В первую очередь это, конечно, результат принятых партийно-правительственных постановлений, направленных на организацию активного отдыха населения и привлечение его к массовому спорту. Большое влияние оказал тот факт, что в 1986—1987 гг. минторги союзных республик сумели освободить розничную торговлю от скопившихся остатков моторных лодок устаревших моделей. Немаловажно и другое. Теперь всю работу с внерыночным потребителем ведет наше ЦКБ «Нептун». Выявлен дополнительный контингент покупателей, расширена и стала более целенаправленной реклама и информация. Еще до начала ярмарки промышленность имела заявки на поставку в 1988 г. в торговую сеть лодок, почти в 1,5 раза превышающие запланированные на 1987 г. объемы производства.
Обычно московская ярмарка культтоваров открывала серию подобных ярмарок, теперь она их завершила. Таким образом представители оптовой торговли, приехав в столицу в августе, уже знали результаты реализации прогулочных судов в пред-навигационный период текущего года. Отрадное новшество. Кроме того, уже с июля 1987 г. некоторые предприятия торговли перешли на принцип самоокупаемости и хозрасчета, что, по нашему мнению, положительно сказалось на реализации продукции.
В таких условиях экспозиция прогулочных судов оказалась несколько беднее прошлых лет, поскольку предприятия сочли нецелесообразным выставлять образцы моделей, успешная реализация которых была уже обеспечена. Свою продукцию представили в основном те коллективы, которые работают над внедрением новинок и хотят получить убедительное подтверждение правильности выбранного ими направления. Из них в первую очередь следует назвать парусный катамаран «Простор».
Авторы проекта ориентировались на туристов и начинающих яхтсменов. Экипаж на этом судне располагается, как на гоночном катамаране класса «Торнадо». Надувные поплавки длиной 5,2 м соединены легкой рамой и при разборке отстегиваются за 30 секунд. Общая ширина катамарана — 2,4 м, площадь парусности — 8,5 м2. При разборке катамаран укладывается в два пакета, имеющих габариты 2,2X0,4X0,2 и 1,0X0,5X0,2 м, а вес соответственно 50 и 25 кг. Розничная цена «Простора» — 850 руб.
Выставленный на ярмарке образец отличался высоким уровнем изготовления. Однако серьезным препятствием для серийного выпуска может стать прорезиненный материал для поплавков и парусная ткань, которые остаются в разряде остродефицитных материалов. Именно этой причиной и объясняется незначительность намеченного на 1988 г. выпуска катамаранов — всего 1350 шт.
На ярмарке был представлен еще один надувной катамаран — «Каскад», предназначаемый для сплава по горным рекам I—III категорий сложности1.
Начался, как видим, некий катамаранный бум, если вспомнить еще знакомый многим туристам катамаран «Альбатрос» (цена — 750 руб.). Миннефтехимпром, которому поручены головные функции по надувным судам, должен уже сейчас ориентировать свои предприятия на высокое качество изготовления лодок. К сожалению, товарный вид серийного «Альбатроса» резко отличается от первых его выставочных образцов. На грустные размышления наводит и низкое качество стеклопластиковых сидений на катамаране «Каскад».
Среди новинок привлекал внимание легкий аппарат-амфибия разборной конструкции на воздушной подушке «ЛАВП-87» (габариты 4,9X2,4X1,4 м). Предназначен он для использования на водоемах и береговых участках при высоте волны до 0,25 м и силе ветра до 12 м/с. По замыслу конструкторов аппарат может быть использован как для организованного туризма, охоты и рыболовства, так и для доставки небольших срочных грузов, почты, проведения спасательных работ, патрулирования милиции, рыбнадзора и т. д.
Двухлопастной воздушный винт приводится во вращение поршневым двигателем мощностью 30 л. с. от снегохода «Буран». От этого же двигателя осуществляется отбор мощности на создание воздушной подушки. Скорость движения 40—60 км/ч.
Каркас амфибии собирается из прямых отрезков алюминиевых труб небольшой длины, соединяемых быстродействующими замками. Ее вес в упаковке составляет всего 100 кг, что обеспечивается применением легких воздухонепроницаемых тканей. Из них сделаны камеры и покрышки баллонов, купол, ограждение воздушной подушки, рубка, сиденья. Двигатель с винтом и насадкой закреплен на каркасе при помощи капроновых лент.
В отличие от моторной лодки, аппарат-амфибия не образует волны (за счет демпфирующего эффекта воздушной подушки), на высокой скорости обеспечивается мягкий и плавный ход.
К сожалению, даже если эта новинка найдет много сторонников, на пути освоения ее серийного производства встанут две серьезные трудности — отсутствие предприятия-изготовителя и необходимого количества двигателей. Чрезмерно, на наш взгляд, завышена и ориентировочная стоимость — 2—3 тыс. руб.
Что же нового было представлено в основном пока виде продукции — прогулочных судах жесткой конструкции?
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод нм. Ю. А. Гагарина вынес на суд покупателей весь свой ассортимент катеров: «Амур-Д», «Амур-В» и «Амур-2». Может, эта продукция принципиально и не нова, но собранная вместе она впечатляет. Весь предложенный заводом объем успешно реализован. Радует то, что изготовители «Амуров» сумели пережить резкое падение спроса, хотя и были вынуждены на год приостанавливать производство. Таким образом, завод сохранил для страны единственный пока катер, поступающий в торговую сеть. А вот судьба давно обещанного «Крыма-4», судя по тому, что на ярмарке 1987 г. он не появился, не может не вызывать тревоги. Да и те 20 штук, которыми давно «грозятся» судостроители, потребности населения удовлетворить, конечно же, не смогут.
