Простые средства
Кругосветное плавание на яхте — дело серьезное. Особенно в одиночку. Оно требует тщательной подготовки и хорошего оснащения, в том числе навигационными приборами. Поэтому современные яхты, готовящиеся в кругосветку, часто представляют собой сложные «гоночные машины», напичканные электроникой.
Однако и в кругосветном плавании можно обойтись простыми средствами. Так, Джошуа Спокам, основоположник одиночных кругосветных плаваний, определял свою долготу с помощью... будильника. «В Ярмуте, — пишет известный мореплаватель, — я приобрел свои знаменитые жестяные часы — единственный указатель времени на протяжении всего моего плавания. Часы стоили полтора доллара, но корпус был помят, и продавец уступил их за доллар».
Польский одиночник Леонид Телига большую часть плавания на «Опти» вел прокладку, пользуясь своим собственным «патент-лагом» — бутылкой на шнурке, так как механический лаг испортился еще во время плавания в Атлантическом океане. Наконец, профессор Мэрвин Кример совершил кругосветное плавание на яхте «Глоуб Стар» вообще без навигационных инструментов. При определении места в океане он основывался только на своих наблюдениях невооруженным глазом.
Отопление для аквалангиста
Подводные работы в приполярных водах требуют от водолаза большой выносливости и крепкой закалки. Даже при использовании теплых гидрокостюмов низкая температура препятствует длительному пребыванию под водой, сковывает действия водолаза, особенно движения пальцев.
Научно-исследовательская и промышленная организация Британского содружества наций разработала специальные обогревательные мешочки, предназначенные для аквалангистов, работающих в холодной морской воде. Внешне такой мешочек похож на пакетик для заваривания чая в стакане. Внутри него находится десять граммов смеси стружек магния и железа. Под действием соленой воды начинается реакция, при которой выделяется тепло. Грелка работает один час и выделяет за это время около 4,5 тысяч калорий тепла. Число таких грелок, которое должен взять с собой подводник, зависит от температуры воды и продолжительности погружения.
Морская болезнь и иглотерапия
Лучшее лекарство от морской болезни, считают вьетнамские врачи, — иглоукалывание. На ушной раковине находится огромное количество точек, жизненно связанных с различными органами человека. Если будущему морскому путешественнику вводят иголки в определенные точки, он на целых семь дней полностью избавляется от мук, связанных с морской болезнью. При этом пациент не страдает от связанных с приемом специальных лекарств неприятных последствий, каковыми являются снижение кровяного давления, сонливость, сухость во рту.
Греки-ретрограды
В каталогах греческих фирм, сдающих напрокат суда для отдыха на воде, не следует искать многокорпусные суда. Это не опечатка, не забывчивость — в Греции просто нет ни катамаранов, ни тримаранов. Официально греки объясняют это отсутствием места на маринах, однако дело тут в другом. Греки, которые гордятся тем, что они — самая древняя морская нация в мире, не считают многокорпусники настоящими судами. Для них это просто забавные сооружения.
Некоторые специалисты полагают, что такое неприязненное отношение к многокорпусным судам у греков изменится нескоро, — быть может, к середине девяностых годов.
Разговоры по световоду
Сорок тысяч телефонных разговоров одновременно сможет производиться между США и Японией по первому трансокеанскому световодному кабелю длиной 13134 км, проложенному по дну Тихого океана. Он заменил два заслуженных медных кабеля, которые, даже будучи подключенными к спутниковой системе связи, могли обеспечивать лишь шесть тысяч разговоров одновременно. Новый кабель — это лишь первый этап новой системы телефонной связи между США и странами Азии.
Финиш... в автомобиле
Возможно, это была самая большая в мире шлюпка. Построили ее в 1940 году в Новой Зеландии, в Окленде. На этом гиганте длиной 17,8 метра, способном вместить 70 человек, группа энтузиастов из местного морского клуба отправилась в плавание вокруг острова Северного — одного из двух самых крупных, на которых расположена страна.
Однако предполагаемый маршрут в 1200 миль был пройден лишь частично. Стартовав в восточной части перешейка, на котором расположен Окленд, шлюпка проследовала на северо-запад, обогнула мыс Северный и далее двинулась на юг, к западной части Оклендского перешейка, неподалеку от которого и налетела на камни.
Но удивительно не это, а география похода. Проделав по морю путь почти в 400 миль, мореплаватели оказались всего в 28 милях от места своего старта — именно такова ширина перешейка. Потерпевших крушение подобрало спасательное судно и доставило на берег. Оставшиеся несколько миль до дома члены экспедиции проделали в автобусе.
