Некогда Куйбышев по праву считался крупнейшим на Волге водно-моторным центром. Его прогулочный флот насчитывал до 60 тыс. лодок и катеров. Славился город и как столица водно-моторной индустрии. Мы знаем, что каждые два из трех выпускаемых в стране лодочных моторов и сейчас делаются именно здесь, а до недавнего времени с конвейера КМ ПО имени М. В. Фрунзе сходило до 65 тыс. мощных «Вихрей» в год! Авиастроители спускали на воду до 20 тыс. популярных «Прогрессов». Все это и спроектировано было волжскими конструкторами!
Первые впечатления
Приезжему человеку оценить ситуацию сразу трудно хотя бы потому, что в центре города никаких лодочных стоянок, кроме нескольких бонов со спасательными и служебными катерами, не видно. Нам же было известно, что, как и в ряде других волжских городов, в Куйбышеве наведение порядка на берегу начали с того, что изгнали лодочников — малый флот оказался «отлученным» от населенных районов. Однако еще до завтрашних официальных разговоров нам очень хотелось представить, хотя бы приблизительно, общую картину, получить хоть какую-то информацию, что называется, «из первых уст».
Случайная встреча с владельцем «Прогресса» у бетонного спуска к воде оказалась более чем кстати. Он поднимал лодку на берег. Разговорились. Николай Иванович, так звали собеседника, работает на авиационном заводе, типичный судоводитель со стажем.
— Да, навигацию этого года закончил. Темнеет рано, а добираться до стоянки на другом берегу долго. Одно хорошо, что она есть. Еще совсем недавно это было неразрешимой проблемой. Главная наша беда в том, что самое хорошее на Волге время — весну и раннее лето — из-за запретов рыбоохраны приходится стоять на берегу. Плаваем теперь мало. На воде за этот сезон я побывал не больше 18—20 раз. Отдыхал с семьей. ходил на рыбалку. Уловами похвастаться нельзя, однако на воскресный обед обычно хватает.
Далеко не плаваю — лишь бы скрылся из виду город. Во-первых, бензин дорог и с заправкой — проблема, во-вгорых, старенький «Вихрь» стал ненадежен, а с запчастями и с ремонтом очень сложно. Внимания со стороны города к нуждам водномоторников не чувствуется. Буду ли лодку спускать в следующую навигацию? Еще не решил. Одному уже тяжело, через пару лет — на пенсию, а молодежь в семье своим увлечением «заразить» не удается. Да и новый мотор на будущий год надо покупать. Хорошо бы достать более мощный и экономичный, да только где его взять?..
Когда мы прощались, новый знакомый добавил, что вообще-то новые моторы и лодки сейчас «нормальные люди» не покупают. Продают, и притом за полцены. Вот у них на стоянке «Прогресс» с «Вихрем» на ходу можно купить за 500, а то и за 400 рублей...
Решаем поговорить на эту тему с работниками торговли.
Беседуем с заведующей секцией магазина «Спартак» Валентиной Ивановной Ермаковой:
— Сейчас еще ничего, покупают, а пару лет назад мы не знали, что и делать: никто в отдел не заходил! В продаже имеем «Прогресс-2М» в неограниченном количестве. Остальные модели, чтобы ие затовариваться, завозим только по индивидуальным заказам. Вот книга заказов. Да, поскольку с информацией дело поставлено из рук вон плохо, случается, что принимаем заявки на катер «Крым-4», который еще и не начали выпускать, или на «Нептун-3» и «Сарепту», которые уже сняты с производства. Судя по заказам куйбышевцев на 1988 год, им нужны в основном малые разборные гребно-моторные лодки. Вот видите: «Романтика», «Ерш», «Автобот», снова « Романтика»... Охотно покупают весельные лодки, но их нам дают мало. Спрашивают пластмассовую « Пеллу-фиорд», но это для нас недоступный дефицит...
А как, интересно, здесь с запчастями?
Заходим в специализированный отдел магазина «Турист». Сразу бросается в глаза, что выбор намного шире, чем в лучших магазинах других городов. Особенно, если говорить о запчастях для «Нептуна-23»: моторов этого типа на родине «Вихря» мало... Впрочем, и среди запчастей для «Вихря» мы увидели такой дефицит, как сальники, компрессионные кольца, подшипники, магнето, трансформаторы ТЛМ, двигатели в сборе и т. д.
Наши восторги несколько охладили стоящие у прилавка покупатели: «Особенно-то не радуйтесь! Завод, случается, дает магазину то, что забраковал сборочный конвейер. Только заменишь деталь новой, а она выходит из строя...»
Неужели возможно такое?
В последующие дни, встречаясь с руководителями всевозможных городских служб, заводскими конструкторами, мы не раз вспоминали наши первые беседы. Уже из них стало видно, в какой клубок сплелись многие проблемы и беды куйбышевских водномоторников, типичные и для судоводителей-любителей других регионов страны.
