Рекорду, поставленному англичанами, угрожают по крайней мере две итальянские и три американские «команды» (эти объединения спортсменов, конструкторов, судостроителей и богатых дельцов, финансирующих все предприятие, правильно было бы называть синдикатами). Готовятся к защите и англичане, которые, впрочем, испытывают традиционную для большого спорта в стране Альбиона проблему — недостаток денег и спонсоров, готовых их выложить взамен за рекламную шумиху, что поднимается каждый раз вокруг сенсационных авантюр.
Среди новых проектов покорителей океана наибольший интерес вызывает катер, разрабатываемый итальянской фирмой «Азимут Бенетти», известной своими быстроходными супер-яхтами. Он рассчитан на пересечение Атлантики без промежуточных дозаправок топливом. Уже осенью прошлого года полным ходом шли проектные работы, к участию в которых был привлечен в качестве консультанта Дэг Пайк — известный гонщик и штурман рекордного перехода на «Вирджин Атлантик». Он приглашен также занять кресло штурмана и на итальянском катере. А руководит всем этим амбициозным проектом Пауло Вителли, динамичный президент компании «Азимут», объединяющей как моряков, так и судостроителей. Возглавит экипаж катера Цезарь Фиори, равно известный и как океанский, и как автомобильный гонщик.
Длина корпуса катера составляет 27 м, что на 5 м больше длины английского рекордсмена. Чтобы развить необходимую для побития рекорда скорость с полным запасом топлива на борту, потребуется установить двигатели вдвое большей суммарной мощности. При этом вес дизелей в два раза превысит собственный вес порожнего катера. Водоизмещение при полной заправке топливом составит 115 т, а с пустыми топливными цистернами — 45 т.
На «Азимуте» будут установлены четыре итальянских дизеля (с турбонаддувом) «CRM» мощностью по 1800 л. с. каждый, специально сконструированных для напряженного режима работы на высоких скоростях. Каждая пара дизелей работает на общий редуктор, обеспечивая привод двух водометных движителей фирмы «Рива Кальцони». Водометы позволяют эффективно использовать мощность двигателей, постоянно поддерживать максимальную скорость катера независимо от изменений осадки и водоизмещения, происходящих по мере расходования топлива. Еще одно важное преимущество водометов — их неуязвимость при плавании в районах океана, засоренных различными плавающими предметами и мусором, что чревато опасными последствиями для судов с традиционными винтовыми движителями.
Проектировщики фирмы «Азимут» провели в Голландии испытания модели разрабатываемого ими катера в опытовом бассейне, которые показали, что с полным запасом топлива катер разовьет скорость 36 узлов, а по мере опустошения цистерн она возрастет до 55 уз (102 км/ч).
При испытаниях выяснилось, что катер чрезвычайно чувствителен к колебаниям дифферента. Поэтому в проекте предусматривается возможность его оптимизации путем перекачки топлива между цистернами. Влияние массы наличного запаса топлива и его распределения между цистернами на ходовые качества судна будет непрерывно рассчитываться при помощи бортового компьютера. А чтобы исключить отрицательное влияние свободной поверхности топлива при опорожнении цистерн, их освобождающийся объем будет заполняться вспенивающимся веществом.
Корпус катера будет иметь традиционные плоско-килеватые обводы с килеватостью днища у транца около 18°» В носу угол килеватости увеличивается, чтобы снизить удары корпуса о встречную волну. Надводной части приданы обтекаемые аэродинамические формы: на скоростях свыше 60 км/ч заметную долю в сопротивлении движению катера составляет воздушное сопротивление. Стремительные линии изящно скомпонованной надстройки плавно переходят в элегантные пилоны, несущие мостик, на котором смонтированы антенны разнообразного навигационного оборудования. На катере, в частности, установлен комплект электронных навигационных приборов «Виджал» производства фирмы «Марс». В этом оборудовании использованы все новейшие достижения спутниковой навигации и лазерно-электронной картографии.
