По традиции несколько слов о новинках, представленных на летней межреспубликанской оптовой ярмарке, на которой работники торговли давали заказ промышленности на 1989 г. Кстати, экспозиция малых судов на этот раз была весьма скромной: всего 27 «вымпелов».
Среди моторных судов выделялась лодка-прицеп «МИВ-1». Это совместная попытка двух предприятий решить проблему доставки лодки к воде при помощи легкового автомобиля. По идее новая конструкция напоминает плавдачу «Дон», но отличается тем, что собственно лодка транспортируется на трейлере, к которому крепится четырьмя специальными болтами (плавдача «Дон» снабжалась съемными колесами). Саму двухсекционную лодку в сложенном виде на трейлере можно использовать как грузовой прицеп, а трейлер без лодки — для перевозки других грузов. И самое главное — умеренная цена, которую предприятия хотят предложить торговле — 800 рублей. Это почти втрое дешевле плавдачи «Дон», которая была снята с производства из-за плохой реализации в торговой сети.
Характерно, что разработчики «МИВ-1» в своем деле не новички. Корпус мотолодки собирается выпускать Воронежское авиационное производственное объединение, известное по популярной мотолодке «Воронеж». Трехкилевые обводы корпуса и технология изготовления «МИВ-1» во многом повторяют лодку «Воронеж-авто» (см. «КиЯ» №112). Конструкторы тщательно изучили спрос на два варианта универсальной складной лодки: один поменьше (3,5X1,4X0,38 м) грузоподъемностью 300 кг под мотор «Ветерок-8», а второй (4,0X1,4Х0,48 м) — грузоподъемностью 400 кг под мотор мощностью до 25 л. с. Предпочтение пока отдали второму варианту.
Прицеп будет выпускать объединение «БелавтоМАЗ», конструкторы которого также предлагали два типоразмера трейлеров. Больший из них рассчитан на перевозку 4-метровой лодки, имеет габариты 3,15X1,85X1,4 м, перевозит 330 кг груза со скоростью до 80 км/ч.
Опираясь на результаты опроса потенциальных покупателей, конструкторы полагают, что «МИВ-1» может продаваться серией до 20 тыс. шт. в год.
Впервые на ярмарке был выставлен и гидроснегоход «Циклон», с которым наши читатели уже знакомы (см. «КиЯ» №134). На будущий год торговые базы северных областей заказали 50 таких аппаратов. Это амфибийное транспортное средство более эффективно для движения по льду и снегу, чем по воде. С тремя человеками на борту (это максимальная нагрузка) скорость «Циклона» на воде составляет около 30 км/ч, причем практически плоское днище испытывает жесткие удары при волне высотой уже в 30—40 см. По снегу и льду можно развивать скорость до 80 км/ч.
Расчеты показывают, что при установке более мощного двигателя возрастет тяга воздушного винта, соответственно увеличится скорость и грузоподъемность. Однако решить этот вопрос мешают ведомственные барьеры — даже «москвичевские» двигатели выделяются судостроителям в ограниченном количестве.
Словом, такое перспективное транспортное средство, как «Циклон», еще должно совершенствоваться.
Мотолодку «Прогресс-3М» можно назвать новинкой лишь условно. Практически это показанная еще на прошлогодней ярмарке мотолодка «Орь», которая отличается от «Прогресса-2М» лишь релингами по палубе и борту, наличием рундука под кормовым диваном и сплошными фанерными пайолами. Цена лодки — 750 руб. Практически это единственная из представленных на ярмарке модель, которую удалось реализовать не в полном объеме, а лишь на 25% от предложенной серии (532 шт. от 2000 лодок). Это еще раз должно убедить конструкторов, что популярный в прошлом «Прогресс» нуждается в коренной модернизации.
Остальные новинки относились к разборным, гребным и гребно-моторным судам.