Еще одно яркое впечатление. Когда на другой день мы направились в инспекцию по маломерным судам и, спрямляя путь, пошли через квартал наперерез, нам тут же встретилось... несколько заброшенных моторок. Судя по буйным зарослям бурьяна и едва различимым старинным номерам на помятых бортах, валяются они на задворках далеко не первый год. Да. видимо, немалая часть некогда многочисленного флота стала на свечную» стоянку.
Нам отвечает ГИМС
Размашистыми мазками общую и в целом не очень-то радостную картину нарисовал заместитель начальника куйбышевской ГИМС Борис Евстигнеевич Попленин:
— С начала восьмидесятых любительский флот стал сокращаться. Сейчас положение стабилизировалось, зарегистрировано вполовину меньше судов, чем раньше, — всего 27 тысяч. В основном это крупные мотолодки — сПрогрессы» и с Казанки-5» под с Вихрями». Самодельных лодок очень мало, хотя инспекция регистрации их не препятствует. Сказываются трудности с материалами. Почти весь флот размещается на 20 лодочных стоянках. Есть среди них стоянки коммунальной службы города, кооперативные, ведомственные. Конечно же, ведомственные — самые крепкие и крупные, потому что принадлежат большим заводам, которые оказывают своим водномоторникам значительную поддержку материалами, оборудованием, средствами. Назову как лучшие стоянки объединения «Завод имени Масленникова» и 4-го Государственного подшипникового завода. По мере своего бурного роста, в прошлом, разумеется, малый флот стал мешать судовому ходу, проходящему вдоль левого «городского» берега, беспокоить шумом и не-обустроенностью жителей. Поэтому городом и было принято в целом правильное решение перенести все стоянки на правый необорудованный берег. Второй мерой против водномоторников стал введенный около шести лет назад полный запрет на выход до 10—15 июня. По утверждению рыбоохранных организаций, плавание моторок в весенний период губительно сказывалось на рыбном поголовье. С подорожанием бензина и продолжительность плаваний, и частота выходов еще больше сократились. Сейчас на воде появляется не больше 60% зарегистрированных судов.
— Какие проблемы, сдерживающие развитие отдыха на воде, вы считаете главными?
— А я уже назвал их. Это позднее открытие навигации и дорогой бензин.
— Считаете ли вы весенний запрет достаточно обоснованным? Предшествовало ли его введению широкое обсуждение, научные обоснования?
— Нет. В этом вопросе мы всецело полагались на компетентность рыбоохранной службы. С ней, кстати, ГИМС работает в полном контакте, особенно весной...
Прямо из ГИМС едем в местную инспекцию рыбоохраны.
С удочкой против невода
Начальник этой инспекции Анатолий Ефимович Кудрицын тоже принял нас очень любезно.
Сам он — не сторонник запретов, однако считает, что моторные лодки в период нереста плавать по Волге не должны. Уверен, что такое решение не ущемляет лодочников, поскольку они и летом-то плавают мало. Тем более, что стоянки залиты весенним половодьем. Производственному флоту и катерам по спецпропускам плавать необходимо — с этим ничего не поделаешь.
— Проводились ли какие-нибудь научные исследования?
— Зачем? Итак все ясно. Это же аксиома, ведь Петр I во время нереста рыбы даже звонить в колокола не разрешал. А вообще-то, научные обоснования и сроки вводимых ограничений — не наше дело. Мы следим за выполнением указаний рыбвода, так что туда вам и надо обращаться...
За истиной «в последней инстанции» обращаемся к инспектору Средневолжрыбвода Ш. Г. Фатхуллину, отвечающему за'любительское рыболовство всего района Средней Волги.
Шамиль Гумерович по образованию не только ихтиолог, но и социолог. Про среднестатистического рыболова на моторке знает все. Он, например, утверждает, что 31% куйбышевских водномоторников посвящает свой досуг преимущественно рыбалке, вылавливая за каждый выход в среднем 3,5 кг рыбы; уплывают при этом от города за 5—20 км; содержание мотолодки обходится в среднем 247 руб. в год, так что стоимость пойманной за сезон рыбы эти расходы не окупает...
Между прочим, перечисляя главные беды куйбышевского водномоторника, позднее открытие навигации он поставил лишь на третье место...
Шамиль Гумерович и не думал скрывать, что перед введением полного запрета весенних плаваний специальных исследований не проводилось. Да, он прекрасно понимает, что это больно бьет по интересам любителей отдыха на воде, так как два лучших месяца навигации фактически выпадают. Первые годы водномоторники сильно возмущались. Он лично выступал и выступает за смягчение строгих мер, но ведь не случайно ограничения весной вводятся повсеместно, да и мнение о вредном влиянии моторок на нерестующую рыбу — общее!
