Новинки на Нарове
За многие годы, что проводятся всесоюзные соревнования по водно-моторному спорту на приз нашего журнала, стало традицией представлять на них новинки техники, подготовленные предприятиями страны к серийному выпуску в будущем году. И если на ежегодной оптовой ярмарке «Культтовары» новые модели демонстрируются на берегу, оценить их достоинства и недостатки можно только умозрительно, то на дистанциях соревнований заводским спортсменам предоставляется возможность показать все качества новинок в действии. Не были исключением и соревнования прошедшего сезона, которые состоялись в Нарве. Правда, возможностью лишний раз прорекламировать свою продукцию воспользовались далеко не все участники оптовой ярмарки, прошедшей незадолго перед встречей на Нарове.
Наибольший интерес участников соревнований и любителей-водномоторников вызвали новые лодки новосибирского авиазавода им. В. П. Чкалова. В первую очередь это была хозяйственно-рыболовная модификация базовой модели «Обь-3М», предназначенная для рыбной ловли, охоты, хозяйственных перевозок в сельской местности.
Конструкторы предусмотрели три варианта оборудования лодки. В первом, наиболее спартанском, весь кокпит остается фактически свободным. На сплошном фанерном пайоле можно удобно расположить любой груз, а водитель и пассажиры размещаются на мягком кормовом диване. Для улучшения обитаемости лодки во время рыбалки или охоты, в кокпите можно установить легкосъемную металлическую банку с деревянным реечным настилом (заметим, что эта конструкция выглядит не очень удобной и тяжелой). А для туристских путешествий или прогулочных выходов при помощи специальных замков к пайолу крепятся два мягких раскладных кресла. Каждый владелец сможет менять варианты планировки кокпита по своим потребностям.
В новой модификации «Оби-3М» место водителя расположено в корме. Рулевое управление установлено на выносном пульте (консоли), который крепится к борту, а справа убирающейся стойкой опирается на пайол. На пульте кроме рулевого колеса имеется ручка газа; реверс же водитель, не сходя с места, включает непосредственно за штатную рукоятку на моторе. Пульт защищен съемным стеклом; от водяной пыли и брызг в ненастную погоду пассажиров лодки спасают козырек и ходовой тент, который закрепляется при помощи специальных скоб и резинового шнура по периметру носовой оконечности лодки. Дуга каркаса тента вставляется в отверстия штатных подуключин. Комплектуется лодка и большим стояночным тентом, ходовыми огнями для плавания в темное время, распашными веслами. В носу, под кормовым диваном и по бортам у транца оборудованы вместительные багажники и рундуки.
Корпус новой лодки не отличается от базовой модели, его размерения (4,3X1,56X0,6 м), грузоподъемность (400 кг) и пассажировместимость (4 чел.) не изменились. Мотолодка может эксплуатироваться при волне высотой до 0,75 м с удалением от берега до 3 км. А вот вес лодки с оборудованием уменьшился до 160 кг.
Скорость под мотором мощностью 30 л. с. со штатным винтом и с полной нагрузкой составила 35 км/ч. Зрители, собравшиеся в дни гонок на берегах Наровы, были свидетелями, как экипаж «Оби-3М» с трехлопастным стальным винтом с шагом 340 мм на прямых участках развивал скорость до 52 км/ч. Добавим, что первые партии этой модели уже должны поступить в торговую сеть.
Другая новинка новосибирцев — универсальная гребно-моторная металлическая лодка (условное название «Универсал»), рассчитанная под мотор «Ветерок». На ее разработку завод натолкнули таежные совхозы, которые испытывают нужду в легком транспортном средстве для малых сибирских рек. Лодка при «нормальных» размерах 14,3X1,3X0,6 м имеет сравнительно небольшой вес — 85 кг со снаряжением. Она может быть использована также рыбаками, охотниками, туристами. Корпус имеет остроскулые развертывающиеся на плоскость обводы, поэтому при производстве лодки не потребуются дорогостоящие штампы. Поперечную жесткость корпусу обеспечивают банки, на которых могут разместиться три пассажира. Дополнительную продольную жесткость придают установленные снаружи на днищевой обшивке две профильные накладки. Для обеспечения непотопляемости под носовой палубой и в районе кормовой банки по бортам зашиты пенопластовые блоки.
Конструкторы предполагают усовершенствовать лодку. В частности, установить скуловые брызгоотбойники, которые должны уменьшить забрызгивание при ходе на волне (по паспорту — до 0,5 м), усилить настил палубы, оборудовать сухой багажник.
Лодка рассчитана на установку подвесного мотора мощностью до 15 п. с. С «Ветерком-8» при полной нагрузке она развивает скорость 15, а с «Ветерком-12» — около 28 км/ч. «Универсал» неплох и под веслами. Доказательством этого послужило 2-е место в соревнованиях гребно-моторных судов на приз «Золотые весла». Ориентировочная стоимость новой лодки 400 руб.
