Применительно к этому товару о выборе нигде речи не шло. Мы слышали только множество коротких и отрывистых «нет». То же самое «нет» приходится отвечать продавцам на многочисленные запросы покупателей — рыбаков, охотников, туристов, любителей отдыха на воде. И хотя в народе бытует поговорка «на нет суда нет», в данном случае воспользоваться ею мы просто не вправе. Должен быть «суд»! Ибо нужны надувные лодки. И нужен их выбор. Если судить по читательской почте, то необходимую им лодку многие ищут буквально годами...
У проблемы давняя история. Вспомним постановление Совета Министров СССР (1969 г.) об увеличении выпуска катеров, лодок и двигателей к ним для продажи населению. Уже тогда остро ощущалась потребность в надувных лодках для массового отдыха на воде и туризма. Перед промышленностью была поставлена задача — за пять лет достичь выпуска надувных лодок до полумиллиона в год.
Прошло пять лет, десять, пятнадцать, а намеченный рубеж словно горизонт, к которому идешь, а он ни на шаг не приближается.
Что же за барьеры были воздвигнуты на пути развития самого доступного, непритязательного флота, находящегося в ладу с окружающей средой, не требующего ни оборудования дорогостоящих баз и причалов, ни особой подготовки капитанов? Стоит окунуться в производственную и торговую сферы, поплутать в межведомственном лабиринте — и многое станет ясно. На пути легкого, недорогого и такого нужного суденышка к потребителю одно препятствие сменялось другим.
Итак, отправимся в путь.
Парад и будни
Уфа. Фирменный магазин «Эластик» ВПО «Союзрезинообувь» Миннефтехимпрома СССР. Идет первая в стране выставка-продажа надувных резиновых лодок, выпускаемых нашими предприятиями. Настоящий парад «надувнушек». Чего только не увидел здесь посетитель: одноместные — «Стрижи», «Зарянки», «Нырки», двухместные — «Омеги», «Нырки-4», «Айгули», «Язи»...
В истории надувных отечественных лодок это мероприятие весьма знаменательно. И не только тем, что от выставочного ассортимента глаза разбегались. Едва ли не впервые одновременно встретились продавцы, покупатели, конструкторы и изготовители. Покупателям выдавались анкеты. Ответы на вопросы должны были прояснить их мнение о качестве выставленных лодок, мотивы выбора и покупки той или иной модели.
И выяснилось неожиданное. Уфимский покупатель обходил, скажем, ярославский «Нырок» и брал только уфимский одноместный «Стриж». Спрашивал двухместные уфимские «Айгуль» и «Юрюзань» и меньше всего интересовался ярославским «Нырком-4», хотя эти самые «Нырки» пользуются особенно большим спросом практически во всех центральных областях страны. Местный покупатель, оказывается, «чужой» продукции просто-напросто не знаю («У моего товарища «Стриж» — он им доволен. А зачем мне кот в мешке!..»).
«Нырки» пошли нарасхват топь о через несколько дней, после их демонстрации в деле.
Случись такая выставка-продажа в Ярославле, и, кто знает, может к лодкам Уфимского зав да РТИ там отнеслись бы с такой же настороженностью. Информации-то практически никакой нет!
Выставка-продажа показала, в частности, что восточная часть страны не получает надувных лодок, изготовленных в центре России, и наоборот. Но гораздо хуже другое: полное отсутствие самих лодок во многих областях страны.
Разнарядку подписывает Министерство торговли РСФСР, с самого начала относя надувные лодки к «строго фондированным товарам» Смотрим этот документ — и диву даемся. Почему-то на весь 1987 год не направлено ни одной лодки на оптовые предприятия Горьковской, Калининской, Костромской областей и Карелии!
Оптовики не проникаются нуждами потенциальных покупателей И в результате продавцам — работникам розничной торговли — остается разводить руками: «Надувные лодки? Это редкость...»
Брешь в снабжении дефицитом целого ряда областей никак не заполняют об потребсоюзы. В итоге не найти «надувнушек» ни во многих областных центрах, ни, тем более, в поселках и деревнях. Жителей глубинки отказывается выручать и «Посылторг»: надувные лодки не входят в их Прейскурант рассылаемых по заявкам товаров.
Заходим в прекрасный спортивный магазин в самом центре Москвы — на улице Кирова. «Каков у вас выбор надувнушек»? — спрашиваем продавца: «Выбора нет, но есть одна польская модель — берите!» Депо было зимой. Весной и польской лодки не стало, хотя она и дороже сравнимых наших моделей.
В отличие от самой столицы, не обделены «надувнушками» города Московской области и некоторых соседних областей. Оказывается, на их спортивные магазины хорошо работает Московское межобластное предприятие оптовой торговли. 34% всего выпуска надувных лодок в стране забирают и отправляют в розницу его представители.