С другой стороны, браконьеров меньше не стало...
В ответ на вопрос о том, что же фактически дали запреты и стало ли за эти пять лет в реке больше рыбы. Шамиль Гумерович рассмеялся: «Несерьезно!».
Теперь, когда мы познакомили вас с мнениями специалистов рыбвода и рыбоохраны, пришло время высказаться участникам рейда. Чтобы узнать, стало ли больше рыбы и как выполняется рыбакамн-профессионалами Продовольственная программа на местах, не обязательно обращаться к их отчетам — достаточно зайти в магазин.
В рыбных отделах куйбышевских гастрономов о волжской рыбе даже не слышали. В фирменном магазине «Океан» тоже не могли вспомнить, когда в последний раз торговали ею, хотя прудовая рыба иногда бывает. Знаменитого волжского осетра продавцы знают лишь по картинкам (нам повезло—мы видели его заспиртованным в кабинете начальника инспекции). Сердобольная покупательница, случайно услыхавшая наш вопрос, простосердечно посоветовала сходить на рынок: «Иногда можно наткнуться на речную рыбку по два с полтиной кило...»
Рыбколхозы области добывают за год — с учетом разрешенной им ловли неводом во время нереста! — всего 15 тыс. центнеров рыбы. Население города и области — 3,5 млн. человек. Получается 430 г на душу. Действительно, несерьезно.
Любители рыбной ловли, их в городе зарегистрировано 60 тыс., вылавливают за год примерно в 1,5—2 раза больше. На первый взгляд, любитель-рыболов печется о личном интересе. Но ведь пойманную рыбу он приносит на тот же семейный стол, помогая своим трудом (и деньгами) выполнению той же Продовольственной программы. Прибавьте к этому удовольствие от здорового отдыха, приобретенное здоровье.
Вроде бы результирующая идет вверх? Любители ловить удочкой и те, кто ловит неводом, выходит, союзники? Ан нет!
По необъяснимому стечению обстоятельств первые гонения на рыболова-любителя и водно-моторника совпали со временем, когда наши уловы в Мировом океане стали падать, когда пришлось «от кромки льдов, где бил китов», вновь уходить на голубую ниву рек и озер, заниматься восстановлением рыбного поголовья на внутренних водоемах. Проблема оказалась многослойной и запутанной. Фигура вооруженного удочками мобильного водномоторника из министерских кабинетов виделась как прямая угроза плановым центнерам будущего улова. А как лишенным быстроходной техники инспекторам разбираться, где любитель природы, а где браконьер? Ведомственный же интерес требовал быстрого реагирования. Конечно же, самым простым выходом оказалось отделаться от конкурента запретом, не вдаваясь особенно ни в его социальные аспекты, ни в разумность такого решения.
Знакомый почерк волевого администрирования, со многими печальными последствиями которого мы все уже столкнулись. Не тогда ли в глазах общественности и был создан образ водномоторника как дикого хапуги и браконьера, губителя всего живого на воде?
Сто тысяч почему
Необоснованные запреты, которые не становятся синонимом слова «порядок», не имеют научного обоснования и защищают не рыбу, а ведомственные интересы, приносят только вред. Они разъедают сознание, подрывают веру в справедливость подобных мер, потому что не воспринимаются как рациональные и необходимые.
И действительно.
Можно ли объяснить людям, почему это во время весеннего нереста разрешается лов, а точнее — узаконенное браконьерство, неводом? Делается это, якобы, с целью отлова сорной (?!) рыбы. Так почему бы тогда не разрешить ловить ее и любителям?
Почему нельзя организовать охрану хорошо известных нерестилищ с привлечением той же водно-моторной общественности, разрешив плавание моторок по судовому ходу и тем местам, где лодка не помешает икрометанию? Почему, другими словами, нельзя повсеместный полный запрет заменить жестким, но местным?
Почему в тех же волжских затонах-нерестилищах во время нереста плавают мотолодки со спецпропусками, дискредитируя сам смысл запрета?
Почему еще проникают в ряды рыбоохраны люди, психология которых сводится к известному тезису: «что охраняю, то и имею»?
Наконец, почему, вводя те же самые ограничения, не удосуживались поговорить с водномоторниками и рыболовами, не прислушались к их советам? Почему видят в них браконьеров, а не единомышленников, которым так же небезразличны богатство и красота наших водоемов?
Любой запрет имеет еще одну опасную сторону: избавляет от необходимости что-то делать, решать. Собственную пассивность и бездействие легче оправдывать. Поэтому-то практика запретов устраивает многих.
Лед тронулся
И все-таки не зря мы приехали в Куйбышев. Есть и обнадеживающие сдвиги, показывающие, что в нынешних условиях перестройки голос общественности игнорировать уже нельзя.
