Чемпионаты мира и Европы по буерному спорту, состоявшиеся в конце марта — начале апреля в Стрельне под Ленинградом, запомнились не только острой спортивной борьбой (о гонках мы подробно рассказали в предыдущем номере), но и очень интересными встречами с энтузиастами буера со всего мира. После финиша гонщики не спешили разоружить буера и расходиться по гостиничным номерам. Они собирались на льду, переходя от одной группы к другой, наблюдали, слушали, спорили, оценивали конструкции соперников, обменивались информацией. И среди беседующих спортсменов почти всегда можно было увидеть высокого, подтянутого голландца — командора Вима Ван Аккера.
Ван Аккеру уже далеко за шестьдесят. Прекрасная спортивная форма, прямо-таки юношеская подвижность, белозубая улыбка, легкомысленная вязаная шапочка с тремя кисточками — таков командор при первой встрече.
— Вим, расскажите для начала, как Ленинград стал местом проведения главных встреч буеристов мира.
— Идея провести чемпионаты мира и Европы в СССР возникла несколько лет назад. Представители ассоциации уже хорошо знали некоторых гонщиков из Таллина и сначала решили организовать гонки именно в этом городе. Но год назад я оказался в Ленинграде. Встретился с представителями буерного комитета, посмртрел яхт-клуб «Кировец», поговорил с руководством Кировского завода и понял — это то, что надо. Приношу свои извинения таллинцам, но аргументов в пользу Ленинграда оказалось больше.
На обсуждении места проведения чемпионатов в международной ассоциации мне пришлось, кстати, столкнуться с довольно сильной оппозицией. «Русские пустили тебе пыль в глаза, — говорили мне, — мы приедем гоняться, и все будет не так, как тебе показали». Но все же мне удалось отстоять свою точку зрения. Ведь мы встречаемся не только ради соревнований, но и для общения, развития дружеских связей между представителями разных стран.
— Оправдались ли ваши предположения?
— Яхт-клуб, размещение, судейство — все это просто великолепно. Не подумайте, что это обычная вежливость человека, находящегося в гостях, — я говорю это совершенно искренне. Очень порадовало, что все, кто занимался организацией, как говорится, от верхней ступени до нижней, отнеслись к выполнению своих обязанностей с подлинным энтузиазмом.
— Что сейчас представляет собой международная ассоциация буеров класса «DN»?
— В настоящее время в ней состоят 13 стран. Очень жаль, что в нее пока не входят ГДР, Венгрия и Норвегия, где неплохо развит буерный спорт.
— В последнее время достаточно четко прослеживается стремление каждого вида спорта к включению в программу Олимпийских игр. Нет ли перспектив в этом плане у буерного спорта?
— Знаете ли... Буеристы — люди несколько не от мира сего. Они, как видите, и одеваются не как все, и вопросы обсуждают какие-то странные. А теперь представьте на минуту, что буер стал олимпийским видом спорта. Вокруг «странных» буеристов начнут крутиться деловые напомаженные молодцы при галстуках, которые быстро приберут к рукам этот спорт и начнут выкачивать из него деньги и престиж. Поверьте, дружеские отношения, которым отличается буерный спорт, уйдут из него. Поэтому на ваш вопрос я могу ответить только так: храни нас бог от олимпийского движения!
— Похоже, вы не любитель перемен. И все же, а как вы относитесь к такому «отпрыску» буера, как лыжа под парусом?
— Буер — снаряд хотя и очень скоростной, но достаточно маневренный, да и управляют им обычно специалисты. А лыжа под парусом — это такая вещь, которую приобрести и сделать может каждый, скорость у нее — будь здоров, а маневренности — никакой. Опасная это игрушка... По крайней мере, для Голландии, где на открытый лед выходят тысячи конькобежцев.
— Ив заключение: известны ли места проведения чемпионатов-89?
— Чемпионат мира будет проходить в США, скорее всего на озере Мичиган. А город — организатор европейского первенства определится на собрании директоров национальных буерных комитетов.