В выставочной экспозиции рядом с «Прогрессом» появилась мотолодка «Орь». Учитывая пожелания потребителей, конструкторы спроектировали ее на базе корпуса «Прогресса», приспособив для хозяйственных нужд. В лодке, как рекламируют изготовители, много свободного места для вещей и снаряжения. В добавление к носовому запирающемуся багажнику и кормовым рундукам, в кормовой части кокпита встроен добавочный рундук-сиденье; для малых вещей выгорожены бортовые полочки. Появились сплошные фанерные слани. Лодка комплектуется ходовыми огнями, леерами на палубе, двумя колесами, водилом и съемным тентом. Цена — 750 руб., а без водила и колес — 680 руб.
Другая новинка — беспалубная мотолодка «Обь-ЗМ», созданная на базе корпуса лодки «Обь-3». В том же корпусе, что и базовая модель, сделана уже знакомая читателям мотолодка « Неман-спорт».
Но если эти мотолодки с таким же трудом, как сейчас, будут пробиваться в производство, то они станут судами XXI века. При таком положении удовлетворить нас они не могут ни с одной позиции. Да и товарный вид, или, вернее сказать, дизайн, по нашему мнению, совершенно неудовлетворительный. Все перечисленные модели — продукт несовершенства сегодняшнего производства и технологии.
В представленных моделях прослеживается одна тенденция — по возможности использовать существующую оснастку, не затрагивая конструкцию и совершенствование технологических процессов. Как и лодки прежних лет, новые модели имеют излишнее количество деталей и их соединений, сложны в сборке.
Дальнейший прогресс малого судостроения зависит от того, сумеем ли мы сделать наше производство гибким. Положительные итоги прошедшей ярмарки не должны успокаивать. Если ассортимент не меняется, то в любой последующий год мы можем столкнуться с перенасыщением рынка, и это в первую очередь должны понимать руководители мощных предприятий, располагающих широкой оснасткой.
Посетители ярмарки сетовали на отсутствие в продаже каютных мотолодок типа «Москвы» или «Сарепты», «Нептуна-3» и других выпускавшихся ранее прогулочных судов. А о моторах и говорить нечего. Несмотря на множество разговоров, мы так и не получили экономичного стационарного двигателя небольшой мощности. Мощностной же ряд подвесных лодочных моторов вообще сократился до трех типоразмеров в 2, 8 и 30 л. с. Такая ситуация не только больно бьет по любителям водномоторного спорта и покупателям, но и ставит в очень жесткие рамки все производство малых судов.
Обвиняются в этом все, кто угодно, но только не главный виновник — Минавтопром, который обязан осуществлять единую техническую политику в данной области. Бездеятельности этого министерства в 1988 г. исполняется 20 лет. Пора,, видимо, Госплану СССР и власть употребить Стоит напомнить, что в ноябре 1986 г. вышло известное постановление Совмина СССР, закрепившее ответственность министерств за производство товаров народного потребления. Кто помнит ассортимент выпускаемых тогда судов, тот не может не согласиться, что перемены произошли заметные, хотя развитие шло не всегда так, как хотелось бы. А достигнутые результаты были бы гораздо ощутимее, если бы не родился стихийно целый ряд тормозящих факторов, главными из которых надо считать необоснованные запреты и ограничения на пользование моторным флотом. Они, в свою очередь, привели к полному бездействию местных Советов в решении проблем по организации стоянок и обслуживанию прогулочного флота. Нужно, очень нужно уделить внимание и проявить заботу о многих тысячах советских людей, которые самостоятельно решают проблему отдыха на воде, отдавая деньги в кассу государства и за судно, и за мотор, и за их эксплуатацию.
Каковы же общие итоги ярмарки?
Всего промышленность получила заказ на изготовление в 1988 г. 89 600 прогулочных судов, что в 1,41 раза превышает результаты прошлогодней ярмарки.
Наибольшим спросом пользовалась продукция предприятий судостроительной промышленности. Почти в 2 раза вырос объем заявок на мотолодку «Автобот», лодки «Пелла-Фиорд» н «Язь», в полтора раза — на мотолодки «Неман-2», «Казанка-5», катер «Амур», лодки «Голавль» и «Малютка». Повысился спрос на виндсерфер «Мустанг».
Заинтересованно встретили представители торговых предприятий недавнюю новинку — минишвертбот «Юниор», представленный заводом-изготовителем по договорной цене 750 руб. Предприятие подтвердило заказ на поставку 100 минишвертботов, но торговлей их заказано в 1,5 раза больше.
Заочно (образцы на ярмарке не были представлены) торговые предприятия согласились приобрести опытную партию мотолодки «Аргунь», лодку «Ботник-2» и гидроснегоход «Циклон».
Не оказалось на выставке практически ни одной модели, которая не пользовалась бы спросом. Это говорит как о готовности рынка, так и об умении разработчиков прогулочных судов учитывать требования населения.
Предложенный на 1988 год ассортимент — 46 моделей — свидетельствует о новом подходе предприятии к наболевшим проблемам. Это и радует, и обнадеживает. Дальнейший успех зависит от того, насколько активно и эффективно эти предприятия будут работать над совершенствованием своей продукции и повышением ее качества.
Д. Волков, зам. начальника ЦКБ «Нептун».
Примечания
1. Описание катамарана — см. «КиЯ> №126.