В местной печати прошла бурная дискуссия1 о правилах любительского и промышленного рыболовства, в адрес высоких инстанций было адресовано коллективное письмо за подписями 18 тыс. человек. В нем упоминались многие проблемы, о которых мы только что говорили, и с которыми давно уже были в душе согласны объективно настроенные работники рыбвода.
Так или иначе, но впервые организованно выступившие любители добились первой победы. Выслушать их и разобраться на месте со сложившейся обстановкой приезжал министр рыбного хозяйства республики. И какие-то меры были приняты.
В этом году время запрета на выход будет в порядке эксперимента сокращено с 60 до 40 дней. Плавать можно будет от распадения льда до 1 мая, а потом уже — по окончании нереста, после 10 июня. Что это даст, сказать пока трудно, многое будет зависеть от самих водномоторников.
Впервые будет разрешено весной ловить рыбу (кроме ценных пород) не только с берега, но и с лодок. На так называемых заморных (промерзающих) водоемах и на закрытых озерах по окончании промышленного лова можно будет пользоваться сетями и рыболовам.
Сохранится возможность ловить по всей акватории без жесткого деления на участки «гослова» и «любительские», введенного в других районах.
Хочется верить, что первый шаг на пути к полному взаимопониманию сделан не зря. Целая армия любителей рыбалки и отдыха на воде не мыслит жизни без Волги. И она готова сделать все возможное, чтобы не губить, а общими усилиями спасать любимую народом великую русскую реку.
Приказано выжить
Любопытная деталь: в Куйбышеве никаких разговоров о запретах на моторки по привычной для многих районов страны причине загрязнения среды мы не слышали. А как же здоровье Волги?
Работники рыбвода и рыбоохраны в разговорах с нами подчеркивали, что моторки и рыболовы-любители — отнюдь не наибольшее зло. Вопрос о влиянии выбросов мотора на рыбу у них не возникает вообще. Гораздо больше волнует другое.
С проблемой сохранения рыбных запасов в Волге связан острейший вопрос загрязнения воды: по всем оценкам экологическая ситуация за последние годы не улучшилась, а заметно ухудшилась. Именно поэтому рыборазведение дает очень низкую отдачу. Гибнет с трудом выращенная и уже взрослая рыба — гибнет под плотинами, от стоков ядохимикатов с полей, от сбросов промышленных гигантов. Весь город помнит, как в прошлом году в результате аварии на одном из заводов берега были усеяны дохлой рыбой...
Давно бьют тревогу ученые. Из-за закупоривших реку плотин водообмен и самоочищаемость ее снизились в десятки раз. На дне в некоторых районах, в слабопроточных водохранилищах, обнаружены целые залежи химических веществ. На мелководье вода цветет. Настоящим бедствием для рыбы оказалась работа каскада ГЭС: сезонные и резкие суточные колебания уровня воды особенно пагубно сказываются во время нереста.
Выжить рыбе в такой обстановке очень трудно.
И все-таки: как официально оценивается та дополнительная экологическая нагрузка, которую могут создавать моторные лодки?
С этим вопросом мы обратились к санитарному врачу городской санэпидстанции Лидии Павловне Панариной, отвечающей за состояние воды в городе.
— Сразу дать справку непросто. Но и без всяких бумаг она может сказать четко и кратко — доля мотора в общем уровне загрязнения не определялась, поскольку совершенно очевидно, что говорить тут не о чем...
Потом, когда удалось отыскать кое-какие документы, она пояснила, что те водно-моторные стоянки, которые были расположены вблизи городского водозабора, действительно надо было перевести на другое место. В 1983—1984 гг. в районе крупных стоянок были проведены соответствующие исследования. Установлено, что уровень загрязнения нефтепродуктами, фенолами, особенно в выходные дни, здесь несколько выше, чем общий фон. Санэпидстанцией была дана рекомендация не создавать очень большие стоянки...
Как стать любимым
По общему мнению, бедой водномоторника остается высокий уровень эксплуатационных расходов. Нет, речь шла не об оплате стоянки, экзаменов, осмотра и зимовки лодок. Куйбышевцы жаловались на большой расход топлива и малую надежность «Вихря», плохое снабжение бензином и запчастями, отсутствие фирменного сервиса. Обещанных 50-сильных моторов и в помине нет. «Тридцатка» становится все хуже...
«Вихрь» родился и выпускается в Куйбышеве, поэтому мы имели возможность получить ответы на затронутые вопросы непосредственно у создателей моторов.
