Именно такая задача ставилась перед Госстроем СССР. Однако авторитетный государственный орган с высоты своего положения с этой «маленькой» проблемой не посчитался. При реконструкции старых, при планировке новых городов, расположенных даже у большой воды, проектировщики не делали даже попыток вписать в проект сооружение гавани для маломерного флота или городского яхт-клуба...
Шло время и к семидесятым годам катеров и моторных лодок в стране стало насчитываться более трех миллионов. Десять лет назад внутренний рынок был уже изрядно перенасыщен ими, но снова никто не беспокоился о формах существования маломерного флота. Представьте ситуацию, когда выпущены сотни тысяч трамваев, но нет ни одного километра рельсов. Аналогичную картину создавала и «беспричальность» флота. Не обретя социального статуса и достойного места в жизненном пространстве, он во многих населенных пунктах превратился в настоящего изгоя. Вот почему на протяжении многих лет в письмах наших читателей звучит один и тот же мотив: «Стоим, где придется. Отовсюду нас гонят...»
Задумаемся теперь над цифрой 3 миллиона маломерных судов... Какая огромная флотилия! Три миллиона жителей страны, считающих себя капитанами, берут еще на борт по 3—4 пассажира... Прикиньте, сколько трудящихся прибегает к этой превосходной форме отдыха и использования свободного времени, активно приобщаясь к техническому творчеству, экологическому воспитанию и спорту. Казалось бы, все это должно заставить смотреть на проблему по-государственному. Как организовать судоводителей-любителей, как «вписать» их в жизнь большого города, не создавая помех «сухопутным» жителям? Как устранить противоречие мотора с окружающей средой, а само плавание сделать безопасным? Подобные вопросы до сих пор остаются неразрешенными, о них и сегодня настойчиво напоминает редакционная почта. Вот лишь несколько выдержек из читательских писем.
— Практически во всем Магнитогорске нет ни одной организованной стоянки для маломерных судов. В некоторых местах образуются «дикие кооперативы», трудно со снабжением бензином, маслом (Д. Мамонтов).
— Продал своих любимцев — «Вихрь-30» и «Казанку-5М2», ибо самая острая проблема у нас — стоянка. Ее перенесли в отдаленное место, но и там она находится на птичьих правах (А. Чертков, Волгоград).
— Все лето вместе с семьей проводим на воде (у меня «Прогресс» с подвесным мотором). Очень трудно содержать катер — лодочной станции нет, ставим, где придется» (Ю. Попов Ханты-Мансийск).
— На стоянке «Металлург» Новосибирского оловокомбината очень плохое ограждение, подъем лодок производится вручную, сохранность имущества не гарантируется (Б. Исаков).
— На стоянке, принадлежащей омскому заводу имени Куйбышева, мало бонов, плохо организована заправка топливом, нет никакого оборудования (В. Белых)...
География жалоб, как видите, весьма обширна. Они идут с юга, севера, запада и востока страны. Стоянки, выходит, — всюду больное место.
Для нашего очередного рейда мы выбрали Сибирь. Путь рейдовой бригады далек и долог, предстояло побывать на величайших в мире реках — Оби и Енисее, на знаменитом озере Байкал...
Главный принцип существования
Нарушая географическую и хронологическую последовательность рейда, сразу обратимся к тому, что явно может служить ярким примером для подражания. На иркутскую стоянку катеров «Ерши» мы попали уже в конце нашего большого путешествия, насмотревшись изрядно и на погнившие боны, и на беспризорные суда, наслышавшись о многих бедах судоводителей-любителей.
Стоянка «Ерши» вынесена за пределы Иркутска на то доступное каждому горожанину расстояние, куда привозит городской автобус. Место изумительное. Ершовский залив иркутяне зовут «сибирской Швейцарией». Ангарские берега, Прибайкалье по своему колориту превосходят многие «эталоны красоты». Сдержанная суровость синих невысоких гор смешивается с густой зеленью хвойного леса, лекальные изгибы полей вписываются в общую картину, красочно обрамляя байкальскую воду. Она безукоризненно чиста и прозрачна. Слеза младенца — да и только! А это, как вы понимаете, на судовладельцев-любителей объединившихся в кооператив, налагает особую ответственность.