Впервые перед зрителями были продемонстрированы возможности новой надувной мотолодки «Крым-5» с жестким днищем. Читатели журнала ужа познакомились с этой новинкой в «КиЯ» №127. Украинские судостроители привезли на соревнования две такие лодки, в обводы которых уже были внесены изменения по результатам ресурсных испытаний. Лодка стала более легкой на ходу, однако, она по-прежнему чувствительна к носовой центровке: когда экипаж находится на передних креслах, корпус «Крыма» замывается водой. При перемещении людей на кормовую банку это явление исчезает.
«Крым-5» был встречен с большим интересом. В первую очередь лодкой заинтересовались автомобилисты и представители спасательных служб. К началу соревнований уже было сделано 20 лодок установочной партии. Но будет пи освоен «Крым-5» массовой серией — вопрос не решай, отсутствует постоянный поставщик надувных баллонов.
К сожалению, украинские судостроители не смогли привезти другую свою новинку — водометный катер «Крым-4» (см. «КиЯ» №126), выступления которого ждали не только зрители, но и соперники по классу катаров. Например, спортсмены Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения (ЛЭЗСС) в надежде на достойное соперничество привезли два серийных катера — «Сигму» и воднолыжный буксировщик «Борей». Однако соревноваться им пришлось только друг с другом.
Команду ЛЭЗСС в соревнованиях на приз «Золотые весла» представлял Б. Ершов, в прошлом конструктор мотолодок «Гамма», «Дельта», катера «Олимп». Его новая двухместная лодка «Пионер» — это гребно-моторно-парусный катамаран из стеклопластика, весящий всего 31 кг. Лодочка напоминает «Онегу-2», но имеет заостренный нос два шверта, проходящих через спонсоны, носовой багажничек. Она отличается высоким качеством изготовления и продуманностью конструкции «Пионер» может ходить под парусом от «Оптимиста», под мотором «Салют» и, конечно, под веслами. Причем очень неплохо: в классе гребно-моторных судов а гонках на веслах «Пионер» занял первое место. Эта лодка предлагается для освоения в серийном производстве любому заинтересованному предприятию.
И еще одну новинку, тоже гребно-моторно-парусную лодку привезли тюменские судостроители. На серийном «Ерше» они установили парус, швертовый колодец и руль. «Ерш-П» — так назвали экспериментальную новинку — участвовал только в показательных выступлениях.
Лодке еще предстоит пройти межведомственные испытания, и только после этого определится дальнейшая судьба парусной модификации «Ерша».
Двухместную фанерную лодочку для охотников и рыболовов сделанную по мотивам «Золотой рыбки», продемонстрировала экспериментальная мастерская колхоза «Цоде». Вес суденышка 26 кг, грузоподъемность — 180 кг. Его могут использовать автомобилисты, а также и яхтсмены в качестве тузика для крупных яхт. Цена лодочки — 299 руб.
На призы редакции и рыбколхоза «Большевик»
Показательные выступления заводских экипажей, ознакомление всех заинтересованных любителей с привезенной техникой в действии на воде стали частью большого праздника водно-моторного спорта на Нарове. Характерно, что некоторые предприятия, например, ленинградские изготовители «Малютки» и «Онеги», участвовали только в показательных выступлениях и а розыгрыше приза «Золотые весла».
Семь заводских команд заявили для участия а соревнованиях на приз «Золотой винт» 14 экипажей. Самым представительным оказался класс мотолодок Т-500, а котором наряду с хорошо зарекомендовавшими себя «Неманами-2» соревновались и новинки — «Обь-3М» и «Крым-5». В классе катеров со стационарными двигателями и двухмоторных мотолодок Т-1000 на трассу вышли только по два экипажа.
В спешном порядке судейской коллегии пришлось вносить в протоколы класс Т-175/250, который не значился в положении о соревнованиях, но оказался представленным тремя лодками.
Как и в прошлые годы, гонки на «Золотой винт» проходили параллельно с соревнованиями на приз «Балтияс Дзннтарс», разыгрываемый на прогулочно-туристских мотолодках. В борьбу за обладание призом рыболовецкого колхоза «Большевик» вступили 12 команд (25 экипажей) водно-моторных клубов и лодочных стоянок и семь заводских экипажей. Программа обоих соревнований состояла из 52-километровой маршрутной гонки по Нарове и 10-мильной гонки по кольцевой спортивной трассе. Победители соревнований определялись наибольшей суммой зачетных очков, полученных экипажами в этих двух гонках.
Практически все заводские экипажи успешно прошли эти гонки-испытания. Лишь один из экипажей «Крымов-5» вынужден был прекратить маршрутную гонку из-за поломки помпы охлаждения на моторе. Характерно, что уже после первой гонки определились лидеры соревнований, а гонка по кольцевой трассе лишь подтвердила расстановку сил накануне.
Без сбоев выступили спортсмены из Калининграда на «Неманах-2» и «Автоботе». Они и завоевали главный трофей — приз «Золотой винт», а также были удостоены диплома редакции.