В КБ по товарам народного потребления заместителем главного конструктора работает человек, хотя и заочно, но хорошо знакомый читателям «КиЯ». Это Ростислав Владимирович Страшкевич, из номера в номер ведущий раздел «Консультирует конструктор», автор широко известной владельцам моторов книжки «Мотор «Вихрь» на лодке». Добавим еще, что это один из ветеранов отечественного моторостроения, пришедший на завод имени Фрунзе (помните марку «ЗИФ»?) сорок два года назад.
— Каковы реальные пути повышения экономичности мотора? — задумывается Ростислав Владимирович. — Самый доступный, простой и достаточно эффективный путь — использование набора сменных гребных винтов. Несколько лет назад нашим КМПО совместно с ЦНИИ имени Крылова были разработаны «вихревские» винты с шагом 258, 282 и 306 мм при Д = 235 мм. Каждый из них был рассчитан на эффективную работу для какого-то определенного случая распространенной нагрузки серийной лодки. Геометрия новых винтов обеспечивает более высокий КПД, чем у существующего (0,62 против 0,46).
К сожалению, из этих трех перспективных винтов сейчас выпускается (и очень маленькими партиями) только винт с шагом 282 мм. Его трудно достать даже в Куйбышеве. На остальные два завод до сих пор не соберется сделать пресс-формы. Как видите, кое-кто у нас и сегодня размышляет по-старому: зачем осваивать новое — даже очень нужное народу, если торговля привыкла и берет старую продукцию.
Полирование гребного винта или покрытие его и подводной части дейдвуда высококачественными эмалями также дает заметный прирост скорости — повышение экономичности. Бывалые водномоторники помнят, что винты первых моделей «Вихря» выпускались полированными. Потом завод «усовершенствовал» технологию: отказался от трудоемкой обработки, сразу после литья стал окрашивать винты эмалью. Действительно, после первого же выхода эта эмаль начинает отставать от лопастей. Качественных эмалей нам просто не дают.
Нельзя сказать, что конструкторы не думают об улучшении экономических показателей своего мотора. Спроектирован новый редуктор, имеющий более совершенную гидродинамическую форму. Продуман путь снижения удельного расхода топлива за счет усовершенствования системы продувки. Реальную выгоду обещает введение термостата. Нужен мотору новый эффективный карбюратор. Но когда это получит потребитель, сказать трудно. В ближайших планах предприятия этого нет.
Будет ли, наконец, выпускаться более мощный двигатель? Вопрос еще более сложный. Созданы конструкции подвесных моторов с двигателями в 40, 45 и даже 60 л. с. Моторы такие — есть, но для выпуска их необходима перестройка производства. Самый быстрый, наименее болезненный путь — запуск давно уже созданного и испытанного трехцилиндрового «Вихря-45». По существу потребуется выпускать всего три новые крупные литые детали: дейдвуд, корпус редуктора и подвеску. Все остальные детали унифицированы с прежними моделями...
Начатый разговор Р. В. Страшкевич предлагает продолжить на борту его 5,5-метровой самодельной мотолодки, построенной по проекту тримарана «Восток».
На транце установлен опытный образец мотора «Вихрь-45», который был сделан около восьми лет назад. Мотор прекрасно запускается, хорошо уравновешен, шум работающего двигателя не мешает разговаривать — не нужно повышать голос. О его надежности красноречиво говорит хотя бы то, что конструктор, отправляясь в плавание, обычно берет с собой только один гребок. Он в своем моторе уверен, и 45-сильный «Вихрь» ни разу его не подвел.
Возвращаемся, однако, к разговору об экономичности. Расход горючего у нового мотора 13,5, а у серийной «тридцатки» — 11,0 кг/ч. Снижение расхода в пересчете на лошадиную силу на 20% — достижение весомое! Это реальный путь экономии, особенно для владельцев крупных мотолодок, на которые сегодня приходится вешать по два обычных «Вихря».
Чем меньше расходуется топлива, тем меньше продуктов неполного сгорания попадет в воду. Это хорошо Но все же главной причиной нареканий на подвесной мотор остается несгоревшее масло. Делается ли что-нибудь для снижения концентрации масла в топливной смеси?
Ростислав Владимирович отвечает и на этот вопрос. Оказывается, КМПО совместно с институтом по переработке нефтепродуктов (ВНИИНП) была разработана новая марка моторного масла М12ТП. Его достаточно добавлять в бензин в пропорции всего 1:50. Другими словами, содержание необходимого для работы двигателя смазочного масла в смеси уменьшится более чем вдвое! После долгой волокиты принято решение выпускать 20 тыс. т такого масла в Ярославле и Кременчуге...
Странное осталось от этого разговора впечатление. С одной стороны, все, о чем мечтает водномоторник, давно, оказывается, придумано и испытано. С другой стороны, ничего этого на прилавках магазинов нет.
