Длительные перерывы в тренировках на воде, обусловленные климатическими особенностями, чреваты для спортсмена многими последствиями. Они приводят к потере устойчивых навыков и автоматизма в управлении лодкой, которых требуют уже первые выходы на воду. Отсутствие же средств специальной физической и технической подготовки на берегу в межнавигационный период замедляет процесс спортивного совершенствования.
Возможность коренного улучшения системы подготовки кроется, на наш взгляд, в широком использовании разнообразных тренажеров. Ряд таких устройств можно рекомендовать тренерам и спортсменам.
Прежде всего это — «Сфигмоэргограф», (рис. 1) который используется для отработки навыков динамического откренивания, развития «чувства крена», совершенствования координационных способностей, силы, быстроты и выносливости яхтсменов и одновременно позволяет производить объективную их оценку. Тренажер представляет собой «динамическую скамейку» — опору на качающемся основании, воспроизводящую участок палубы судна с ремнями для удержания ног, снабжен блоком управления механизмом изменения кренящего момента, блоком задания и контроля программы тренировки (рис. 2).
При работе на «Сфигмоэргографе» исполнительный механизм непрерывно меняет момент, кренящий динамическую скамейку. Располагающемуся на ней яхтсмену требуется компенсировать текущие угловые отклонения скамейки относительно первоначального положения по аналогии с открениванием судна в реальных условиях. В процессе откренивания спортсмен имеет возможность осуществлять объективный контроль результативности выполняемых им действий по характеру прослушиваемого в наушниках звукового сигнала. С уменьшением угла отклонения от заданного положения происходит пропорциональное понижение тона звукового сигнала, и наоборот. А исчезновение сигнала указывает на точное соответствие положения скамейки заданному. Одновременно на ленте самописца регистрируются текущее значение углового положения скамейки, динамика изменения кренящего момента, пульсограмма спортсмена и секундные метки времени. Кроме того на цифровых индикаторах блока задания и контроля программы тренировки отображаются мгновенные значения частоты сердечных сокращений (ЧСС), суммарный пульс за время выполнения динамического откренивания и среднее значение ошибки, совершаемой спортсменом.
Сопоставление кривых дает наглядное представление об уровне развития качеств, которыми определяется эффективность деятельности по открениванию судна и позволяет достаточно просто выявлять диспропорции в их развитии.
В частности, недостаточный уровень развития скоростно-силовых качеств проявляется в том, что спортсмен не успевает компенсировать резкие приращения кренящего момента, а при быстрых спадах кренящего усилия не успевает своевременно выполнить резкий подъем туловища из горизонтального или близкого к нему положения, что в реальных условиях зачастую приводит к опрокидыванию судна на ветер. Низкий уровень выносливости существенно ограничивает продолжительность эффективной работы в динамическом режиме. Быстро утомляясь, спортсмен оказывается не в состоянии компенсировать не только большие приращения кренящего момента и резкие их перепады, но и теряет способность отрабатывать плавные изменения крена при средних и малых величинах кренящего момента.
Контролируя выполнение задания, тренер имеет возможность наблюдать и за ответными физиологическими реакциями спортсмена — по характеру пульсограммы, представляющей собой графическую запись мгновенных значений ЧСС. По скорости нарастания ЧСС под нагрузкой, времени ее восстановления и пороговым значениям он получает объективное представление о функциональной подготовленности спортсмена, оценивает индивидуальную переносимость тренировочных нагрузок.
Объективные данные, получаемые на разных этапах подготовки, дают возможность оценить динамику перемен в тренированности спортсменов, что обеспечивает более гибкое управление процессом подготовки каждого яхтсмена.
Тренажер «Шкот» (рис. 3) предназначен для овладения рациональной техникой работы при выполнении маневров, аналогичных огибанию нижней марки, развития чувства ритма и скоростно-силовых качеств яхтсменов. Его механическая часть представляет собой систему грузов 4, взаимное расположение которых вдоль шкота 1 определяет характер нарастания усилия при выбирании последнего через блоки 2 и 3.
Работая на тренажере, яхтсмен принимает одну из характерных поз откренивания и поочередными движениями рук в заданном темпе выбирает шкот, акцентируя внимание на равномерности его движения и максимальной амплитуде движений.
