не знаю, позвоните позже...
Ответ, как видите, убедителен: одинаково не чувствуют на себе ответственности за депо и заместитель генерального директора, и сам председатель кооператива «Факел» Ю. Гончаров. В этом причина и бестактного отношения к заказчикам. Ответили хотя бы людям, приславшим деньги!
Вскоре выяснилось, что с рекламой кооператив явно поспешил. Дали ее, не имея ни базы, ни сырья.
И теперь многим заказчикам деньги приходится возвращать...
Читатели, думавшие прибегнуть к услугам кооператива «Зодиак» из Подмосковья, предлагают еще одну антирекламу:
«В начале августа отдыхал в Клязьминском пансионате и — о, чудо! — узнал о прокате здесь швертботов «Лазер» и парусных досок «Мустанг». Отправились с сынишкой по указанному адресу, и радость исчезла. Нас сразу же охладили цены: час проката доски стоил пять, яхты — семь рублей. Цифры, прямо скажем, хищнические. В Геленджике, помню, брал в прокат «Мустанги». Но там за час надо было платить 1 руб 40 коп. Не слишком, правда, дешево, но все же доступно».
В. Белов, Москва
Таковы вот тени и блики кооперативного сервиса!