На этой стоянке мы останавливаемся так основательно не случайно. Она являет собой оптимальный вариант решения проблемы — доступный и не требующий больших капиталовложений. На стоянке 1200 мест, катеров чуть больше тысячи, но тесноты здесь никто не испытывает. И что бросается в первую очередь в глаза, когда ступишь на территорию, так это безукоризненный порядок. Это качество проявляется во всем: в стройности бонов, в содержании индивидуальных рундуков, в чистоте мастерских, в образцовом состоянии заправочной станции. Руками казначея Антонины Даниловны Мясниковой заложен на берегу богатый цветник, посажены фруктовые деревья, в служебных домиках создан домашний уют. Флотский порядок, как здесь утверждено, — это главный принцип существования. За случайное пятно на воде судовладелец расплачивается штрафом, пятно воспринимается, как ЧП. Чувствуется, что экологическая культура прививалась здесь не одними только приказами правления, а ежедневной, кропотливой работой с каждым членом кооператива. Главным блюстителем чистоты и флотского порядка является в первую очередь сам начальник стоянки Ефим Никитич Журавлев — офицер в отставке.
Ершовский залив на Ангаре имеет протяженность береговой линии более десяти километров, берега покрыты плотным густым лесом. И вот какое обязательство взвалил на свои плечи кооператив «Ерши»: нести ответственность за безупречное состояние не только воды в заливе, но и берега! Если кто-то из судовладельцев заметит на берегу пикни-кующих горожан, выходящих за рамки согласия с природой, строгого разговора не избежать. Еще бы, члены кооператива ежегодно выходят на уборку территории леса от оставляемого приезжими хлама расставляют по берегу щиты с надписями, призывающими к порядку и сохранности леса После каждого сброса воды на электростанции оголяется грязное дно. И тогда объявляется субботник. Берегу и воде, таким образом, чистота гарантируется.
На первый взгляд, у кооператива «Ерши» вроде бы и проблем особых нет. Вот, скажем, беда многих — отсутствие заправки. А здесь емкости по всем правилам врыты в землю, стоят счетчики... Летом кооператив содержит специального заправщика. И на все вроде бы денег хватает. Три рубля с катера в месяц — таковы взносы. Даже эти весьма скромные сборы позволили правлению после решения общего собрания снять со счета кооператива две тысячи рублей и переслать их пострадавшим при аварии в Чернобыле.
Гуманность поступков и безукоризненность содержания стоянки должны вроде бы внушать всем уважение к обитателям «Ершей». У нас оно появилось совершенно искренне. Однако есть они — проблемы. Из рук начальника ГИМС Красноярского края Владимира Исааковича Пульмана берем любопытные документы — два решения облисполкома. Первое помечено датой — 27.02.78, второе по иронии судьбы — 27.02.84... В первом управлению коммунального хозяйства при участии общества охотников и рыболовов предписывалось выступить заказчиком по проектированию и строительству базовых стоянок на Иркутском водохранилище и острове Боярский... За девять лет не вбито и гвоздя. А постановление 1984 года уже сгущает тучи над стоянками в Чертугеевском и Ершовском заливах. В нем маломерный флот рассматривается вкупе с грузовым и пассажирским, констатируется, что «отработанные масла, подсланевые и хозфекальные воды в большинстве случаев сливаются непосредственно в водохранилище» ...Дальше — хлеще. В обозначенной акватории предписывается запрет на плавание именно маломерному флоту, а разрешение дается судам Восточно-Сибирского пароходства... Анафеме предан тот, кто и капли грязи на воду не уронит, а большой флот (именно его принадлежность — подсланевые воды, отработанные масла и т. п.) может ходить любыми курсами. Главное, как не трудно убедиться, найти козла отпущения. Но если убрать кооператив, вода и земля лишатся подлинных своих защитников и санитаров. Было бы куда правильнее обязать тем постановлением весь маломерный флот области вести хозяйство так, как это делается в Ершовском заливе!
Стоянок, подобных «Ершам», встретилось на нашем пути немного. Даже в черте Иркутска с ней может сравниться только стоянка в Чертугеевском заливе. На этих двух базах располагается лишь две тысячи маломерных судов из 8,5 тысяч, зарегистрированных в городе. Всего же в Иркутской области их насчитывается десятки тысяч. Крупные стоянки есть в Братске, Усть-Илим-ске, Ангарске, Киренске, Бодайбо... С точки зрения инспекторов ГИМС всем им нужно подтягиваться до уровня «Ершей». В современных условиях каждому должно быть ясно, что только порядок на берегу и воде гарантирует жизнеспособность маломерного флота и стоянок. Знакомство с ними привело к такому заключению: стоянки, организованные на кооперативных началах благоустроеннее всех прочих. Очень далеко до них стоянкам управлений коммунального хозяйства или бытового обслуживания, являющихся подразделениями облисполкомов А таких довольно много. Значит, нет у местных властей кровной заботы о содержании любительского флота и, стало быть, об организации отдыха трудящихся на воде.