Электронная часть тренажера обеспечивает непрерывное предъявление тренируемому световой информации о соответствии скорости перемещения шкота заданной и характере ее текущих отклонений. Это способствует быстрому отысканию и прочному освоению спортсменами наиболее рациональных движений при различных скоростях выбирания шкота. Кроме этого производится регистрация величины суммарной работы, времени ее выполнения, мощности, развиваемой по ходу выбирания шкота, что позволяет производить объективный контроль объема и интенсивности выполненной работы, получать достоверные данные о работоспособности спортсмена и динамике ее изменений на разных этапах подготовки.
Эффективность управления яхтой во многом зависит от «чувства руля» — способности рулевого тонко воспринимать изменения нагрузки на румпеле. Отображение накопленного рулевыми чувственного опыта и получение достоверных показателей точности восприятия спортсменами нагрузки на руле осуществляется с помощью измерителя мышечносуставной чувствительности. Прибор позволяет создавать нагрузки на имитаторе руля в диапазоне от 0,5 до 34 Н. Нагрузка с имитатора руля передается руке спортсмена через удлинитель румпеля. Как и оператор, спортсмен имеет возможность произвольно увеличивать или уменьшать нагрузку на руле. Для этого ему нужно свободной рукой добирать или потравливать шкот, соединенный с регулятором нагрузки. Контроль значений текущих нагрузок на имитаторе руля и отклонений, допущенных спортсменом при их воспроизведении, производится оператором по показаниям стрелочных индикаторов и ленты самописца.
Для выявления идентичности сформированных эталонов настройки судна на правом и левом галсе рулевому предлагают воспроизвести по памяти характерные нагрузки на руле его яхты в слабый, средний и сильный ветер.
Характерно, что у основной массы спортсменов зачастую наблюдаются существенные различия между показаниями правой и левой руки для тех или иных ветровых условий. Причиной, порождавшей несоответствие индивидуальных эталонов настройки судна, продемонстрированных правой и левой рукой, являлась либо выраженная асимметрия в развитии мышечного чувства (что легко установить по результатам теста на воспроизведение фиксированных нагрузок правой и левой рукой), либо некачественная подготовленность материальной части: изгиб и завал мачты на один борт, асимметрия в настройке стоячего такелажа, несоосность установки шверта (фальшкиля) и пера руля, их несимметричность либо смещенность относительно диаметральной плоскости судна и т. п. Примечательно, что рулевых, демонстрировавших стабильно высокие результаты в серии гонок с широким диапазоном изменений ветро-волновых условий на представительных соревнованиях, отличало практически полное совпадение их субъективных эталонов, показанных на правом и левом галсах.
Установлено, что периодическое подкрепление индивидуально сформированных чувственных ориентиров оптимальной настройки яхты при помощи измерителя мышечно-суставной чувствительности, особенно в меж-навигационный период, позволяет избежать их искажения и частичной утраты.
Однако основная направленность использования измерителя мышечно-суставной чувствительности состоит в развитии способности рулевых четко замечать несоответствие нагрузки на руле заданной, которая, в свою очередь, может и не соответствовать выработанным у них субъективным эталонам.
Комплексное развитие координационных способностей яхтсменов осуществляется на тренажере «Баланс» (рис. 4). Его конструкция включает динамическую скамейку 1 и исполнительный орган — размыкатель 2, который можно двигать в трех плоскостях. Изменение крена динамической скамейки позволяет перемещать размыкатель в продольной плоскости. Перемещение размыкателя в поперечной плоскости и по вертикали осуществляется посредством шкотов.
Спортсмену требуется как можно быстрее совместить размыкатель с выключателем 3 сигнальной лампы. Лампы и их выключатели попарно рассосредоточены на панели, которая располагается в пределах зоны досягаемости размыкателя.
Показателем уровня развития координационных способностей тренируемого (рис. 5) служит суммарное время, потребовавшееся для выполнения всех этапов работы.
Возможность достоверной регистрации комплекса показателей, характеризирующих сенсорное, физическое и техническое совершенство яхтсменов, позволяют использовать описанные технические средства в качестве унифицированных контрольно-диагностических стендов для объективной оценки различных сторон подготовленности яхтсменов.