Справка
- Население ПНР — около 40 млн. чел.
- Яхт-клубов — около 1200.
- Яхт крейсерских — около 15 тыс.
- Яхтенных капитанов — около 200 тыс.
- Недипломированных мореплавателей — 200 тыс. X 4 или 5.
Читатель, извини. Заголовок этого репортажа — не ошибка. Он привязан не к Польше в целом, омываемой на севере морем, а к одному лишь ее региону откуда и впрямь не услышать плеска волн. В дальнейшем ты поймешь, как можно ходить под парусом, когда со всех сторон света тебя окружает суша: поля, леса, шахты, металлургические комбинаты, железнодорожные линии...
Да и справка о парусной Польше требует пояснения, ибо далеко не каждому нашему яхтсмену сами по себе эти цифры что-то скажут. Все, как говорится, познается в сравнении. Давайте же сравним. Сколько, скажите, у нас населения! Правильно, в семь раз больше, чем в ПНР. А аттестованных яхтенных капитанов! Никто точно не скажет, но что-то около пятисот — в сотни раз меньше. О водных просторах, простите, стыдливо умолчим.
Я привожу эти цифры не для того, чтобы удивить или сразить наповал, а для того лишь, чтобы люди, от которых зависит развитие отечественного любительского парусного флота, попытались еще раз ответить на чрезвычайно прозаический вопрос почему повсюду в мире яхтинг процветает, а у нас многие годы зарождается! Этот вопрос задавали мне и польские коллеги-журналисты перед праздником, на котором я понял, что...
Тут, кажется, поют все
Тридцатилетие известного в СССР польского журнала «Жагле» («Паруса»), на которое я был приглашен редакцией, началось не столько необычно, сколько непривычно. В одной из внушительных по размерам комнат Варшавского Дома журналистов воспринимавшейся лишь приемной перед огромным залом, буквой «Т» стоит длинный стол под скатертью с бокалами тонизирующего напитка. Вокруг него собираются гости: великие1 и балтийские капитаны, журналисты, друзья и авторы «Жагле». Громко разговаривают, рассматривают праздничный номер своего журнала, открывающийся, кстати, поздравлениями от Председателя Совмина республики Ф. Раковского и министра по делам молодежи и спорта А. I ваш невского. (Тут же опубликовано поздравление от «Катеров и яхт», подписанное всеми сотрудниками редакции.)
Сразу ловлю себя на мысли: как может не получать развития в стране водный туризм, если Польский парусный союз возглавляют руководители столь высокого ранга, если он постоянно находится в зоне внимания правительства?
Лешек Блащик — главный редактор «Жагле» открывает торжество коротким вступительным словом. Не усаживались в кресла, заготовив свежие выпуски вечерних газет, не настраивались на многочасовые слушания. Все менялось как в калейдоскопе: одно за другим следовали короткие выступления, стол быстро пополнялся памятными подарками. Последним от имени всех советских яхтсменов вручаю Л. Блащику ленинградские сувениры — часы с изображением парусника (чтобы «Жагле» всегда шел в ногу со временем и чуть-чуть впереди) и барометр-штурвал (чтобы для польских яхтсменов он всегда склонялся к «солнечно») с памятной гравировкой...
И сразу концерт, который длился значительно дольше торжественной части. А ведь выступали прямо в этой же комнате, в окружении присутствовавших, не признанные «звезды» польской эстрады, а просто небольшой ансамбль из симпатичных молодых ребят-яхтсменов, «вооруженных» столь «старомодными» инструментами, что профессионалы вряд пи смогли бы сдержать ироническую улыбку. Видавшая виды скрипка, обыкновенная семиструнная гитара, что-то вроде обычного ведра для ударника. Самым мудреным было, как назвал этот инструмент его владелец, англо-концертино из Ирландии, кстати, единственное, якобы, в Польше. Инструмент внешне напоминал русскую гармонику в миниатюре, но по звучанию ничего общего с ней не имел.
