Лучшая приманка
Капитан одного небольшого норвежского сухогруза, увидев однажды в районе Азорских островов несколько крупных акул, решил немного поохотиться. Прикрепив к стальному тросу внушительный крюк, он насадил на него кусок говядины и бросил с кормы за борт. Однако прошел час — и ничего. Капитану наскучило ждать, и он, сняв башмаки, прилег на корме немного вздремнуть. Через некоторое время он проснулся и с удивлением обнаружил, что левого башмака нет. Но поскольку обувь эта была далеко не новая, капитан махнул рукой, решив, что сам случайно столкнул башмак за борт. «Пошел правый!» — не без юмора заметил он, выбросил второй башмак за борт и почти тут же заметил, что акула попалась на крючок.
После часа тяжелой работы ее наконец подняли на палубу. Когда же кок стал рубить хищника на куски, он обнаружил у акулы в желудке оба капитанских башмака. «Ничего удивительного, — комментировали событие матросы. - Сожрав пропахший потом башмак, акула впала в состояние шока, а после второго стала совершенно пьяной. Ну а после выпивки ей захотелось закусить, и она заглотила говядину...».
Упреждающий маневр
Как это ни странно, одним из самых сложных устройств в рулевой рубке является... штурвал. Время от времени его нужно чистить и смазывать — эту работу терпеть не могут матросы!
И вот однажды на старом польском пароходе «Торунь» подошло время заняться этим нудным делом, а матросам по обыкновению приниматься за него было неохота. Судно только что вернулось в Щецин из Западной Европы, и команда потихоньку распустила где надо слух, что в штурвале кто-то спрятал контрабанду из Амстердама — брильянты. Хитрость удалась. На «Торунь» тотчас прибежала бригада таможенников. Каюты, машинное отделение и другие помещения они осмотрели явно кое-как. А вот на мостике задержались: перерыли шкафы с картами, пересмотрели сигнальные флаги, открыли ящик с ракетами и, наконец, добрались до массивного штурвала. Простучали его деревянные части, осмотрели оковки, а также бронзовые крепежные болты. Штурвал показался им подозрительным, и четверо наиболее сведущих в технике таможенников принялись его разбирать. Через час все было кончено, но бриллиантов нигде не оказалось. По правилам же, напрасно разобранные таможенниками механизмы должны быть ими и собраны или же эта работа поручается специальной бригаде с судоверфи с оплатой за счет таможенной инспекции. После довольно длительного совещания, во время которого матросы кое-что подмазали и даже заменили некоторые детали на новые, таможенники, тяжело вздохнув, принялись за работу. Двенадцать человек в течение нескольких часов собирали это злосчастное колесо.
Любопытно, однако, вот что: во время следующего рейса на «Торуни» и в самом деле прибыла в Щецин партия контрабандных брильянтов, умело спрятанная в рулевой рубке.
На новое задание
Французский исследовательский подводный аппарат «Наутилус», отличившийся при поиске останков «Титаника», получил новое задание: достать со дна Индийского океана «черный ящик» с потерпевшего катастрофу в ноябре 1987 г. южноафриканского «Боинга-747».
Даже Тигр испугался
В 1955 г. проводились соревнования почтовых голубей, которые летели по маршруту Барселона — Лондон. При этом сбившиеся с курса птицы охотно садились на попадавшиеся на пути суда. И вот в Бискайском заливе юнга одного английского судна увидел, что на топ мачты сел голубь, и решил его поймать. Дождавшись сумерек, парень забрался на мачту, молниеносным движением схватил птицу и, сунув ее за пазуху, начал спускаться.
Тут-то и началась драма. Юнга принялся вопить, как резаный, и угрожать, что выбросит голубя, так как тот остервенело клюет его в грудь и живот. Столпившиеся внизу матросы, как могли, утешали его и советовали потерпеть. Парень стиснул зубы и, обливаясь кровью, все же добрался до палубы. Когда же он вытащил бьющуюся птицу из-за пазухи, оказалось, что это никакой не голубь, а представитель одного из наиболее хищных видов ястреба, при виде которого даже видавший виды корабельный пес Тигр поджал хвост...
Приказано выжить
Польский путешественник и литератор — автор нескольких публикаций в «КиЯ» Яцек Палкевич, живущий в Италии, организовал курсы, которые он назвал «Школой выживания». Его фирма, состоящая из восьми человек — пяти инструкторов, повара, секретарши и шефа, предлагает четыре вида тренировок: начальную, морскую, для молодежи 14—17 лет и для руководителей.
