Блестящей победой советских спортсменов завершился чемпионат мира по водно-моторному спорту в Тернополе. Все призовые места в личном зачете и первое в командном завоевали наши «пилоты» скутеров в классе ОС-500. Но разговор с главным тренером сборной СССР, одним из ведущих в прошлом гонщиков страны Петром Богдановым был не о лаврах. К сожалению отношение к этому виду спорта в последние годы вызывает тревогу.
Вспоминаю, как мы, мальчишки, в конце 50-х годов ездили на водный стадион «Динамо» на спортивные праздники. В те дни напрочь забывался футбол на дворовой площадке, рваные кеды сменялись на новые ботинки: праздник.
— А я был участником этих выступлений, — говорит Богданов. — И для спортсменов тоже праздник. Чемпионат Москвы тех лет можно сравнить с нынешним первенством страны. Где все это? Трибуны, выходящие на гладь канала имени Москвы, сегодня похожи на развалины Колизея в Риме. Увы, развалились и спортивные секции. Под предлогом загрязнения воды запретили водно-моторные виды. Под предлогом помехи судовому ходу — греблю, яхты, подводный спорт...
В середине 70-х годов закрыли многие водоемы страны для катеров, скутеров, казанок и другого маломерного флота. Но несмотря на это, в РСФСР действуют в 45 областях водно-моторные секции, на Украине — в 24. В Узбекистане — 6 команд, по 6—7 в Белоруссии и Прибалтике, есть спортсмены в Армении и Туркмении. Всего более 15 тысяч человек занимается водно-моторным спортом в стране, по скромным подсчетам.
— Сейчас выпускается, — рассказывает Богданов, — мотор «Ветерок-8» в Ульяновске. «Ветерок-12» для массовых соревнований школьников снят с производства. Перестали производить двигатели в Перми — «Вихрь», в Казани — «Привет» и Спорт». Куйбышевское авиационное объединение поставило в прошлом году 90 двигателей, в этом — сорок. На всех спортсменов! На этом объединении склады завалены двигателями, но... бракованными.
— Каков же выход из положения?
— Замкнутый круг. С одной стороны, требуют массовости, с другой, обвиняют спортсменов в загрязнении водоемов и чинят им препятствия, хотя вовсе с обвинением не согласен и считаю его надуманным. В Тернополе это еще раз подтвердилось. Третья сторона — отсутствуют двигатели, запасные части к ним. В итоге в водно-моторном спорте пять классов судов отмирает и скоро исчезнет полностью.
Многие спортивные руководители, дирекции стадионов и водных баз сокрушаются: как привлечь зрителей, как заработать средства? Чем занять молодежь? Все можно при желании и умении. А ведь в некоторых городах страны на естественных и искусственных водоемах не знают руководители города и комитетов ДОСААФ, кто запретил водно-моторные виды. Даже документов, подтверждающих этот запрет, найти не могут, но старый принцип срабатывает: «Кто-то запретил сверху»...
Победа на первенстве мира всегда радостна. Наши чемпионы А. Ишутин, А. Берницыи н Ю. Лагутин выигрывали у сильнейших гонщиков мира, обгоняя их на полкруга дистанции и даже больше. Сегодня. А завтра? Кто сменит их? Не отстанут ли будущие наши спортсмены на круг?