Пели ребята отменно. И столько в их оригинальных мелодиях юмора, энергии, задора, что весь зал приходит в движение. Прихлопывают в ладоши, пританцовывают, кто-то пытается подпевать. Самодеятельных певцов зал буквально удерживал, требуя все новых и новых песен.
Потом необычный концерт продолжался уже в доме одного из яхтенных капитанов. В тот вечер я не услышал песен, прозвучавших дважды. И каждая была полна неповторимой морской романтики.
Так состоялось знакомство с одним из лучших в ПНР ансамблей «Прощание с Ливерпулем», первое знакомство и с самой жеглярской песней, во власти которой находится парусная Польша.
Здесь кажется, и впрямь поют все. Аналогичные ансамбли имеет любой яхт-клуб, каждая детская парусная школа, ежегодно в стране проводится Всепольский фестиваль морской песни, огромными тиражами издаются кассеты с их записями, которые продаются в магазинах «Все для яхтсменов». Подарок — кассету «Ливерпуля» в привез в Ленинград, а когда проигрывал ее для друзей, один из них проронил: «Не знаю, что это такое, однако, кажется здорово запахло морем».
Фестиваль всепольский, но из каких только стран не приезжают для участия в нем исполнители шанти! Не слышал Фестиваль лишь русских голосов. Члены «Ливерпуля» даже спрашивали: «Неужели у вас не поют морских песен, ведь был же неповторимый и неподражаемый Владимир Высоцкий!» Был. И поют, вероятно. Но когда в №129 «КиЯ» мы рассказывали о «Шанти-87», не случайно последними словами заметки были такие: «Остается лишь сожалеть, что нашим морякам шанти практически неизвестны. Да и морские песни почему-то забываются».
Действительно, грустно. Море, паруса и... молчание Трудно, однако, поверить, что в нашей огромной стране не найдется самобытных талантов, что над волнами необъятных морских просторов вообще не звучат наши собственные шанти. А копи так, пора заявлять о себе.
Впрочем, для людей творческих это далеко не единственная и заслуживающая внимания информация. В Центре технического прогресса г. Квтовице мне показали несколько фильмов, музыкальным фоном для которых служила все та же жеглярская песня. ЦТП раз в две года проводит фестивали парусных фильмов, как любительских, так и профессиональных. Это бесхитростные ленты, отснятые в плаваниях и воспевающие прелесть парусного туризма. Демонстрируя их, руководители Центра сетовали: еще ни разу в подобных праздниках документального морского кино не участвовали советские авторы.
Причем, не обязательно ехать в ПНР, чтобы представить свою работу. Отснятый фильм можно переслать по почте.
Аналогичные пожелания и предложения — факты отнюдь не рядовые и имеют глубинные корни. Сегодня многие в Польше стремятся к расширению культурных, деловых и просто дружеских связей с советскими людьми, чего не было еще всего несколько лет назад. Вот, например, и известная сейчас в республике акционерная компания
«Интерстер» тоже ищет контакты
Но в чем же дело, каковы причины столь возросшего к нашей стране интереса! Ответ прост. Конечно же, перестройке и вызванные ею позитивные перемены: страна перестает быть «закрытой» для себя и ото всех. Процесс оздоровления нашего общества с одобрением встречен в братской республике и, если быть объективным, поляки страстно хотят нашей перестройки и верят в ее успех.
Сегодня в Польше не без удовольствие вспоминают визит М. С. Горбачева и случай, связанный с рождением одной любопытной грампластинки. Певец Анджей Росевич добился каким-то образом встречи с Михаилом Сергеевичем и Раисой Максимовной и убедил их прослушать свою новую песню, которая, якобы, слушателям очень понравилась. Вскоре она была записана на пластинку, в один миг ставшую редкостью. Мне не удалось приобрести новинку в музыкальных магазинах, но в некоторых яхт-клубах слушал ее. Начинаясь словами «Новости. Гласность. Перестройка», песня содержит такой вот куплет:
«Михаил, Михаил,
Это песня для тебя.