Сибирские страдания
В Омске наше внимание привлекла набережная. Несколько лет назад ее не было и в помине, на берегах Иртыша стояли различные склады, лодочные базы и яхт-клубы. Городские власти выдвинули лозунг: «Повернем город лицом к реке!» Такой «поворот» можно только приветствовать. И если бы проект реконструкции предусматривал для стоянок катеров и яхт-клуба достойное место, то фасад города, естественно, только бы выиграл. Но этого не случилось и многим судоводителям-любителям пришлось держать свои суда чуть ли не в собственных квартирах.
В Омске зарегистрировано пять тысяч мотолодок. Признаться, для промышленного города с миллионным населением это мало. Причем, суда размещены на 15 стоянках. Большинство их — маленькие, неприглядные. Три являются принадлежностью горисполкома в сложной системе Горразнобытпрокат. Мы посетили стоянку под названием «Радуга» в открытой части Иртыша, но радужного впечатления она у нас не оставила. Здесь нет ни бонов, ни причала, ни мастерской, ни заправочной станции. 457 лодок лежат прямо на берегу.
К сожалению, и другие стоянки Омска восторга не вызывают. Пассивная позиция исполкома к интересам пяти тысяч своих горожан привела к тому, что маломерный флот области находится в бедственном состоянии. Доски с объявлениями заполнены сообщениями о продаже катеров всех марок и фирм. Поскольку покупателей на них не находится, начинают появляться настоящие свалки из корпусов бывших судов. На складе омского специализированного магазина «Турист» давно уже пылятся новенькие «Крымы», «Сарепты», «Онеги», даже любопытства к ним никто не проявляет. Главная причина явления — все те же «птичьи права» лодочных стоянок. И получилось, что горожане, живущие на сибирской реке, спокон веку ходившие по ней и любовь к плаваниям впитавшие с молоком матери, отлучаются от воды.
В Новосибирске зарегистрировано 18 тысяч маломерных судов. И снова знакомая картина. Горразнобытпрокату принадлежит, к примеру, стоянка «Чай-ка-3», где базируется 800 лодок. Для их спуска берег не оборудован, нет водопровода нет мастерских... Перечень «нет» велик и весьма традиционен для большинства стоянок. Удовлетворительным состоянием стоянки могут довольствоваться, пожалуй, всего триста судовладельцев. И опять же это кооперативная стоянка «Дельфин», располагающая всем необходимым для нормальной жизнедеятельности. А что же другие судовладельцы, ошвартовавшие свои суда на берегах Оби? Они продолжают мечтать о механизированном спуске с краном, об эллинге, об оборудованной мастерской и заправочной станции.
Очень похожая картина на другой могучей реке — Енисее. Главная стоянка Красноярска находится в центре города, на острове Отдыха. Она в ведении гор исполкома, а точнее — учреждения под названием «Универбыт». Как только мы ступили на ее территорию, капитаны маломерного флота тотчас обратились к нам с просьбой «помочь решить судьбу».
Двенадцать лет подряд местные органы власти говорят о переносе стоянки из центра города. Люди ждут, но за это время не выбрано даже подходящее место. Слов нет, семьсот катеров и моторок соседствовать с городским пляжем не могут. За последние годы на острове Отдыха вырос большой культурноспортивный комплекс. Это понимают сами судовладельцы. А горисполком? Спрашиваем об этом у заместителя председателя крайисполкома Валерия Леонидовича Глотова, предварительно введя его в курс задач смотра-рейда, проводимого нашим журналом.
— Катера, яхты... Звучит романтично и вызывает радужные ассоциации. Но чем могу быть полезен?
Говорим о «нерадужном» состоянии стоянки на острове Отдыха, пытаемся оживить в памяти последствия сброса воды Красноярской ГЭС, когда мощный поток смел боны. Одним словом, о помощи маломерному флоту в решении далеко не романтических проблем...