Предполагается, что «Азимут Бенетти» в июле этого года будет готов к трансатлантическому переходу, старт которому будет дан в Нью-Йорке. Как показал опыт всех предшествующих попыток штурма рекорда Атлантики, колоссальное значение имеет погода на трассе перехода. Во время предстоящей итальянской атаки на рекорд бригада метеорологов в Брэкнелле, оснащенная самой передовой техникой, сможет указать экипажу катера наиболее благоприятный в метеорологическом отношении путь через океан. Но, в отличие от предыдущих переходов, где катер был привязан к жестко заданным точкам встречи с судами-дозаправщиками топливом, в безостановочном рейсе «нон-стоп» экипаж будет иметь ничем не ограниченную свободу выбора трассы.
Завоевать «Голубую ленту» в безостановочном переходе через Атлантику поставила перед собой целью и «команда» американской корпорации «Арктек Оффшор». Эта фирма известна в яхтенном мире тем, что выполнила большую часть работ по проектированию и бассейновым испытаниям для всех пяти американских групп, участвовавших в кампании по возвращению в США знаменитого «Кубка Америки». Помимо всего прочего фирма располагает великолепным испытательным комплексом с опытовым бассейном в Калифорнии.
При разработке проекта нового катера конструкторам приходится непрерывно балансировать на тонкой грани между необходимостью, с одной стороны, разместить огромный запас топлива, а с другой стороны, обеспечить высокую скорость и достаточные мореходные качества. Конструкторы сделали ставку на большое судно с мощными двигателями. Катер, которому дали символическое название «Америкэн Клипер», имеет немалое сходство с быстроходными военными катерами.
Корпус предусмотрено изготовить сварной конструкции из алюминиево-магниевого сплава с плоско-килеватыми обводами днища, с килеватостью у транца 15° и большим носовым свесом. При общей длине 60,4 м длина по ватерлинии составляет 53,4 м; наибольшая ширина корпуса — 9,76 м. Угол килеватости неизменный от миделя до транца; в носовой части бортам придан значительный развал наружу. Для снижения веса корпуса транец в надводной части выполнен с сильным наклоном в нос. Бортовые участки палубы имеют скосы к бортам, что помогает быстрому удалению воды, попавшей на палубу. Ведь нет гарантии тому, что несущийся по гребням океанских волн катер не зароется в волну всем корпусом. Чтобы избежать неприятных последствий этого, рулевая рубка на «Америкэн Клипере» поднята над палубой на трех высоких пилонах. Так что волна может свободно прокатиться по палубе, не повредив лобовую стенку рубки. Из рубки обеспечивается полный круговой обзор. В среднем пилоне устроен трап, ведущий вниз в каюты и моторный отсек.
В качестве главных двигателей «Америкэн Клипера» выбраны три газовые турбины мощностью по 7700 л. с. каждая. Конструкторы пришли к заключению, что относительно высокий расход топлива в газотурбинных двигателях будет компенсироваться их малым собственным весом. Турбины расположены параллельно и через редукторы вращают три водометных агрегата фирмы «KaMeWa» шведского производства. Возможно, гребные винты были бы несколько эффективнее, но в последнее время наблюдается общая тенденция все чаще обращаться к водомету как движителю для крупных быстроходных катеров.
Предполагается, что на преодоление 3000 миль, отделяющих Нью-Йорк от маяка Бишоп Рок, этому судну потребуется 300 тонн топлива. Оно будет помещено во встроенных в корпус цистернах, причем предусмотрена возможность перераспределения топлива между ними для поддержания оптимального дифферента по мере расходования. Общая емкость цистерн составляет 320 т. Вес самого катера равен приблизительно 400 т, так что при полной заправке топливом общее водоизмещение достигнет 720—750 т при осадке около 2 м. Согласно расчетам, с полным запасом топлива на борту «Клипер» разовьет скорость 45 уз; по мере опорожнения цистерн она повысится до 60 уз. При таких скоростных характеристиках катер может улучшить рекорд перехода «нон-стоп» через Атлантику до двух с половиной суток. Если это удастся, американцы сделают попытку установить рекорд кругосветного скоростного плавания на моторном судне.