Чтобы новые реформы
Так довел ты до конца...»
Это песня для тебя.
Чтобы новые реформы
Так довел ты до конца...»
В Парусном союзе, проиграв пластинку, один из присутствующих горячо говорил о том, что лично он хочет, чтобы перестройка шла быстрее, охватывая все новые и новые стороны жизни И привел пример, который считает нелогичным. Любой польский яхтсмен в любой момент может сесть в лодку и отправиться, скажем, в ФРГ. Совершенно свободно. Сходить таким образом в СССР — невозможно. По-прежнему много формальностей, ограничений, необходимо добывать чье-то приглашение... Вот, мол, хочет один студенческий экипаж побывать в Таллинне или Ленинграде для установления связей со студентами местных вузов, да вызова нет... Мне остается к этому лишь добавить: яхт-клуб Ленинградского кораблестроительного институте послал приглашение студенческому польскому экипажу. Плавание состоится!
Ну в что же «Интерстер», вынесенный в название главы! Председатель правления акционерной компании Станислав Толвиньский начал заинтересованно и убежденно:
— Времена здорово изменились, мы теперь вправе не только мечтать, но и надеяться на взаимовыгодное сотрудничество с советскими организациями. Если они создают совместные с капиталистическими фирмами предприятия, то пойти по такому пути с компаниями социалистическими — сам бог велел. Можем пи мы что-либо дать! Безусловно!
«Интерстер» — компания молодая и невероятно быстро прогрессирующая. За последние годы она увеличила чистые прибыли в четыре раза, обеспечив чуть ли не самую высокую в Польше заработную плату своим сотрудникам.
Сфера действия в значительной степени завязана на парус. Компания организует туризм, проектирует яхты, выпускает изделия — от различных яхтенных мелочей до солидных парусников, издает свой журнал, про дает производимую продукцию через сеть разбросанных по стране собственных магазинов...
И предложения к советской стороне у акционеров вполне конкретные. Польским парусным туристам, скажем, необходим выход в Средиземное море. Оптимальный для них вариант — из Киева, к примеру, и через Черное море. Компания готова построить в Киеве или в другом городе все необходимые сооружения для стоянки, хранения и ремонта яхт, бесплатно отдав половину площадей для нужд местных яхтсменов.
Другой путь взаимовыгодного сотрудничества — открытие магазинов «Все для яхтсменов» в портовых городах Прибалтики и Черноморья, в Ленинграде и Москве. За него обеими руками проголосуют все парусники. В условиях абсолютного штиля на наших предприятиях и острейшего дефицита на любые товары этой категории нет пока лучшего пути удовлетворения колоссального спроса населения.
И, наконец, еще один интересный штрих к характеристике «Интерстера». Размещая свою торговую сеть, компания не привязывается к большой воде, а проникает в глубь страны, туда,
Где и воды-то нет
Приписать такую странность к причудам — нельзя. Она объясняется особым отношением к парусному туризму и тенденциями его развития. В Польше считают: для того чтобы стать настоящим яхтсменом, нужна не вода, а желание.
Катовице — наилучшее подтверждение. Здесь парусный туризм по популярности не уступает футболу.
Председатель воеводской организации Парусного союза Юзеф Жила, встретив нас с корреспондентом «Жагле» Юреком Фийко на вокзале, сразу же усадил в автомобиль и повез показывать город. Скорее не город, а целый массив городов, слившихся воедино так, что один дом может находиться одновременно в двух населенных пунктах.
Катовице — высокоразвитый индустриальный центр страны. Он дает 20 % национального бюджета. Многочисленные предприятия — шахты и металлургические комбинаты — беззастенчиво занимают здесь даже центральную часть. Хотя Катовице и не Мехико, но воздух по этой причине чертовски тяжел.