— Не по адресу, — круто повернул разговор Валерий Леонидович. — Моя забота — танкеры, сухогрузы, пассажирские суда.
Адресом мы не ошиблись. Маломерный флот тоже в сфере забот зампред-крайисполкома. Но так уж случилось, что он напрочь выпустил маломерные суда из своего поля зрения. И нам очень досадно напоминать такую, далеко не легковесную цифру: маломерный флот Красноярского края составляет 34 тысячи судов. На этой огромнейшей территории Сибири организовано всего 15 стоянок, больше половины катеров являются беспризорными. Не прямой ли это путь к браконьерству, к нарушению навигационных правил, к авариям и даже гибели людей... И приходится снова напоминать прописную истину: где нет внимания к маломерному флоту со стороны местного руководства, там он влачит просто-напросто жалкое существование.
Самая неутешительная картина предстала перед нами в Братске, где так силен «аромат» лесопромышленного комплекса и алюминиевого комбината, что на корню пожухли прибрежные сосны. На фоне проблем охраны окружающей среды проблемы маломерного флота кажутся ничтожными. Катера и мотолодки исчезают с поверхности Братского моря хотя ни вода, ни атмосфера от того ни в малейшей степени не становятся чище. На городской стоянке «Маяк» мы видели кладбища корпусов. Много десятков «Амуров», «Прогрессов», «Казанок» (иные в безукоризненном состоянии) давно брошены хозяевами. Этапы «одичания» этих судов таковы. Администрация стоянки, не считая лодку беспризорной, ждет хозяина больше года. Потом судно перемещается к штабелям, еще год стоит на нейтральной полосе, затем передвигается дальше, ибо его начинают теснить другие. Какое-то время эти корпуса служат складом запчастей, а года через четыре они попадают под гусеницы трактора, становясь уже металлоломом.
За последний год в Братске из шести тысяч наличных судов прошли регистрацию только полторы тысячи. Цифры наталкивают на четкое определение явления — кризис маломерного флота в Братске. Поучительна, например, судьба стоянки «Персей», некогда самой лучшей в городе. Лодки стояли под крышей, для судоводителей были созданы все удобства. Но из 250 судов на стоянке осталось сегодня несколько брошенных посудин. Какие же сработали причины в данном-то случае? Ведь здесь даже нет и запретов на плавания. Все просто Оказывается, общественное мнение не жалует владельцев маломерного флота, а в результате техногенного воздействия на воду Братское водохранилище пооскудело рыбой.
Представьте себе, это обстоятельство немало значит. Сравнительно недалеко от Братска соседом по Ангаре стоит Усть-Илимск. Так вот на усть-илимские стоянки не пробиться. Катер там занимает такое место, которое подобает ему занимать на сибирской реке.
К решению проблем маломерного флота и его стоянок местные власти подходят настолько по-разному, что контрасты буквально поражают. Если в Братске и Омске наблюдается явный упадок интереса к катерам и мотолодкам, в Красноярске состав маломерного флота сократился на полторы тысячи за последний год, то в самом северном городе края Норильске наметился явный расцвет. Для города с численностью 250 тысяч человек организованы три стоянки на две с половиной тысячи мотолодок и катеров. Ни одного свободного места. И что за стоянки! С бетонными теплыми эллингами, мастерскими, заправочной станцией и прекрасной навигационной службой, обеспечивающей полный порядок на воде. Есть там даже классы для учебы судоводителей в зимнее время. Стоянкам гарантируется двойная поддержка: со стороны металлургического комбината — материальная, а со стороны горисполкома — социальная. Красивые бетонные сооружения не портят берегов, городского пейзажа, а за порядок на воде строго отвечают сами судоводители. Нарушив его, они лишаются места на стоянке.
Позиция местных советов в других городах где маломерный флот в упадке, по меньшей мере странна, если сравнивать ее с норильской. Только в одном бассейне Оби насчитывается 150 тысяч таежных рек велик Енисей с Ангарой. Представить эти огромные водные пространства без моторок немыслимо. Да и само существование жителя прибрежных зон без водного транспорта тоже немыслимо. На моторке — за сеном, за дровами, за грибами, к соседу в гости, на работу... И всего этого вдруг лишиться? Ответ здесь может быть только однозначным: нельзя!