Воплощение в жизнь многого из упомянутого конструктором вполне по силам куйбышевскому предприятию. Однако за годы снижения спроса на лодочные моторы руководство КМПО, видимо, потеряло интерес к «Вихрю» и сейчас повернуться лицом к водномоторникам не торопится, не прочь вообще заменить мотор любым другим ширпотребом.
Недавняя публикация в «КиЯ» анкеты, при помощи которой КМПО начало выяснять, какой именно мотор стоит осваивать в ближайшем будущем, вселила в сердца судоводителей-любителей радужные надежды. Насколько же быстро суждено им сбыться?
На этот вопрос Ростислав Владимирович отвечать не стал...
Впрочем, сегодня предприятию и впрямь не до будущего. И по собственному опыту, и по сообщениям с мест мы знаем, что «Вихрь» теряет былую славу самого надежного из некогда выпускавшихся у нас моторов. Из-за небрежного изготовления картера и подшипниковых опор «летит» коленвал. Из-за дисбаланса отрывается маховик. Топливо выбрасывается через карбюратор. Подводят судоводителей-любителей электронные блоки зажигания. Только что купленный мотор нередко отказывается запускаться вообще, хотя по существующим нормам должен «наработать на отказ» не менее 70 часов.
Мало того, что КМПО недодает торговле чуть ли не 50% заказанных ею запчастей: как выяснилось совершенно официально, действительно, нередко поступают в продажу... забракованные в цехе детали.
Поток рекламаций, начавшийся в конце 1986 г., буквально захлестнул отдел сбыта, одно время шла полоса, когда та или иная неисправность обнаруживалась в каждом шестом «Вихре». Специальная комиссия, возглавляемая В. П. Сурковым (он же выступил по этому поводу с гневной статьей в «Экономической газете» от 23 июня 1987 г.), запретила продавать всю проверенную партию моторов, объединение было оштрафовано на сотни тысяч рублей.
Это было тяжелым уроком. Смогут ли работники объединения помочь своему «Вихрю» опять стать любимым?
На прошедших водно моторных соревнованиях в Нарве побывала представитель завода Н. А. Спиридонова. Она говорила, что сейчас, после критики, на КМПО делается многое, но для того, чтобы почувствовались результаты, требуется какое-то время...
Говорят, самое трудное — ждать и догонять: моторостроителям предстоит догонять упущенное время, а водномоторникам — ждать новый «Вихрь». Ведь дальнейшая судьба прогулочного флота будет во многом зависеть от создателей мотора, который должен быть экономичным, надежным, экологически чистым.
Станет ли правый берег правым?
В один из дней мы решили встретиться с водномоторниками — посетить куйбышевские стоянки, которые практически все расположены теперь на правом берегу Волги. Сделать это не так-то просто. Моста нет. Чтобы попасть с левого «городского» берега на правый — «лодочный», надо добираться до парома (в иные дни — и постоять в очереди) либо искать попутную мотолодку или чей-либо катер. У крупных коллективов, например у водномоторников подшипникового завода, катер свой, это решает многие проблемы.
Осматриваем их стоянку. Коллектив организовался в середине 50-х годов Попасть в него даже работнику своего завода было непросто: учитывались стаж работы, производственные показатели, различные заслуги. Принимали общим голосованием, за проступки строго наказывали. Завод выделил боны, строительные материалы, списанный дебаркадер. Обустраивали стоянку собственными силами, поэтому и плата оказалась невелика — в год около 34 рублей. Деньги эти шли на оплату сторожей, которые дежурили круглый год. Плавали тогда помногу и далеко. На стоянке можно было встретить много молодежи, детей. Народ сюда рвался.
— С тех пор, как стоянку, якобы мешающую городу, перевели на другой берег, многое изменилось к худшему, — рассказывает один из ее старожилов, бывший заместитель директора завода Николай Николаевич Федоров. — Количество мотолодок на стоянке сократилось, сейчас их около 550 штук, причем некоторые владельцы свои лодки даже не спускают. Появились свободные места. Бесконечные проблемы отпугивают людей. Например, тот же бензин. Мало того что дорогой, но и заправиться нелегко: единственная колонка у воды — на левом берегу. Весной особенно тянет на воду, на теплые волжские пляжи. Многие с удовольствием брали бы отпуска в это время, разгрузили бы дома отдыха, переполненные черноморские берега. Кстати, и дата открытия навигации — выбирается чисто формально, не приурочивается даже к выходным дням...
Об этих же проблемах нам говорили и на всех других стоянках.
На причалах, принадлежащих службе бытового обслуживания, к тому же, царят беспорядок и неразбериха, словно переезд с берега на берег произошел только вчера.
— А жаловаться некому, — дружно обижаются те немногие судоводители, которых нам удалось здесь застать. — Городские власти стоянками заниматься не желают, на этом берегу не бывают, разговаривать с нами не хотят.
