Вряд ли кто-либо будет оспаривать мнение, что хорошо организованная спасательная служба в таком динамичном виде спорта, как водно-моторные гонки по круговой дистанции, играет большую роль в обеспечении безопасности гонщиков. В особенности — на соревнованиях скутеров «старших» классов ON и OZ, развивающих скорости свыше 200 км/ч. Не удивительно поэтому, что в ряде крупнейших соревнований в Западной Европе участники отказывались стартовать, пока у причалов не были ошвартованы лодки специализированной спасательной команды.
«Эспри» — добровольная организация, члены которой являются бывшими английскими гонщиками или большими поклонниками водномоторного спорта. За свою работу — обслуживание крупнейших соревнований в Европе, всех национальных и международных гонок в Англии — спасатели зарплаты не получают. Все оборудование и снаряжение приобретено ими за счет частных пожертвований, взносов компаний, покровительствующих развитию водно-моторного спорта, и организации «Фонда» — международной ассоциации класса ON, проводящей чемпионаты мира и континентов. Львиную долю расходов оплатила, например, компания «Эсфе Лимитед», занимающаяся проектированием дорог и покрытий, владелец которой Стюарт Стрипп в прошлом гонщик, а ныне квалифицированный член команды.
За пять лет своей деятельности «Эспри» завоевала большой авторитет в водно-моторном мире. Благодаря своевременно оказанной помощи были спасены жизни многих гонщиков, которые потерпели аварии во время соревнований. Как правило, спасательная команда проводит свои операции за 20—30 секунд, начиная от подхода к пострадавшему спортсмену до его выгрузки на берег. В ее распоряжении имеются две специальные моторные лодки, экипаж каждой состоит из четырех человек: водителя, сигнальщика, водолаза и врача.
Все члены команды хорошо знакомы со спецификой водно-моторного спорта, каждый из них хорошо знает и четко выполняет свои обязанности благодаря специальной подготовке.
При серьезной аварии на трассе гонки водитель включает красные проблесковые фонари, расположенные на кронштейне над лодкой, а сигнальщик размахивает красным флагом, чтобы остановить гонку. Но когда лодка устремляется к месту аварии, большинство участвующих в соревновании судов еще продолжает мчаться по трассе с бешеной скоростью, так что и водителю нужно проявить немалое искусство, чтобы избежать столкновения.
Лодки «Эспри» длиной 5,2 м изготовлены из стеклопластика, имеют обводы типа тримаран и способны развивать скорость до 85 км/ч (одна из них снабжена подвесным мотором «Сузуки» мощностью 140 л. с., другая 115-сильным «Меркюри»). Носовая часть лодки имеет устройство, подобное аппарели десантного судна. При подходе к пострадавшему аппарель (или рампа, как ее называют спасатели) опускается вниз и погружается в воду, облегчая прием в лодку гонщика, которого сюда поднимает водолаз. Если спортсмен получил тяжелые ранения или находится без сознания, водитель открывает специальные клапаны в днище лодки, вода заполняет трюм и кокпит, осадка лодки увеличивается и пострадавшего заводят в кокпит подобно тому, как ставится в плавучий док ремонтируемый корабль. В это время остойчивость и необходимый запас плавучести обеспечиваются надувными баллонами, закрепленными на бортах лодки.
Доктор немедленно принимается за спасенного, в то время как водитель направляет лодку к берегу, поднимает аппарель, открывает шпигаты в транце, осушающие кокпит и трюм, при необходимости приводит в действие электрический осушительный насос.
Иногда спасателям приходится извлекать пострадавших с глубины — каждый из них является прекрасным водолазом и обучен приемам искусственного дыхания. На борту имеются соответствующие приспособления, позволяющие оживить пострадавшего (даже если сразу не удается открыть прозрачное забрало защитного шлема) — удалить воду из легких, анестезировать при помощи газа на основе окиси азота («веселящего газа»), наложить различные шины. Амбулаторное оборудование позволяет поддерживать жизнь тяжело раненного спортсмена при его транспортировке в госпиталь.
Среди спасенных командой «Эспри» — англичане Фиона Брэзерс и Боб Спалдинг, американец Крис Баш, итальянец Гвидо Каппеллини и многие другие. С расширением применения капсул безопасности, которые вскоре станут обязательными на всех гоночных катамаранах, число пострадавших гонщиков, безусловно, будет сокращаться, но «скорая помощь» на гоночных трассах не потеряет свою актуальность.