Читателям «КиЯ» уже хорошо знаком автор проекта «Дружбы» — главный конструктор больших парусных судов, строящихся в Гданьске, яхтенный капитан, участник плавания вокруг мыса Горн Зыгмунт Хорень. Недавно наш корреспондент В. Зубрицкий встретился с этим интересным человеком.
Вот что рассказал Зыгмунт Хорень о своей работе и творческих планах.
Крупными парусниками проектно-конструкторское бюро Гданьской судоверфи имени В. И. Ленина начало заниматься, когда было принято решение о замене построенного еще в 1909 г. ветерана польского флота — трехмачтового фрегата «Дар Поможа» — новым судном близких размерений. По всей стране был организован сбор средств на строительство нового парусника, еще до спуска получившего имя «Дар млодзежи». Шефство над этим заказом взяла польская молодежь.
Нелегко было начинать работу, что называется, на голом месте. Прототипов не было. Потребовалась кропотливая работа — изучение старинных справочников, обобщающих накопленный столетиями существования парусного флота опыт, тщательное рассмотрение разрозненных проектных материалов по судам, построенным в 20—30-х годах нашего века. Надо было найти возможность совместить в новых проектах «несовместимое»: традиционное прямое парусное вооружение с самыми современными жесткими требованиями к безопасности судов и комфортабельности помещений. В дальнейшем пришлось организовать производство многих ныне давно забытых специальных устройств, подыскивать мастеров, способных их изготовить. Да и классификационным обществам, выдающим гарантийные документы для выхода судов в плавание, пришлось немало потрудиться над разработкой специальных правил.
И вот, первая ласточка — учебная баркентина «Погория». Это был своеобразный «полигон» для отработки ряда технических решений проектируемого «Дара млодзежи». Баркентина блестяще выступила в двух этапах Операции Парус-80. А через два года уже только что вошедший в строй «Дар млодзежи» выиграл регату очередной операции у «аса» международных гонок западно-германского учебного судна «Горх Фок». Репутация гданьских корабелов после этих побед неизмеримо возросла.
Затем последовали баркентины «Искра-II» для курсантов ПНР (1982 г.) и «Калиакра» для болгарских морских училищ (1984 г.).
В конструкцию этих учебных судов уже были внесены изменения, подсказанные опытом эксплуатации «Погории».
В настоящее время конструкторский коллектив занят доработкой проекта трехмачтового круизного судна «Гварек» на 200 пассажиров (см. «КиЯ» №126). На нем будет использовано оригинальное, запатентованное в ряде стран автоматизированное парусное вооружение, впервые установленное и хорошо показавшее себя на научно-исследовательском судне «Оцеания» (1985 г.). Финансирование строительства «Гварека» будет вестись акционерным обществом «Польске Жагле», владельцами акций которого могут быть любые предприятия, намеревающиеся предоставлять своим работникам путевки для отдыха на борту судна, а также частные лица. До конца марта было собрано 180 млн. злотых от 40 предприятий и 50 частных лиц. Если контракт между новым акционерным обществом и Гданьской судоверфью будет подписан в ближайшее время, судно сможет вступить в эксплуатацию в 1989 г.
Гданьская верфь уже стала ведущим предприятием мира, строящим большие парусники серией. Вошли в строй «Дружба» и «Мир», построенные для одесского и ленинградского училищ Минморфлота СССР. На очереди постройка «Паллады» и «Александра Грина» для морских училищ системы Минрыбхоза СССР. Эти однотипные фрегаты спроектированы на базе проекта В-95 («Дар млодзежи») с внесением изменений, отражающих требования заказчиков, Морского Регистра СССР и, разумеется, накопленный за эти годы опыт.
А на чертежных досках гданьских конструкторов уже рождаются новые проекты, способные удовлетворить любые запросы потенциальных заказчиков. При этом корабелы исходят из тех соображений, что большинство крупных парусных судов, используемых для подготовки курсантов в зарубежных флотах, имеют весьма преклонный возраст, а популярность морских школ под парусами неуклонно растет. Сегодня, пожалуй, никакая другая верфь мира не подготовлена к выполнению заказов на постройку учебных парусников лучше, чем Гданьская верфь.
Одно из предложений — относительно компактный и недорогой барк с площадью парусов 1250 м2, рассчитанный на плавание 50 практикантов. Этот парусник представляет собой дальнейшее развитие класса учебных судов, рассчитанных на курсантов средних морских школ или на обучение молодежи, желающей приобщиться к морской практике, но не ориентирующейся на приобретение профессии моряка.
Другой парусник, разработка проекта которого началась в 1987 г., способен поразить воображение даже специалистов, знакомых с историей создания парусников-гигантов конца XIX — начала XX века. Это пятимачтовый барк с площадью парусности 5450 м2. По своим размерениям учебное судно этого проекта, условно названное «Надеждой», могло бы иметь конкурентами лишь два из когда-либо построенных парусников: корабль «Пронесен» (1902 г.) и барк «Франс-II» (1912 г.). На борту «Надежды» могли бы одновременно проходить практику до 250 курсантов.
Понятно желание польских судостроителей помериться силами с создателями крупнейших винджаммеров начала века. Но пока что требуется найти достаточно смелого заказчика, способного финансировать постройку и эксплуатацию столь крупного учебного судна. Найдется ли он?
Зыгмунт Хорень настроен оптимистично. И мы вместе с ним будем надеяться, что «Надежде» суждено выйти на океанские просторы в белоснежном облаке парусов.