Второе место — у куйбышевских моторостроителей (их главное «оружие» — «Крым-3» с двумя 30-сильными «Вихрями» из-за повреждения днища у транца «раскатить» так и не удалось), только третье — у изготовителей «Крыма-5» (подвели недостаточно тщательно подготовленные двигатели).
Маленькие «Ерши», доставленные из Тюмени, также участвовали в спортивных состязаниях, но по укороченной дистанции. Первым в своем классе приходил под аплодисменты зрителей неизменный участник наших встреч В. Плотников. Стремление Тюменского судостроительного завода при любой возможности рекламировать свою продукцию заслуживает всяческого одобрения.
С лучшей стороны зарекомендовала себя в гонках и «Обь-ЗМ», однако из-за неполной команды новосибирские авиастроители не могли рассчитывать на высокое место.
Накал борьбы в споре за «Балтияс Дзинтарс» и мастерство гонщиков были выше. Заводским экипажам ни в одном из четырех классов не удалось войти в тройку лучших. Главный приз этих гонок сохранила за собой команда латвийского рыболовецкого колхоза «Банга». За прошедшие девять лет совместных соревнований любители водно-моторного спорта смогли догнать и опередить заводских гонщиков, заимствовав у них самое ценное и дополнив собственным опытом.
В классе Т-350 высокий результат показали лиепайчане В. Михайлов и Д. Киепе на «Немане-2». Девять лет экипаж выступает в этом составе, и все эти годы досадные случайности мешали сильным спортсменам подняться на высшую ступень пьедестала. «Вечно вторые» на этот раз смогли вырвать победу у соперников.
А рекорд трассы установил экипаж из рыболовецкого колхоза имени «9 мая» в составе А. Тореко и Л. Целевича. Они выступали на самодельном корпусе «Болдерая» с двумя «Вихрями-30». Экипаж «Болдерая» дважды финишировал первым, причем после маршрутной гонки в одном из двигателей пришлось менять лопнувшее поршневое кольцо. «Победили на трех цилиндрах», — шутили спортсмены, принимая от редакции диплом за наивысшую скорость в гонках.
Как рассказали А. Тореко и Л. Целевич, их судно — результат коллективного труда трех «фирм»: винты помогал делать гонщик Егоров из рижского яхт-клуба, проект лодки, сделанный по мотивам «Винрейса», их собственный, а воплощение проекта и необходимые поправки — заслуга м. с. м. к. Я. Миллерса, который организовал с сыном семейную мастерскую а колхозе «Цоде» в Бауске. В мастерской строятся по индивидуальным заказам уникальные спортивные корпуса, на которых гонщики добиваются высоких результатов. Кстати сам Янис Миллере одержал победу на наших соревнованиях в классе SC-500
Хорошо выступила в гонках и другая «самоделка», экипаж которой — Р. Баране и Р. Ракитскис — представлял команду Елгавы. Водитель экипажа Рихарде Баране не только мастер спорта, но и мастер высокого класса по дереву. Легкий килеватый корпус построенной им из авиафанеры лодки отличается высоким качеством изготовления. В духе старых традиций обшивка не оклеена и не окрашена, а только покрыта водостойким лаком. На ходу корпус, имеющий большое удлинение и центральную гидролыжу, идет очень устойчиво, не дельфинирует, легко разгоняется после поворотов.
Знакомя нас со своим судном, конструктор не скрывал опасений по поводу своих следующих приездов на гонки. Старые двигатели все труднее стало содержать а порядке, в продаже нет необходимых запчастей, с трудом удается добиться освобождения от работы на дни гонок и автомашины для перевозки техники. Можно было бы и не приводить этих слов, если бы они не звучали в разговорах со многими спортсменами. Особенно тревожит положение с двигателями. В ближайшие годы ассортимент подвесных моторов просто необходимо расширить с учетом популярных в нашем водно-моторном спорте классов судов. Думается, моторостроителям к этим словам надо прислушаться самым серьезным образом.
Соревнования завершились веселыми гонками на приз «Золотые весла». По традиции он разыгрывался среди гребных, гребно-моторных и гребно-парусных судов, но вступить в борьбу могло любое судно, имеющее весла. Для уравнивания шансов разнотипных судов были выделены две группы: чисто гребные и гребно-парусные, а также гребно-моторные, на транце которых обязательно должен был стоять откинутый подвесной мотор.
Гребная гонка проводилась в два этапа. На первом — лодки стартовали от берега с одним гребцом в каждой и должны были пересечь реку, имеющую здесь довольно быстрое течение. Вторым этапом было возвращение к месту старта, но уже с пассажиром в лодке. В первой группе, как и в прошлые годы, победил парусно-гребной тримаран «Янтарь-турист», а во второй, как уже упоминалось, пластмассовая лодочка «Пионер». По сумме завоеванных в гонке мест приз «Золотые весла» вновь достался калининградским спортсменам.