Особый аспект
Благоустройство стоянок, организация их по всем строгим нормам и правилам — не самоцель. Это обеспечивает и гарантию надежности самого плавания. Среди судоводителей, прикрепленных к хорошим стоянкам, редко случаются аварии, редки ЧП. На стоянках Норильска, Дивногорска, в иркутских «Ершах» и новосибирском «Дельфине» строго соблюдается система обеспечения надежности плавания. Строго запрещен вход на стоянку посторонним лицам, контролируется порядок на берегу, а выход катера обставлен особыми требованиями. Дежурный обязан проверить наличие спасательных средств, внешний вид судна, как, впрочем, и его капитана. Капитан сдает дежурному жетон, в журнале отмечается маршрут и время возвращения судна. Если люди не прибудут к указанному сроку, объявляется поиск. Если судоводитель в нетрезвом состоянии, то о выходе за пределы стоянки и речи не может идти.
На организованной стоянке легко работать инспектору ГИЛЛ С, спасательной службе. Гарантия безопасности — достаточно серьезный фактор. Ее нарушение часто стоит жизни людей. О стоянках Братска мы не могли сказать добрых слов. Особый фактор именно здесь и дал о себе знать. Люди нередко выходят на воду в нетрезвом состоянии и... случается — не возвращаются. В момент нашего пребывания по этой причине погиб человек со стоянки «Моряк». В район аварии на поиски некого было послать — представители службы по распоряжению горисполкома находились на сельскохозяйственных работах.
И прошлым летом в Братском море погибло несколько человек. Случаи сами по себе до жути похожи один на другой. Так, 11 июля пятеро вышли в море на двух катерах, на воде изрядно выпили. Порыв ветра перевернул один катер, люди переместились на другой От ветра и большой перегрузки перевернулось и это судно. Все пятеро погибли. Прошло всего несколько дней и подобная катастрофа повторилась. С капитанами, которые приписаны к стоянкам со строгими правилами, подобного не произойдет. Они знают, что и вернуться в родную гавань обязаны трезвыми. Это тоже проверяется дежурной службой.
Частые ЧП на воде, по глубокому убеждению инспекторов ГИМС и нашему тоже,— свидетельство явного невнимания к нуждам судоводителей со стороны всех служб ведомств и местных советов.
Вопросы адресуем...
Наш рейд не только выявил «плохие» и «хорошие» стоянки в Сибири, обнажились и побочные проблемы, прямо или косвенно связанные с исследуемой темой. На них не сразу найдешь и ответы. Например, не слишком хорошо поставлено обеспечение бензином, а как быть с обеспечением дизельным топливом? На что вообще рассчитывать владельцам крупногабаритных судов, если на многие стоянки их попросту не допускают. Какого свода законов придерживаться при организации стоянок, ибо запреты на выбор места часто идут от прихоти местного руководства? Могут ли стоянки маломерного флота быть признанными на равных основаниях с аналогичными постройками на воде и у воды? Особый акцент при этом хочется сделать на кооперативной форме, о развитии которой говорилось на XXVII съезде КПСС.
Когда же создание коллективных стоянок будет признано целесообразным и необходимым Министерством бытового обслуживания населения РСФСР? Уместно сказать, что эти вопросы обозначены и в Постановлении Совета Министров СССР (от 16 июля 1982 года). Три миллиона владельцев лодок ждут ответа.
...Свой рейд мы закончили на Байкале. Признаться, терзали сомнения: осталось ли на байкальских водах место для мотолодок и катеров в период организации здесь национального парка? Здравый смысл, обоснованный научный подход взял все же верх над теми, кто считает лодочный мотор чуть ли не «исчадием ада». 32 квадратных километра байкальской воды на каждую моторку снимают и тень подозрения во вредности лодочного мотора. Это утвердила даже Государственная комиссия, сделавшая заключение на основе научных исследований. Правда, некоторые рекомендации владельцам маломерного флота на Байкале были предложены. Именно: пройти специальный инструктаж при выходе в байкальские воды, запретить хранение судов вне стоянок, усилить службу ГИМС на озере... Разумные рекомендации. При соблюдении строгих норм плавания маломерный флот будет ходить по Байкалу беспрепятственно.
Рейдовая бригада: Б. Петрусев, начальник ГИМС Красноярского края; Н. Детькова, заведующая стоянкой в Красноярске; В. Коркин, член кооперативной стоянки «Ерши»; Л. Снеткова, В. Голубев, специальные корреспонденты «КиЯ».