Основные характеристики яхты «Поло»
Длина наибольшая, м | 5,49 |
Длина по КВЛ, м | 5,12 |
Ширина наибольшая, м | 2,44 |
Ширина по КВЛ, м | 1,79 |
Осадка, м: | |
в килевом варианте | 1,00 |
в швертовом варианте | 1,13/0,3 |
Высота в свету в каюте, м | 1,30 |
Водоизмещение, кг: | |
оснащенной яхты без экипажа и запасов | 560 |
с экипажем в гонках | 900 |
Общая площадь парусности, м2 | 18,4 |
Площадь спинакера, м2 | 18,4 |
Высота мачты над КВЛ, м | 8,85 |
Численность экипажа, чел.: | |
в гонках | 3 |
в прогулочном варианте | до 5 |
Тип подвесного мотора | «Ветерок» или «Салют» |
В настоящее время в ПНР разработано несколько проектов яхт класса «Микро», в постройке находится более 100 лодок и имеется более 1000 заявок от частных лиц, предприятий и организаций, желающих приобрести такие яхты. Первой польской «Микро», приспособленной к морским условиям плавания и получившей одобрение Польского Регистра Судов и группы технического надзора Польского Парусного Союза, стала яхта «Поло», спроектированная авторами настоящей статьи. Оба конструктора — яхтсмены, по профессии судостроители, имеющие достаточный опыт в конструировании яхт. В частности, Яцеком Центковски были спроектированы яхты для внутренних водоемов «Тики», «Атол», «Фигель», «Без-2», «Без-4», а Ян Млынарчик известен как автор проектов морских яхт «Хорн-30», «Хорн-40», «Хобо», «Гяур». Оба занимаются также проектированием ветродвижителей различной конструкции для использования на судах.
«Поло» был спроектирован как компромисс между морской яхтой и яхтой для озер и рек. Исходя из этого мы предложили оригинальное конструктивное оформление швертового колодца, в котором в зависимости от района плавания и силы ветра можно устанавливать либо поворотный шверт, либо неподвижный киль с балластом. В варианте со швертом для обеспечения остойчивости в соответствии с требованиями правил класса внутри корпуса яхты укладывается твердый балласт. Замена шверта на балластный киль может быть осуществлена силами экипажа прямо на плаву без подъема яхты на берег. Корпус судна формуется из стеклопластика в матрицах.
Обводы корпуса «Поло» разработаны на основании испытаний моделей, а также с учетом опыта других конструкторов яхт и рекомендаций, почерпнутых из доступной специальной литературы. Оптимизация формы погруженной части корпуса при принятой длине конструктивной ватерлинии проводилась для расчетной величины эксплуатационной скорости 5 уз. Аэродинамически обтекаемая форма надводной части корпуса с надстройкой-баком выбиралась на основании эргонометрического анализа объемов и высот под-палубных помещений большого числа яхт. Оригинальная форма балластного киля была выбрана в результате испытаний моделей в кавитационной трубе. По сравнению с традиционной формой, киль на «Поло» отличается меньшим индуктивным сопротивлением и большей величиной подъемной силы, а следовательно, и силы сопротивления дрейфу, развиваемой на единицу его площади.
Пластмассовый корпус «Поло» спроектирован в соответствии с Правилами классификации и постройки морских яхт Польского Регистра Судов издания 1984 г. Оборудование каюты выполнено с использованием отдельно формуемых из стеклопластика конструктивных элементов, обеспечивающих необходимую прочность и жесткость конструкции основного корпуса и палубы. Пространства между корпусом и элементами внутренней обстройки заполняются пенополиуретаном для обеспечения непотопляемости. Заполненная водой яхта остается на плаву и сохраняет остойчивость при заваленной в корму мачте и размещении экипажа в кокпите. Применение модульных элементов в конструкции внутренней обстройки яхты существенно сокращает затраты времени на ее постройку, позволяет сделать корпус более легким и сэкономить материалы.
Яхта оснащена парусным вооружением типа шлюп с малой площадью переднего парусного треугольника. Шкоты генуэзского стакселя проведены между двумя вантами, что позволяет яхте ходить под более острыми углами к ветру. Мачта и гики выполнены из алюминиевых прессованных профилей. Спинакер-гик по-походному хранится внутри грота-гика. Все фалы проведены внутри мачты, обслуживаются из кокпита и закрепляются на самозажимающих стопорах. Имеется система быстрого рифления грота, обслуживаемая из кокпита.
Перед мачтой установлен поперечный погон для стаксель-шкота, позволяющий рулевому менять галсы при лавировке без помощи экипажа (при этом ставится малый стаксель). Гика-шкот крепится на ползуне, перемещающемся вдоль поперечного трубчатого погона, установленного вблизи транца. Такая проводка не стесняет свободы движений членов экипажа, работающих в кокпите. Ахтерштаг снабжен гинями, позволяющими менять степень изгиба мачты и тем самым регулировать форму грота. Для обслуживания шкотов передних парусов и фалов используются две лебедки (из легкого сплава) польского производства.
Мачта установлена на палубе и закреплена на специальном шарнире, что позволяет легко заваливать ее и ставить в нормальное положение усилиями двух человек.
Благодаря «карапасной» (сильно выпуклой) форме палубы яхта имеет достаточно объемную и комфортабельную каюту при относительно небольшой длине корпуса. В каюте устроены четыре постоянные койки; одна из них имеет размеры 2,0X0,63 м. Вдоль кормовых коек устроены ящики для вещей и запасов, а вдоль носовых — ящики для одежды. У полупереборки, отделяющей форпик, по правому борту установлена на карданном подвесе двухконфорочная газовая плитка и над ней — камбузный шкаф с полками. В ящиках под койками хранятся аккумулятор, спасательные жилеты, посуда и провизия. Под пайолом кокпита размещаются пластмассовые канистры с пресной водой и «химический» туалет. Вдоль швертового колодца навешивается поворотный стол, который может быть снят и перенесен в открытый кокпит. Большая часть открытых поверхностей корпуса внутри каюты оклеена синтетической декоративной ковровой тканью, обеспечивающей также термоизоляцию. Бортовые ящики зашиты фанерой с декоративным покрытием, из нее же сделаны полки.
Предусмотрена защита кокпита стояночным тентом, который накидывается на грота-гик. Под сиденьями кокпита располагаются два вместительных ящика, один из которых (бортовой) используется для хранения парусов, второй (кормовой) — для размещения подвесного мотора и двух 20-литровых канистр с бензином. В полостях фальшбортов кокпита размещаются газовый баллон на 2 кг газа (в вентилируемом отсеке), а по другому борту — весла и отпорный крюк.
Среди «Микро», строящихся сегодня в Польше, несколько десятков приходится на яхты типа «Поло». Их серийная постройка начата на яхтенной верфи в Августове, которая заинтересована в поставках этой продукции и на советский рынок. В рамках Польского Парусного Союза создан союз класса «Микро», задачами которого является выдача сертификатов и организация гонок этих яхт. В 1987 г. были проведены первые открытые общепольские соревнования яхт класса «Микро».
Большой интерес, проявляемый к яхтам «Микро» в СССР, Польше, Чехословакии, Венгрии и Болгарии, позволяет организовать в будущем классные соревнования среди яхтсменов социалистических стран.