Живем и работаем мы в суровом Заполярье в устье могучего Енисея. По роду своих обязанностей, географических и природных условий вынуждены постоянно выезжать, пользуясь единственно возможным — водным путем, в различные населенные пункты, разбросанные по берегам Енисея и его притоков на 240 километров от районного центра.
Поездки эти связаны с огромными трудностями. С одной стороны, невероятно жесткие условия навигации в наших краях, а с другой — отсутствие хорошей во всех отношениях техники.
Имеющийся в распоряжении санэпидстанции «Прогресс-4» не годится для плаваний на расстояния более 100 км, заправка его горючим крайне сложна.
Учитывая сегодняшние требования к охране здоровья населения и окружающей среды, нам разрешили приобрести надежное плавсредство. Наши вопросы к редакции о выпускаемых промышленностью мореходных водометных катерах, двигателях, которыми они вооружены, порядке их приобретения отнюдь не случайны. Кооператоры, реализующие продукцию из фондов Красноярсккрайрыболовпотребсоюза, в этом плане абсолютно бессильны. Они не имеют практически ничего из того, что нужно организациям вроде нашей.
Водометные катера не поступают. Может подойти и обычный, но длиной до 12 м и обязательно малой осадки, так как по всему побережью нет оборудованных причалов. Где его взять?
Появились, судя по выступлениям печати, катера на воздушной подушке типа «Барс» или «Пума», а также «Крым-4». Но когда — кто скажет? — они дойдут до Сибири? В продаже практически не бывает даже «Казанок-5», «Прогрессов-4», «Оби-3», пластиковых лодок. А катера со стационарами исчезли еще в 80-м году.
Надо ли говорить, насколько велики в условиях Севера и Сибири потребности в моторных судах для транспортного сообщения и служебного пользования. И поэтому нас не столько удивляет, сколько возмущает позиция работников торговли и малого судостроения, не желающих даже пальчиком пошевелить для удовлетворения все возрастающего спроса.
В нашем журнале уже неоднократно велся разговор о том, что вызванное многочисленными запретами на использование моторного любительского флота на различных водоемах страны значительное сокращение и даже свертывание производства лодок, катеров и моторов поставило в чрезвычайно трудное положение не только судоводителей-любителей, но и коллективы многих государственных организаций, связанных с работой на воде. Редакция получала уже немало писем от инспекций рыбоохраны, ГИМС, геологоразведчиков, лесоразработчиков. Бывали письма от работников почты, ученых, сотрудников милиции. На этот раз — сигнал от санитарно-эпидемиологической службы из Заполярья.
Публикуя его, мы еще раз обращаемся к судо- и моторостроителям страны с просьбой проникнуться этими тревогами и заботами, начать в конце концов считаться хотя бы с нуждами народного хозяйства.