Недавно группа молодых спортсменов, членов морского клуба Окленда, среди которых есть сыновья и даже внуки участников неудачного похода 1940 года, решила построить две шлюпки размерами не меньше легендарной и завершить замысел своих предков.
Пантеоны парусников
Сколько парусных кораблей покоится на дне морей и океанов? Вряд ли кто даст точный ответ на этот вопрос. Пока ясно только одно — очень много. И время от времени обнаруживаются все новые «могилы» судов разных эпох.
Водные пространства вокруг Фолклендских островов — один из крупнейших в мире пантеонов парусных кораблей. В далеком прошлом, минуя коварный для мореходов мыс Горн, парусники устремлялись к этим спасительным, как им казалось, островам. Но там их ожидали губительные мели и рифы. Одна из таких жертв — парусный корабль «Чарльз Купер» постройки 1856 года пополнила экспозицию морского музея в Нью-Йорке.
Другим пантеоном на дне Атлантического океана является район Азорских островов. Как недавно сообщила канадская фирма «Фониссиам эксплорейшин», специализирующаяся на поисках подводных сокровищ, здесь покоятся десятки парусных судов. Дело в том, что Азорский архипелаг долгое время был очень оживленным океанским перекрестком на пути из Европы в Америку и Африку. Это привлекало сюда пиратов, бывали у островов и настоящие морские сражения. На борту многих затонувших кораблей могли находиться и ценные грузы. Вот почему фирма предложила властям Азорских островов свои услуги в поисках и подъеме затонувших сокровищ и исторических реликвий.
Большой интерес для истории представляют находки в Арктике. Вот одна из них. В начале 80-х годов в канадском секторе Арктики в 201 километре от Северного магнитного полюса были обнаружены остатки раздавленного льдами английского парусника «Бредалбейн». Подобная находка в столь высоких широтах оказалась первой. Судно лежало на глубине 92 метра. Затонуло оно 21 августа 1853 года во время поисков пропавшей экспедиции Дж. Франклина. Весь экипаж «Бредалбейна» успел тогда перейти на сопровождавший его пароход и благополучно вернулся в Англию. Все на борту, от парусов до продуктов, хорошо сохранилось благодаря низкой температуре воды.
Сенсационная шумиха, возникшая после обнаружения «Титаника», оставила в тени другую, не менее интересную находку — флагманский корабль вице-адмирала Горацио Нельсона «Святой Георгий», затонувший в 1811 году у побережья Дании. С его борта подняты гончарные и глиняные изделия, кухонная утварь, курительные трубки, сабли, пушечные ядра и сами орудия, инкрустированные слоновой костью измерительные приборы и множество других предметов, дающих представление о жизни на борту военного корабля тех времен.
Кстати, спущенный на воду в 1785 году, «Святой Георгий» имел славный послужной список. Он участвовал во многих сражениях, сопровождал конвои судов, перевозивших в Великобританию различные грузы во время наполеоновских войн...
В свое последнее плавание «Святой Георгий» отправился 17 декабря 1811 года вместе с кораблем «Дифенс» — ветераном битвы при Трафальгаре. Они должны были сопровождать 120 торговых судов. В жестокий шторм накануне рождества оба судна сели на мель в миле от западного побережья Ютландии. Из 1400 человек, находившихся на их борту, спаслись только 18.
В прошлом году неподалеку от берега голландские аквалангисты обнаружили на морском дне под слоем песка остов старого парусника. Пока ученые пытались выяснить, к какому веку относится находка, за них это «сделали» поднятые с судна сапоги, бывшие модными в 80-х годах XV века.
Доска на восемнадцать персон
Экипаж у этого парусника, рекламирующего, как показывает несколько раз повторенная надпись на парусах, достоинства популярного напитка «Кока-Кола», как у огромной океанской яхты — 18 человек! В этом вроде бы нет ничего особенного, если не добавить, что речь идет... о парусной доске.
На настоящий момент, как утверждает голландский журнал «Ватеркампиоен», эта махина является крупнейшим виндсерфером в мире. Приводятся такие ее данные.
Итак, длина доски-рекордсмена — 16,3 м, ширина — 0,61 м, водоизмещение — 2240 л, вес — 171 кг. Корпус изготовлен из стеклопластика, армированного кевларом.
На каждой из 18 мачт установлен узкий парус со сквозными латами площадью от 4 до 6 м2. Таким образом, суммарная площадь парусности суперсерфера превышает 100 м2!
В одном из показательных заездов экипаж доски-гиганта сумел разогнать ее до скорости 52 км/ч!