К характеристике этого катера можно добавить, что стоимость его проектирования и постройки составит 5 миллионов долларов.
Несколько крупных спонсоров уже дали средства для реализации этого проекта, и рабочий комитет намеревался предпринять атаку на рекорд в 1988 г. Но, похоже, дело идет к тому, что ее придется отложить на год.
В других проектах катеров-претендентов на «Голубую ленту» предусматриваются промежуточные заправки топливом в океане. На верфи «Воспер Торникрофт» в прошлом году был заложен 33-метровый катер для американского экипажа, возглавленного известным гавайским гонщиком на катерах Томом Джентри. Два 16-цилиндровых дизеля «MTU» производства ФРГ мощностью по 5000 л. с. позволят развить скорость 45 узлов.
Еще одна американская «команда» во главе с Беном Крамером — владельцем верфи, выпускающей морские гоночные катера типа «Апач», планировала осуществить попытку побития рекорда еще в прошлом году, но плотное расписание гоночного сезона побудило отложить это дело по крайней мере на год. Американцы предполагают пересекать Атлантику тем же маршрутом, что и «Атлантик Челленджер» В путь они собираются отправиться на 19,8-метровом пластмассовом катере, который должен послужить прототипом для нового серийного «Апача-65». На этом катере будут установлены два 16-цилиндро-вых дизеля фирмы «Дженерал Моторе». Катер Крамера — самый маленький трансатлантик из всех подготавливающихся претендентов.
Интересный проект катера-рекордсмена создается 8 Англии известным конструктором Доном Шедом (руководителем команды является Ричард Ноубл, прежний обладатель рекорда скорости на суше). Тридцатиметровый корпус этого катера с V-образными обводами будет изготовлен из алюминиевого сплава, а надстройка — из усиленного кевларом пластического ламината. Газовая турбина «Ролс-Ройс» мощностью 5450 л. с. сообщит катеру скорость 50 уз при полном запасе топлива на борту. По мере опорожнения топливных танков скорость должна возрасти до 55 уз. Проектом предусматривается дальность плавания 1500 миль, так что при пересечении океана потребуется всего одна дозаправка топливом. Если проект Шеда удастся осуществить, то переход через океан можно будет совершить со средней скоростью 50 уз, т. е. значительно выше рекорда «Вирджин Атлантик-II», установленного, несмотря ни на что, при средней скорости всего «только» 36 уз.
Интересной деталью проекта является механическая установка. По обе стороны от турбины будут смонтированы два дизеля мощностью по 700 л. с. каждый, и каждый из этих трех двигателей будет работать на «свой»» отдельный водометный агрегат. Дизеля предназначаются для облегчения маневрирования в гавани и на стесненных фарватерах и для помощи турбине в достижении максимальной скорости.
Еще один английский проект реализуется Тедом Толеманом — одним из участников неудачной попытки побить рекорд Атлантики на катамаране «Вирджин Атлантик Челленджер-I», гонщиком на катерах открытого моря и президентом катеростроительной фирмы «Кугэ Марин». Новый катер Толемана опять, конечно, же, катамаран. Его длина составит 20 м, а оснащен он будет парой 16-цилиндровых дизелей «MTU».
И еще много захватывающих воображение проектов претендентов на «Голубую ленту» воплощается сейчас на стапелях в разных странах. Они требуют, конечно же, колоссальных расходов, но при этом судостроение обогащается весьма ценным опытом, который может быть применен и для создания быстроходных океанских катеров другого назначения.
Примечания
1. О попытках завоевать «Голу6ую ленту Атлантики» на катерах читайте в «КиЯ» №120, №124 и №130.