«Симфони-25»
«Симфони-25» — так назвал свое судно Ричард Бреттон. Оно представляет собой 25-метровый прогулочный катамаран на 10 пассажиров (экипаж — 3 человека); скорость его составляет 15 уз, а дальность плавания — 500 миль. Такое судно, безусловно, должно эксплуатироваться в Средиземном море: убирающиеся вниз окна верхней палубы, полупрозрачная солнечная палуба над ней, уютные салоны. При всем том, однако, не скажешь, что проектировщик витает в облаках — конструкция корпуса выполнена довольно надежной.
Одна из основных проблем прочности больших катамаранов — это компенсация скручивающих усилий, действующих на палубу моста при волнении. Обычно прочность в этом случае обеспечивается за счет массивных продольных связей, однако Р. Бреттон поступил иначе. На спроектированном им судне есть две алюминиевые мачты, от которых к «углам» судна отходят по диагонали прочные стальные тросы. По мнению автора проекта, они обеспечат жесткость катамарана, причем растягивающее усилие на тросах будет доходить до 33 тонн. Кстати сказать, этот принцип уже довольно давно был применен и прошел практические испытания на крейсерских катамаранах типа «Гауя» и «Вента», спроектированных Алдисом Эглайсом (см. «КиЯ» №28).
СВП «НМ-700»
СВП «НМ-700» — это судно, предназначенное для перевозки 500 пассажиров. Спроектировал его Стив Каррид. Когда его работа была в самом разгаре, неподалеку от Зебрюгге перевернулся СВП-автомобилевоз на 80 машин «Геральдов Фри Энтерпрайз», и на повестку дня с особой остротой встал вопрос о безопасности СВП. Катастрофа произошла из-за того, что на автомобильную палубу стала поступать вода и судно потеряло остойчивость. На «НМ-700», длина которого составляет 60 м, тоже есть большая автомобильная палуба, представляющая собой в этом смысле потенциальную опасность. Поэтому, учитывая печальный опыт перевернувшегося автомобилевоза, С. Каррид снабдил свое судно специальной водяной системой: под автомобильной палубой проходят от носа до кормы продольные каналы сечением около 1 м 2. Если на судно проникнет вода, то она сможет перемещаться только вдоль судна, благодаря чему опасность появления крена исключена, а продольная качка автоматически компенсируется за счет воздушной подушки.
Само судно представляет собой СВП снегового типа, которое на небольших скоростях плавает как катамаран. На подушке оно должно достигать скорости более 50 уз. Набор корпусов — алюминиевый, обшивка и палубы — трехслойные, выполнены из стеклопластика и пенополиуретана. Управляется судно с мостика при помощи ЭВМ.
«Парагон»
«Парагон» — это проект прогулочного тримарана на 8 пассажиров, выполненный Майклом Личем. Длина судна составляет 24 м, общая ширина — 18 м. Главное парус-крыло имеет высоту 21,3 м, однако все парусное вооружение управляется одним человеком от рулевой колонки авиационного типа. Каждое крыло со стороны выходящей кромки снабжено вспомогательным закрылком с гидравлическим приводом с поста рулевого. Когда крылья и закрылки повернуты в диаметральной плоскости, никакой тяги они не создают, а при повороте закрылка возникающая на нем аэродинамическая сила разворачивает парус-крыло на нужный угол атаки, и на нем появляется подъемная сила. Когда судно стоит в порту, крылья переводятся во флюгерный режим. Такая система работает: Лич доказал это, построив модель судна.
При соответствующих условиях тримаран может развивать довольно внушительную скорость, поэтому пост рулевого снабжен аварийной кнопкой, которая отключает серводвигатели и переводит паруса-крылья во флюгерный режим. При достижении судном определенного угла крена такую же функцию выполняет аварийный ртутный выключатель.
Паруса-крылья с сотовым заполнителем выполнены из легкого сплава; корпуса, балки аут-риггеров и палубы — стеклопластиковые. Внутреннее пространство, небольшое по объему, использовано с большой изобретательностью. Четыре блок-каюты симметрично расположены в корме, причем койки «вдвинуты» в балки аутриггеров.
«АРК-1000» Адама Гринвуда
«АРК-1000» Адама Гринвуда — судно полуспортивное, полупрогулочное. В нем использована управляемая гидравлическая подвеска известной автомобильной фирмы «Лотус», в которой вместо пружинных амортизаторов использованы поршни, движущиеся в гидравлических цилиндрах. Управляет этой системой микро-ЭВМ, мгновенно рассчитывающая перемещения поршней, необходимые для удержания корпуса в горизонтальном состоянии. Корпуса катамарана подвешены на осях в кормовой части к среднему корпусу и управляются сервоприводами, расположенными за кокпитом. Когда судно идет на волнении, корпуса поднимаются и опускаются, а средний корпус, стабилизированный в корме подводным крылом, остается неподвижным. Естественно, повышенная безопасность судна достигается за счет скорости.
Длина судна — 7,0 м, ширина — 3,4 м; на нем предусмотрено размещение двух угловых колонок фирмы «Вольво». В гоночном варианте, с двумя мощными 307-сильиыми двигателями, управляться, по-видимому, будет непросто, однако два «Акваматика» мощностью по 167 л. с. должны обеспечить катеру скорость около 50 уз. Как будет вести себя система активного демпфирования на волнении 1 м и более, сказать трудно, но в защищенных водоемах или в хорошую погоду у берега эффективность ее несомненна.