Начальный курс проводится на высокогорной базе и длится неделю. Включает он такие «аттракционы», как проход через площадку, полную змей, неожиданное купание в болоте и т. п. Школа учит, как поступать в экстремальных ситуациях — при пожарах, наводнениях, землетрясениях, ураганах, прививает навыки оказания первой помощи, поведения в джунглях, пустыне, Арктике.
Морская тренировка также длится неделю и предусматривает самые различные ситуации. Обучающиеся узнают, например, как вызывать помощь и передавать сигналы с помощью гелиографа, добывать пищу и питьевую воду, изготовлять различные инструменты и приспособления из случайных предметов, какую позу принимать, неожиданно оказавшись в воде.., не говоря уже о пользовании спасательным оборудованием.
При окончании курса учащиеся получают «учебник для потерпевших кораблекрушение», содержащий комплекс нужных сведений и напечатанный на специальных листах, сделанных из водостойкого прочного пластика. Зазубренный край книжки можно использовать как пилу, а задняя сторонка обложки представляет собой футляр, в котором находится леска, крючок и грузила.
Букингемский дворец на воде
Все-таки термин «яхта» очень расплывчат. Разве может кто-нибудь назвать яхтой судно длиной 125 м, водоизмещением 5800 т? Оказывается, может. Речь идет об английской королевской яхте «Британия», функций у которой предостаточно: она и место работы королевы, и плавучая гостиница, и, разумеется, место отдыха.
Построена она была в 1953 г. и с тех пор прошла около 720 тыс. миль, посетив 580 портов. Яхта строилась и содержится на средства Министерства обороны Великобритании; ее ежегодные эксплуатационные расходы составляют около 3 млн. футов стерлингов.
Капитан на «Британии» — адмирал однако функции его довольно туманны, особенно когда на борту присутствует командующий вооруженными силами, т. е. сама королева. Теоретически на судне отдает приказы она либо ее муж. На практике же такое случилось лишь однажды: в 1959 г. принц Филипп взял управление яхтой в свои руки, когда она шла по внутренним канадским водам со сложной навигационной обстановкой. Отремонтировать после этого яхту оказалось не так-то просто. С тех пор и командует ею капитан-адмирал, но тоже не всегда. В 1974 г. к примеру, он собирался зайти в какой-то южно-африканский порт, но принц телеграфом запретил ему заход в расистскую страну.
На яхте служат 22 офицера и 250 матросов. В их работе есть своя специфика: на ногах — тапочки на резиновой подошве, чтобы не топать; вблизи королевских кают приказы отдаются знаками, а не голосом.
Есть у яхты «Британия», как выяснилось, и недостатки. Когда принц Чарлз совершал на ней свадебное путешествие, он был чрезвычайно раздосадован, что в каютах нет двуспальных кроватей и тут же приказал исправить это упущение.
Каждый новый рейс «Британии» вызывает оживленные дискуссии по поводу того, кто же за это все платит. Однако любящие традиции и королевскую семью англичане не собираются экономить на королевской яхте.
Новое в... контрабанде
Спиртное и сигареты — традиционные предметы контрабанды. Ничего нового в этой области не появлялось давно.
Поэтому польские таможенники были очень удивлены, обнаружив на небольшом танкере «Муран» тайник, в котором находились польские военные медали и ордена, старые русские и немецкие почтовые открытки, различные талоны фашистских концлагерей и тому подобные необычные предметы контрабанды. Отправитель посылки пока не обнаружен.
Почти как во времена Ноя...
Недавно Крейсерский клуб Америки (ССА) наградил престижной для яхтсменов-моряков медалью «Голубой воды» профессора географии и яхтсмена Марвина Кримера за его достижения в развитии методов навигации в океане без применения приборов. Без компаса, секстана, хронометра или каких-либо электронных инструментов Кример вместе с экипажем совершил три перехода через Атлантический океан с заходом на Азорские и Бермудские острова и кругосветное плавание (декабрь 1981 — май 1984 г.) на 10,8-метровой стальной яхте «Глоб Стар». Причем во время кругосветного плавания на берегу велась (при помощи спутниковой системы слежения за движущимися объектами) прокладка фактического пути «Глоб Стар». В редких случаях место яхты, определенное Кримером, отличалось от фактического более чем на 1S миль. А после длительного перехода в 500 миль через океан яхта оказалась всего в 6 милях от грозного мыса Гори.