Водномоторники никем и ничем не объединены, их интересы защищать некому, они уже не верят, что кто-то может помочь, услышать их на том — «городском» — берегу.
А ведь они не только просят. Они многое и предлагают. Например, свою помощь в борьбе с браконьерами, в дежурстве у нерестилищ. Водномоторники готовы откликнуться на любую инициативу, например, могли бы помочь украсить на воде праздник города, который проводится в Куйбышеве каждой весной. Но пока их энтузиазм никому не нужен.
Похожая картина и в некоторых других водномоторных центрах.
Мы слишком долго привыкали к тому, что ничего изменить нельзя. За годы застоя проблемы не исчезали, а разрастались. Отлученные от воды сотни тысяч водномоторников страны и нынешний небезупречный «Вихрь» — это их горький итог!
Сейчас мы решительно боремся с политикой волевых приказов и запретов. На этом пути многим придется переломить себя, привычный стереотип мышления. Захотеть услышать соседний берег, который тоже может быть правым.
К. Константинов, редактор отдела науки и техники «КиЯ»; Е. Семенов, мастер спорта.
Примечания
1. Многие куйбышевцы показывали нам вырезку из «Волжской коммуны» с очень убедительной и горячо написанной статьей доцента политехнического института Олега Голованова о горестях местных рыболовов-любителей.
Официальный ответ
В связи с публикацией этой статьи во втором номере «КиЯ» за 1988 год президиум областного совета Всероссийского общества охраны природы сообщает, что она рассмотрена и обсуждена всеми заинтересованными организациями и предприятиями Куйбышевской области (инспекцией рыбоохраны, СЭС, инспекцией по маломерным судам, моторостроительным произв. объед. им. М. В. Фрунзе и т. д.). Статья отражает истинное положение дел и проблемы водно-моторного спорта, а также некоторые экологические последствия воздействия маломерного флота на загрязнение реки Волги. К сожалению, они оказались слишком значительными и потребовали ряда ограничений, о которых идет речь в статье.
В настоящее время у населения области имеется 35 тыс. моторных лодок, хотя в последнее время и произошло падение спроса на этот вид транспортных средств из-за повышения цен на бензин. Анализ показывает, что эксплуатационные потери горючего только с одного двигателя мотолодки составляют более 100 граммов в день. Таким образом, налицо постоянный фактор существенного загрязнения реки. Пробы воды в местах стоянок лодок подтверждают наличие нефтепродуктов в количестве, значительно превышающем ПДК. Это приводит к гибели молоди рыб, нарушению нормального развития фито- и зоопланктона. Кроме того, соседство лодочных стоянок с водозаборами городского водопровода и пляжами на левом берегу реки Волги оказалось совершенно недопустимым в санитарно-гигиеническом отношении. В связи с этим все стоянки были убраны с левого берега. Другого решения этой проблемы нет. Таково мнение всех заинтересованных организаций. Оно совпадает и с требованиями пункта 4 Постановления Совмина СССР от 16 июля 1982 года «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами».
Расхождение позиции имеет место по другому затронутому в статье вопросу — о запрете движения мотолодок до 10 июня. Госинспекция по маломерным судам, например, считает, что достаточно закрыть для плавания мотолодок места нереста, а остальные акватории предоставить в распоряжение судоводителей-любителей. Однако действенного контроля за соблюдением этого порядка установить на реке Волге практически невозможно. Кроме того, инспекцией рыбоохраны совместно с рыбохозяйственной наукой (отделением ГОСНИорха) точно установлено, что шум моторных лодок нарушает нерестовые миграции рыб. Поэтому данное ограничение является обоснованным, хотя и нежелательным. Кстати, аналогичные запреты введены и в других регионах Поволжья.
Теперь о качестве подвесного мотора «Вихрь». Как сообщил главный инженер моторостроительного объединения имени М. В. Фрунзе В. Н. Немкин, работы по модернизации двигателей «Вихрь-25» и «Вихрь-30» намечено завершить до 1990 года. В следующей пятилетке планируется создание мотора второго поколения, соответствующего лучшим мировым образцам. Все цеха, производящие товары народного потребления, выделены в отдельный завод и освобождены от выпуска другой продукции, что позволит быстрее решить и проблемы производства запчастей к мотору «Вихрь».
Президиум областного совета ВООП считает, что статья «Два берега большой реки» способствовала усилению внимания к затронутым вопросам.
