Последующим шагом в усовершенствовании надувных моторных лодок стало использование в конструкции жесткого днища, которое обеспечивает сохранение гидродинамической формы при глиссировании. Первое время жесткость днища обеспечивалась за счет установки фанерных сланей поверх днищевой обшивки из водонепроницаемой ткани. Такое конструктивное решение используется и в настоящее время на небольших надувных моторных судах.
Основные данные мотолодки
Длина наибольшая, м | 3,8 |
Ширина наибольшая, м | 1,7 |
Вес (без мотора), кг | 80 |
Пассажировместимость, чел. | 2—3 |
Мощность подвесного мотора, л. с. | 30 |
Скорость с полyой нагрузкой, км/ч | не менее 40 |
В начале 70-х годов в Англии впервые применили комбинацию жесткого днища с надувными бортами для судов береговой спасательной службы (см. «КиЯ» №70). Подобные суда длиной более 7 м с подвесными и стационарными двигателями показали высокие скоростные и мореходные качества, наиболее хорошо, благодаря мягким надувным бортам, зарекомендовали себя в морских спасательных операциях. В последние годы это удачное конструктивное решение начали применять и на судах сравнительно небольших размеров, как на зарубежных, так и на отечественных (например, на надувной мотолодке «Крым-5» — см. «КиЯ» №127).
Благодаря жесткому недеформирующемуся на волне днищу такие суда сочетают хорошие ходовые качества с высокой степенью безопасности, которая достигается за счет большого объема плавучести мягких надувных бортов. В ненадутом виде мягкая обшивка сворачивается внутрь корпуса и судно перевозится на крыше легкового автомобиля.
На Ленинградском экспериментальном заводе спортивного судостроения совместно с ПО «Ярославрезинотехника» создана новая модель надувной мотолодки с жестким днищем. В первую очередь она предназначена для обслуживания соревнований по водным видам спорта, в том числе парусных соревнований, проводящихся при свежем ветре и волнении.
При разработке конструкции судна особое внимание уделялось обеспечению его высоких эксплуатационных качеств, в том числе и таких, как возможность безопасного подхода и спортивным судам при волнении, оказания помощи спортсмену, оказавшемуся в воде, обеспечения легкой транспортировки судна к месту соревнований.
Мотолодка представляет собой судно с жесткой днищевой секцией, включающей транец, которая выклеивается из стеклопластика. По периметру жесткого днища закреплены надувные баллоны из прорезиненной синтетической ткани. Для обеспечения надежности и безопасности баллоны разделены на отсеки, образующие борта и носовую оконечность судна. На жесткой внутренней секции установлены сиденье водителя и рулевая колонка. Спинка сиденья и колонка могут откидываться, что уменьшает габарит судна по высоте при транспортировке.
Под подушкой сиденья имеется место для установки аккумулятора, хранения инструмента и аптечки. В корме располагается съемное надувное сиденье, одновременно служащее дополнительным объемом плавучести.
Подвесной мотор крепится на транце и может откидываться при наезде на препятствие и при хранении судна на берегу.
Управление мотором осуществляется с помощью ДУ; рукоятка управления газом и реверсом установлена на основании сиденья.
На мотолодке предусмотрены вспомогательные весла. По бортам установлен леер, необходимый при проведении спасательных операций.
Для изготовления корпуса и внутренней секции используется стеклопластик на основе полиэфирной смолы ПН-609 и стеклоткани марок СЭ-01 и Т11-ГВС-9. Отдельно формуются оболочки днища и внутренней секции. После установки необходимых деревянных закладных деталей и деталей палубной арматуры оболочки склеиваются между собой эпоксидным клеем, приготовленном на основе смолы ЭД-20.
После соединения корпуса с внутренней секцией по периметру приклеивается резиновый баллон.
В комплект поставки мотолодки входят подвесной мотор «Вихрь-30Э», кильблоки, чехол, якорь, огнетушитель, спасательные жилеты, швартовно-буксирное устройство, весла.
Испытания мотолодки проводились на акватории р. Невы и на Всесоюзных соревнованиях по водномоторному спорту на приз журнала «Катера и яхты» в г. Клайпеде прошлым летом.
Лодка легко выходит на глиссирование, маневренна, устойчива на курсе.
Предназначена для продажи организациям по безналичному расчету. Цена 3950 руб.