— Когда я начал работать тренером, — пишет нам Виталий Викторович Полетав в, — мне хотелось найти рецепт — как готовить настоящих спортсменов? В специальной литературе подобных рекомендаций не было. На всесоюзных семинарах тренеров, слушая выступления коллег и представителей науки, спрашивал себя: получил ли я, наконец, искомый рецепт? Всем нам, наверное, хотелось бы иметь расписанную по дням и часам программу, а лучше поурочные конспекты на весь период подготовки, превращающей новичка в истинного мастера.
Теперь, проработав тренером 15 лет, стал понимать, что таких подробных рекомендаций нет и быть не может. Более того, с руководствами такого рода было бы вредно и неинтересно работать. Такие конспекты с учетом индивидуальных способностей спортсмена, его характера и психологической подготовки должен составлять сам тренер, ибо процесс воспитания большого спортсмена многогранен и, как правило, индивидуален.
Но, как бы то ни было, литература по общим вопросам подготовки спортсменов-парусников у нас есть. Можно назвать книги Ю. А. Ларина и Ю. В. Пильчина «Подготовка яхтсмена-гонщика, Э. Твайнейма «Стартовать, чтобы побеждать», А. Чумакова «Школа парусного спорта». В перечисленных книгах немало советов и практических рекомендаций, которые помогают тренерам в их деятельности. Но работа с детьми имеет свою специфику, которая практически не отражена в специальной литературе...
В предлагаемой статье В. Полетаев высказывает свое мнение по трем, как он считает, самым важным вопросам работы с детьми.
А какого мнения придерживаетесь вы? Какие проблемы волнуют вас, детские тренеры? Напишите нам.
В настоящее время одним увеличением объема тренировочных нагрузок добиться высоких результатов очень сложно. Нужно повышать качество всего тренировочного и воспитательного процесса. А вот как его повысить? Очень хотелось бы пригласить коллег-тренеров высказать свои соображения по этим проблемам.
Первый вопрос, на котором стоит остановиться, — формирование групп и организация работы с ними.
Тренер трехкратного олимпийского чемпиона по горным лыжам Жана-Клода Кили О. Боне как-то сказал: «Для того, чтобы победить в таком индивидуальном виде спорта, как горные лыжи, сначала нужно создать команду». Его слова в равной степени можно отнести и к парусному спорту. На создание группы-команды уходит 1—2 года. Есть два способа организации работы со спортсменами. Первый из них, когда тренер работает с определенным классом судов в зависимости от контингента школы и количества тренеров в ней. Так построена работа в сборной команде страны и команде ВС СССР. Работа с одним классом дает возможность объединить способных ребят в одну группу и вести тренировочный процесс по единому плану. Но получится ли команда при переходе от одного тренера к другому? Захотят ли тренеры осуществить эту передачу?
Есть и вторая схема. Тренер, набрав новичков, ведет их до выпуска из школы. Ему приходится одновременно работать со спортсменами, выступающими на различных классах судов. При такой организации работы, имея различных по возрасту спортсменов, трудно создать команду единомышленников, сложно осуществить плодотворный учебно-тренировочный процесс. Но зато нет перехода к другому тренеру и не возникает сложности во взаимоотношениях с новым тренером и членами новой группы.
Есть еще одна форма тренерской работы, которую можно назвать бригадной, но она никак не отражена в нормативных документах. Суть ее в том, что тренеры, передающие друг другу спортсмена по мере роста его мастерства, представляют собой группу единомышленников, постоянно координирующих свои действия и обменивающихся информацией. Правда, количество «этапов», а значит, и тренеров в бригаде, стоит ограничить двумя-тремя. Более «дробное» деление процесса подготовки вряд ли положительно скажется на спортивном уровне спортсмена, да и действительных единомышленников для большой бригады подобрать сложно.
Именно такая форма тренерской работы представляется мне на сегодняшний день оптимальной и, думается, должна найти отражение в соответствующих документах.
О возрастном составе групп. В таком технически сложном виде спорта, как парусный, на мой взгляд, набирать в группы начальной подготовки детей 8—9-летнего возраста необязательно. Лучше привлекать к занятиям ребят 12—13 лет. То, что малыши осваивают за 2—3 года, старшие постигают за год. А если и набраны группы малышей, то при работе с ними нужно уделять больше внимания общей физической подготовке и играм, в том числе и играм на воде, без участия в соревнованиях, особенно во всесоюзных.
Участие во всесоюзных соревнованиях на выезде для спортсменов в классе «Оптимист», наверное, надо сократить. Очень много детей приезжают, к примеру, в Севастополь на Первенство КЧФ (в классе «Оптимист» их бывает более 200); средства тратятся большие, тренеры уезжают с 2—3 спортсменами, а остальная группа остается на этот период без тренера.
Участвуя с детских лет в выездных соревнованиях, спортсмены быстро устают и от них, и от выездов на сборы, и рано заканчивают свои выступления, уходят из большого спорта. Пример тому — известные наши яхтсмены А. Кудрявцев, А. Мудриченко, В. Акименко...
Создается впечатление, что соревнования на первенство в классе «Оптимист» нужнее взрослым, чем детям: для них, по моему мнению, надо проводить больше местных соревнований.
Материальная часть в парусном спорте имеет большое значение для достижения высоких спортивных результатов. Но правильно ли мы поступаем, когда мальчиков, которые занимаются парусным спортом 2—3 года, тренеры, теряя уйму времени, обеспечивают легкими и скоростными лодками, нарушая иногда и правила класса? Идет ли это на пользу спортсмену, который чаще всего знает об этом нарушении? Не калечим ли мы нравственно маленького человека? Ведь основное правило парусных соревнований — «Принцип честной спортивной борьбы»!
С первых дней занятий парусным спортом дети слышат бесконечные разговоры о качестве корпусов, рангоута, парусов. Не освоив по-настоящему и азов парусного спорта, они при любых неудачах ищут вину не в себе, а ссылаются на плохую материальную часть, наивно полагая, что все делали правильно.
Очень удачно выбран класс «Луч» как очень жесткий монотип. А что на деле? Уже есть лодки специального изготовления, паруса разрешено шить новые и перешивать серийные. И снова начинается, по существу, соревнование возможностей тренеров в постройке и пошиве...
Ч. Мархай на основе экспериментальных данных сделал вывод, что даже лучшие рулевые на лавировке только один раз из десяти ходят лучшим образом. Не будем вдаваться в правильность его методики и не будем полемизировать. Бесспорно одно — она недалека от истины.
И начинающим, и опытным спортсменам есть над чем работать, особенно, если речь идет о совершенствовании мастерства в управлении судном. И, наверное, качество материальной части должно соответствовать мастерству спортсмена, но ни в коем случае не обгонять его.