От редакции
Мы весьма тронуты тем, что материал рейдовой бригады чему-то все же «поспособствовал». Но вот удовлетворения от полученного официального ответа редакция не получила. Во-первых, потому, что он выглядит несколько неожиданным. Номер «КиЯ» со статьей «Два берега большой реки» направлялся, и не случайно, в Куйбышевский облисполком, ибо поднятые в материале вопросы находятся в основном в его компетенции. Во-вторых, хотя журнал «Катера и яхты» и не газета «Известия», но нельзя же так подчеркнуто игнорировать его, ведь журнал не существует сам по себе и тоже является выразителем общественного мнения. «Отфутболивание» ответа на другую организацию, заведомо зная, что она имеет очень поверхностное отношение к данному выступлению, имеет нехороший привкус. Во всяком случае свидетельствует о неуважении к ВООП и ориентирует на реагирование — абы какое.
Право же, нам было бы куда приятнее получить откровенное, но убедительное письмо об ошибочности публикации и позиции журнала.
Не станем сопоставлять ответ с положениями статьи. Читатели, знакомые с нею, сами сделают вывод — с отпиской имеют дело или нет, преуменьшен или, напротив, преувеличен в ней вред подвесных лодочных моторов... Мы же поняли — в Куйбышеве левый берег в ближайшее время вряд ли станет «правым».
Отклик А. Маслякова, г. Куйбышев
Выше опубликован ответ на статью первого заместителя председателя президиума Куйбышевского областного совета ВООП A. Л. Лазарева. Скажу прямо, этот ответ не отражает действительного состояния т. н. «реки» Волги в районе Куйбышева. Так называемой — потому, что Волги, как таковой, больше не существует. Есть каскад водохранилищ, не имеющий с рекой ничего общего. Она привольно течет в своем, природой созданном, русле и стала невидимой. А природа не терпит вероломного вторжения, она сопротивляется и предъявляет «покорителям» свои права.
Мне скоро 60 и я прекрасно помню реку. Описать всю прелесть ее не смогу, не обладаю литературным даром, да и нужно ли. Волга описана многими знаменитыми писателями и поэтами, публицистами. Теперь от величайшей реки России и Европы остались одни воспоминания. Вода под Куйбышевым мутная, цветет почти весь весенне-летний период, берега и мелководья заболотились, зарастают травой и камышом, дно заилилось. Ил с разного рода осадками образует грязный и вонючий состав, пропадают многие виды рыб.
Долгое время все противники маломерного флота, а вместе с ними и автор упомянутого ответа, все беды списывали на владельцев катеров и лодок с подвесными и стационарными моторами. От них, мол, размываются берега, гибнет рыба. Вот и сейчас тов. Лазарев утверждает, что ежедневно 35 тыс. мотолодок теряют в воду по 100 грамм горючего каждая и что этот фактор — основной в загрязнении реки. Мы, одним словом, — злейшие враги Волги.
Давайте разберемся, такие ли мы злодеи, как нас представляют. Волги не стало, когда ее перегородили плотинами гидроэлектростанций. В верховья перестала идти на нерест рыба ценных пород, почти исчезла стерлядь, пропадает любитель течения и чистой воды судак. Зато сорная рыба разводится. Тот же, скажем, бычок. Река заиливается и загрязняется нефтепродуктами от теплоходов и нефтеналивных судов из-за непроточности воды. Возвращаясь с прогулки по реке, трудно сейчас отмыть катер от осевшего на борта и дно катера мазута. Волны, поднимаемые большими теплоходами, прямо на глазах разрушают берега. За 10 лет берег отступил на 30—50 метров. Это в районе от пристани Шелехметь до базы отдыха «Утес». Стали появляться на реке и морские корабли. Волны от них такие большие, что выбрасывают на берег катера, стоящие на якорях...
Маломерные суда из-за дороговизны бензина, грязных берегов и воды все меньше и меньше выходят в плавание. Очень многие из зарегистрированных мотолодок (A. Л. Лазаревым названо 35 тыс.) отходят от причалов по 1—2 раза за лето. Рыбачим мы в основном с весельных лодок. К тому же моторкам не разрешают выходить на воду до 10 июня. Правильно ли это? Я думаю — неправильно! И вот почему. В это время бороздят реку ведомственные катера и браконьеры, которые под разными предлогами получают пропуска на «запретные сроки». Будь мы рядом, браконьерам сложнее бы стало нарушать правила рыболовства. А так они чувствуют себя на реке хозяевами. А как не сказать о том, что многие владельцы маломерных судов имеют земельные участки в прибрежных селах, куда можно добраться только катером. Как же быть? Руководители Куйбышевского облисполкома должны думать об этом.
Пишу эти строки, а по телевизору в программе «Время» показывают фрагменты собрания в Москве: в защиту Волги выступают академики Б. Н. Ласкорин, Б. В. Раушенбах, писатель В Н. Крупин...
Я не знаю, чем намерен заниматься «комитет спасения Волги», но ясно одно: одними умными речами и статьями в печати делу не поможешь. Нужны решительные действия. Вплоть до ликвидации плотин. Вплоть до остановки производств, не имеющих очистных сооружений. Борьба, так борьба!