Первые представления об экономике и экологии наталкивают на мысль, оправдывающую парусный бум в воеводстве. Если предприятия богатые, а дышать нечем — естественно желание сбежать хотя бы на время от гнетущего смога. А где еще, как не на яхте и воде, можно дать легким отдохнуть! Однако, не находя аналога в нашей стране, уточняю свои выводы у Юзефа. Улыбается:
— Точно, но не на сто процентов.
Остальные проценты «уловил», когда приехали на озеро, размерами не больше Кавголовского под Ленинградом. Кстати, все внутренние озера Польши — искусственного происхождения, возникли на месте бывших карьерных разработок. И что особо ценно — ни один квадратный метр водоемов не пропадает впустую. Если появилась вода — будьте уверены, она не обойдется без паруса.
Юзеф Жила с какой-то подчеркнутой гордостью произносит: «Здесь начинался катовицкий парусный спорт». Чувствую, именно он когда-то начинал обживать водоем. А сегодня на берегах разместились десятки яхт-клубов с многочисленным флотом и «домиками-пряниками» для отдыхающих. Я очень пожалел, что стояла зима, озеро покрыто сероватым снегом, лишь кое-где виднелись оставленные рыболовами лунки. Представляю, насколько зрелищно будет оно выглядеть летом.
А вот и самый первый яхт-клуб — отличное двухэтажное здание со всеми необходимыми подсобками и даже залом для торжеств и вечернего отдыха. Клуб находился в ремонте, но уже скоро должен был открыться — лора было начинать занятия по повышению яхтенной квалификации. К слову, у себя мы нередко слышим жалобы начинающих спортсменов: мол, невозможно стать яхтенным капитаном, так как «старые морские волки» не дают дорогу молодым. В Польше любой желающий за семь лет может получить желанный аттестат. Тут количество дипломированных капитанов — показатель уровня развития парусного туризма.
Яхт-клуб, в котором мы находились, трудно даже поверить, создавался в очень тяжелые для ПНР годы, которые вконец подорвали экономику страны. И все же нашли возможность, ибо на долю вышеупоминавшихся «процентов» приходилась еще фанатичная любовь поляков к морю и стремление к воспитанию через него настоящих мужских характеров. В Польше любят говорить: «Парус — это не спорт, это характер». Сам Раковский не раз употреблял крылатую фразу. Поляки не ограничивают себя пресловутым олимпийским треугольником и не приносят в жертву ему массовость и здоровье нации. Здесь могут вспоминать об отдельных успехах «Финнов» и «Звездников», об участии в гонках «Уитбред», об Анджее Завее, тренирующем сейчас испанскую команду, но я то и дело замечал, как беседы незаметно переводились на парусный туризм. И как тут не понять: 95% плавающих под парусами — туристы.
Тогда же, в 1980—1981 гг., яхт-клубом была самостоятельно построена н первая яхта — деревянная «Каролина». Однако ей отчаянно не повезло. Сначала корпус съели древоточцы, после ремонта — губительный пожар. Построил клуб новую «Каролину», но... судьба: яхта села на мель, ее погрузили на проходившее судно и вместе с яхтой оно затонуло.
Несколько минут езды, и мы в самом центре города Катовице у малюсенького озера. Смотрю, и ничего не понимаю. По нашим меркам тут и гребным лодкам тесновато. Неужели, думаю, и этот искусственный водоемчик приспособлен под парус! Да, именно! Строения на берегу, оказывается — детская парусная школа. Директор ее Збигнев Климчак смеется:
— Еще как гоняют ребятишки. У нас 20 «Оптимистов» и четыре «Кадета». Постоянно занимаются 2S—30 мальчиков и девочек.
Несколько позднее задаю все же Юзефу Жиле давно напрашивающийся вопрос:
— «Оптимисты» и «Кадеты» — понятно. А что же делают в Катовице великие капитаны, где же ваши морские и океанские яхты?
— В яхт-клубах на Балтике. Много больших яхт на Мазурских озерах. Садишься на поезд, и через 340 миль — здравствуй, море и парус! Быстрей бы отпуск — самое золотое времечко!
