«Утвердившаяся в журнале рубрика «Вам отвечает ГИМС» стала привлекать внимание не только судоводителей-любителей, но и самих работников ГИМС. Это подтверждает письмо инспектора Бурятской ГИМС Е. Рютина.
Далеко не все благополучно в подразделениях контрольной службы на воде. В №139 «КиЯ» за текущий год мы напечатали статью начальника Днепровско-Азовской бассейновой ГИМС В. Вчерашнюка о той же неудовлетворенности организацией важного дела. Бюрократический механизм, утвердившийся в системе государства, заработал и в новой организации, порождая несметное количество циркуляров, инструкций, приказов сверху, которые подчас отвлекают от самого главного - от наведения порядка на воде.
Бурятию от Днепра отделяют тысячи километров, но принципы отчетности, планирования и организации работы очень похожи — план зачастую становится важнее цели, ради которой была организована инспекция. У нее будто бы одна задача: любыми средствами выколотить лишний рубль у судоводителя-любителя для своего существования И начинается крючкотворчество: замена номеров, придирки к «самострою» при техосмотре, техосмотры плановые и внеплановые, экзамены и переэкзаменовки...
Если бы обилие всех этих мероприятий не травмировало судоводителей любителей, то от них в редакцию не приходило бы столько писем на одни и те же темы.
Красноречивым подтверждением порочной практики работы ГИМС г Феодосии может стать коллективное письмо общества водномоторников «Прибой»:
«Просим выяснить в Управлении ГИМС СССР со ссылкой на законодательные документы и сообщить нам правомерность требований ст инспектора ГИМС Феодосийской зоны Зинченко Э. С В 1989 г. он потребовал:
1. Уплату за техническое освидетельствование всех плавсредств, даже тех, которые в стадии постройки, в ремонте или законсервированы.
2. Кроме уплаты за техосвидетельствование «базы-стоянки» с находящимися на ней 120 судами (150 рублей), оплату за «техосвидетельствование» боксов (личных подсобок для хранения имущества судоводителей). ГАИ, например, техосвидетельствования гаражей никогда не проводит, не говоря о дополнительной оплате...
Инспекторы Крымской области, не считаясь с правилами и положениями ГИМС УССР, всеми праведными и неправедными путями стараются пополнить свой бюджет.»
Такой вывод делают судоводители-любители Феодосии. А если назвать вещи своими именами, то действия инспекторов не что иное, как вымогательство. Они идут в разрез не только с утвержденным «Положением о ГИМС УССР», но и с гражданскими нормами элементарного приличия
К сожалению, апеллировать в «Главное управление ГИМС СССР» ни редакция, ни судоводители-любители не могут. Управления такого попросту нет в природе Мы уже поднимали проблему отсутствия в стране единого координационного центра, как и законодательного. Еще одна бюрократическая надстройка разумеется, никому не нужна Эту функцию могло бы взять на себя такое ведомство, как Госкомприрода СССР — регулятор отношений всех служб, контролирующих природу, в частности — водоемы.
Думаю, что феодосийский вариант вымогательства найдет осуждение в республиканской ГИМС, но нет гарантии, что в другом районе страны не возникнет подобная ситуация.
ГИМС находит удивительные способы зацепок, чтобы получить от судовладельца лишний рубль. Обратим свой взгляд теперь к холодному морю (от Черного к Белому).
Членов кооперативной стоянки «Север» ГИМС вынуждает платить за техосмотр, если кто-то меняет... местожительство. Прежним остается катер, мотор, иногда судовладельцы не меняют и района — остается прежняя стоянка, но — изволь платить 7 р. 30 к. Как это назвать? Тоже вымогательством.
Республиканским ГИМС следует как то пресекать формы самодеятельности на местах, которые только крючкотворством и назвать-то можно. У ГИМС есть прямой способ дополнительного заработка — кооперативный. Почему бы не взять на себя организацию стоянок и утвердить на них образцовое обслуживание? В Прибалтике есть такие примеры.
От крючкотворства страдает авторитет инспекции, а конкретное дело могло бы поднять авторитет ГИМС в глазах судоводителей любителей. Но деловая инициатива ГИМС не всегда поддерживается республиканскими управлениями. Скажем, о тех же базах стоянках на разных уровнях идут дебаты в разных ведомствах РСФСР Совет Министров РСФСР в прошлом году издал постановление, в котором, в частности, нацеливает ОСВОД на расширение сети водно-моторных клубов и школ по подготовке судоводителей-любителей. Постановление это дежурное, никого и ни к чему не обязывающее — капля в бумажном океане. ОСВОД и полшага к обозначенным задачам не делает, а ГИМС с удовольствием от этих проблем отворачивается, тыча пальчиком в постановление Совмина РСФСР — мол, не наше это занятие! Зато вместо конкретного дела рождается на местах какой-нибудь бюрократический кульбит.
Бумажная рутина постепенно должна изживаться. Кстати, во многих западных цивилизованных странах, где маломерный флот более развит, специальной контролирующей службы нет вообще, но порядок на воде от этого не страдает. В чем причина? Там выше уровень культуры поведения граждан.
Так что наша отечественная ГИМС в первую очередь сама должна утверждать культуру взаимоотношений, культуру экологическую, культуру поведения на берегу и культуру эксплуатации судна.