ЦКБ «Нептун» представило разборную стеклопластиковую трехместную байдарку «Нерль». Ее корпус состоит из пяти секций. Принципиально новой сделана конструкция их соединения: вместо традиционных фланцев используются разрезные шпангоуты, которые вставляются в специальный внутренний паз секций и распираются двумя талрепами. Уплотнение достигается при помощи губчатой резиновой прокладки. Секции вкладываются одна в другую таким образом, что получается пакет размерами 1,06X0,78X0,4 м. В собранном же виде размерения байдарки 4,95X0,77X0,39 м, грузоподъемность — 225 кг, а собственный вес около 35 кг. Непотопляемость обеспечивается надувными детскими «бревнами». Обводы корпуса были спроектированы с помощью ЭВМ. На тихой воде крейсерская скорость достигает 8—9 км/ч.
«Нерль» может выпускаться и в неразборном варианте.
Новосибирский авиазавод имени В. П. Чкалова выставил новую охотничью разборную лодку из легкого сплава. Прототипом для нее послужила долбленая лодка, так называемый «обласок», который до сих пор пользуется у рыбаков и охотников Сибири большой популярностью. Лодка размерами 3,6X0,96X0,35 м весит в сборе 30 кг, обладает грузоподъемностью 100 кг — вмещает одного пассажира. Правда, пользование такой лодкой, имеющей ограниченную остойчивость, требует особых навыков.
Киевляне представили очередную модификацию гребно-моторной лодки «Язь-5». От предыдущих моделей она отличается увеличенной до 3,88 м длиной, повышенной вместимостью (5 чел.) и допустимой мощностью мотора (до 8 л. с.). Масса лодки — 82 кг. Ориентировочная цена — 380 руб.
Тюменские судостроители показали модифицированного «Ерша-М» с блоками плавучести, размещенными вдоль бортов, а не под банками, и рундучком в носу, а также парусный его вариант — «Ерш-П» (ориентировочная стоимость 550 руб.).
Был показан и надувной разборный катамаран «КМ-2 Гуппи» (3,5X1,78X0,4 м), весящий в упаковке около 30 кг. Он рассчитан на начинающих яхтсменов и плавание при волне высотой до 0,3 м и скорости ветра до 7 м/с. Площадь паруса — 4,5 м2; надувные корпуса имеют четыре отсека. Ориентировочная цена — 350—400 руб. Появление на ярмарке этого судна и велокатамарана с надувными корпусами (стоимость около 150 руб.) еще раз подтверждает, что «ката-маранный бум» продолжается.
Кстати, катамаран «Простор» (см. «КиЯ» №133) был выставлен уже как серийный образец. Ни на шаг не отходил от него будущий покупатель — один из московских туристов-парусников, хотя, казалось бы, беспокоиться ему было не о чем — почти половину годовой серии в 1500 шт. заказала Москва.
Также как серийные предлагались пластмассовые швертботы типа «Юниор» и металлические складные лодки «Кулик».
К сожалению, не успел прибыть в Москву к открытию ярмарки головной образец мотолодки «Аргунь» из легкого сплава, осваиваемой хабаровским заводом. Это судно сделано по новой гибкой технологии, по которой выпускаются финские лодки «Бастер». Корпус не имеет поперечных связей, жесткость ему придают борта особой конструкции. В будущем году завод, еще не решивший все технологические проблемы, сумеет сделать только 50 лодок. Ориентировочная стоимость — 1200 руб.
По-прежнему очень бедным был ассортимент товаров, сопутствующих водному туризму и спорту. На стендах одного из московских заводов мы увидели предлагаемый яхтсменам комплект блочков, рассчитанных на капроновый трос диаметром до 12 мм и грузоподъемность до 100 кг. Стоимость одношкивного блочка — 2 руб., двушкивного — 4 руб. 50 к.
Парусное вооружение (площадь паруса — 3,45 м2, ориентировочная стоимость — 100 руб.) для лодок «Романтика» предлагал Тушинский машиностроительный завод.
Эстонский культторг собирал заявки на детские спасательные жилеты, а Закарпатская спорт-база предлагала водные лыжи «Дельфин» и монолыжу.
ПО АвтоУАЗ (г. Ульяновск) предложило модифицированный вариант подвесного мотора «Ветерок-8М» стоимостью 195 руб. Всего на будущий год торговля заказала 30 тыс. «Ветерков-8».