Поляки очень любят слово самый. И если они хотят выделить что-то из целого ряда, обязательно произносят «самый большой», «самый известный», «самый длинный», «самый древний». Но если Катовице — самый развитый в парусном отношении среди сухопутных городов, то великий капитан Мечислав Миллер, с которым я познакомился в здешней детской парусной школе, с полным правом может носить звание.
Самый старый капитан
И не только в Польше, но, пожалуй, и в мире. Ему уже 87 полных лет, но ни на один сезон он не оставлял свой пост, являясь до сих пор активно действующим капитаном. В феврале повел свою яхту «Телига» на Канарские острова, летом должен взять курс на Италию. На борту судна, между прочим, находится не просто экипаж, но и большая группа туристов, каждый из которых, доверяя себя опыту и крепкой руке старого капитана, платит за такую прогулку до полумиллиона злотых.
Крепыш, великолепно владеет русским языком, юмор хлещет через края. Беседовать с ним легко и приятно. Он сам и начал разговор.
— Знаете, я, видать, и действительно безнадежно стар. Дразнят меня самым старым капитаном, но ведь я еще и самый старый в Польше... читатель «Катеров и яхт». Все 137 номеров про-лупил, да не по одному разу. Вот только первый номер куда-то уплыл благодаря друзьям. Не переиздадите его, случаем? Или и так есть о чем писать?
— Все зависит от того, как много интересного поведает великий капитан. Мне кажется, у вас было какое-то необыкновенное вхождение в парусную жизнь.
— Верно, необыкновенное! Очень больное. Великий капитан маленького роста в 14 лет самостоятельно построил свою первую рыбацкую лодку, сделал из огромного полотенца парус, сколотил из сопливых товарищей экипаж и... айда в плавание. Естественно, тайно от отца. А вот вернуться так же тайно не удалось: плавание здорово затянулось. Отец встретил с ремнем в руке и ласково спросил: сам снимешь, это он штанишки имел в виду, или помочь? Сам — говорю. И пошло-поехало, вдоль да поперек. Но чем больнее становилось розгование, тем крепче — тяга к парусу. Позднее занимался мотоциклом, сплавом, автоспортом — даже в международных соревнованиях участвовал... Одним словом, любил и люблю все, что связано с движением.
— Вы плаваете уже 73 года. Остались ли хоть для вас на нашей планете белые пятна?
— Удивительно, кажется, все исколесил: вокруг земного шара ходил, трижды Атлантику пересекал, сотни маршрутов позади, а все же даже на нашей маленькой Земле пятнышки остались. Чудом каким-то боженька Новую Зеландию уберег от моего визита.
— Когда же туда?
— Увы, в планы ближайшего десятилетия Зеландия снова не вошла.
— У вас за плечами по существу — большая жизнь-плавание. Что представлвется в ней самым трудным?
М. Миллер хитровато улыбается:
— Борьба с женами. Да, да, не удивляйтесь. Именно с женами. Они повсюду одинаковы: и у вас, и у нас. Ухватится и не отпускает. Плавать-то, причитает, легко, а ты вот со мной рядом поживи. Сколько хороших моряков превратилось в домоседов. Ведь внушали им: парус — это характер! Не вняли. Я выдержал. Правда, трижды пришлось разводиться, но не жалею. Я жен подыскивал таких, чтобы наш средний возраст оставался постоянным. Чем старее Миллер, тем моложе жена.
— А как же последняя? Не давит?
— Так ведь я вроде совсем взрослым стал. В моем возрасте мужчину вряд ли можно переделать...
Недолгой, к сожалению, была наша беседа. Яхта может подождать опаздывающего, поезд — нет. Вот уже и самолет на Ленинград набирает высоту. Как быстро пролетела неделя!
Примечания
1. Великими в ПНР называют яхтенных капитанов с правом на океанские плавания.