Опыт этого оптового предприятия заслуживает особого внимания. Его товароведы не боятся брать новые модели. В их заявке, например, значится, что новых надувных байдарок «Ласточка 21» ЯПО «Ярославрезинотехника» они закупят 90% от предполагаемой цифры в пуска. А вот все другие базы от этой не инки отказываются. Не потому, что байдарка не нравится, а просто не хотят себя обременять лишними хлопотами. А еще и побаиваются — вдруг байдарка не найдет спроса.
Чтобы не бояться этого «вдруг», надо, конечно же, знать товар! Представители передового оптового предприятия поддерживают тесные контакты с производственниками. Для них барометром конъюнктуры являются не только оптовые ярмарки. Оказывается, торговые работники бывают даже на испытаниях лодок! Они, например, своевременно ознакомившись с новинкой, четко предсказали успех надувного парусного катамарана «Альбатрос», заказали сравнительно большую партию этих парусников и, несмотря на немалую цену, быстро распродали ее. Отрадно, что здесь и следят за динамикой развития «надувнушек» разного назначения, и заботятся о рекламе. Это депо, конечно, не из легких. Ведь деловые связи приходится поддерживать с предприятиями 44 министерств и ведомств, которые выпускают тысячи названий товаров культурного и спортивного назначения. Чтобы ориентироваться в этом обширном море, оптовикам надо, помимо всего прочего, знать производственные возможности этих ведомств и хорошо предугадать покупательские запросы.
Познакомимся еще с одним магазином — ленинградским. Уже два года существует в городе на Неве большой универмаг «Спорт», его торговая площадь составляет более 2000 м — можно демонстрировать любые лодки и катера.
— Катера можно не демонстрировать вообще, все равно никто не купит, а надувные лодки показывать незачем — вмиг расходятся... — объясняет положение заведующая секцией водного туризма Ирина Яковлевна Пацера.— Кроме «Стрижа» и «Омеги» к нам за два года ничего другого даже не поступало. Впрочем, была еще одна лодка — «Вега», так даже полюбоваться ею мы не успели. На март такому крупному универмагу как наш дали всего-навсего 30 одноместных «Стрижей». Разошлись они в один день. О всех других лодках я ничего не знаю, наслышана о них только от самих покупателей. Спрашивают, где купить «Ласточку», «Язя», «Айгуль», «Славянку-М» «Нырок». Десятки, сотни таких вопросов слышу каждый день. А что ответить? Я знаю, что этот самый «Нырок» выдается строго по очереди с визой Главка только ветеранам войны»...
В другом магазине нам посчастливилось увидеть буквально мелькнувшую в продаже «Славянку-М». «Берите скорей, не раздумывая,— на наших глазах убеждала продавщица немолодого покупателя,— через четверть часа не будет!» Однако покупателю чем-то ярко-голубой катамаран не нравился. Нас это заинтересовало. Оказывается, он лично ничего против «Славянки-М» не имеет, но ему для рыбалки нужна совсем другая лодка — непременно «круглая» и обязательно с большим диаметром баллона, чтобы не захлестывало. Показали ему каталог «КиЯ» и сообща выяснили, что лодка его мечты — «Нырок-4». Только где его взять? «Может в Ярославль съездить...» — размышлял несостоявшийся покупатель.
Итак, выбора нет, спрос велик, а предложение ничтожно. Месячная норма универмага легко расходится за один день! И остается только мечтать о широком ассортименте, возможности выбора. Трудно что-либо добавить к словам работников прилавка. Картина кажется яснее ясной.
Увы, чем выше мы будем подниматься над прилавком, тем больше будет смещаться реальное положение вещей, будто начинают действовать кривые зеркала. В научных диссертациях работников торговли и министерских отчетах мы найдем... полное согласие между спросом и предложением. Никаких проблем! Все тихо и спокойно. Как на выставке-продаже. Но беда, что выставка, с которой мы начали наш рейд, бывает раз в году. Да и вообще это — явление уникальное: пока что состоялись подобные выставки лишь в трех городах страны — в Уфе, Нижнекамске и Киеве, где открыты фирменные магазины Миннефтехимпрома.
И все три выставки продажи не могли дать ответа на вопрос: сколько же надо выпускать надувных лодок?
Кривое зеркало
Ответ на этот вопрос о спросе мы надеялись получить в лабораториях Всесоюзного научно-исследовательского института по изучению конъюнктуры и спроса (ВНИИКС). Подобных разработок там, должно быть, не счесть, как и защищенных диссертаций!
Только не добились мы здесь конкретного ответа. Практическая отдача «науки при торговле» в данном случае, прямо скажем, оказалась равной нулю. Здесь плетутся за потребителем. Спрос изучается жалкими анкетками, обобщение которых обросло коростой псевдонаучных формул и констатаций, не имеющих к практике ни малейшего касательства. Но именно таким «прогнозом» пользуется Минторг СССР, определяя на дальнюю перспективу потребности населения в конкретном товаре Именно такой подход был проявлен к определению спроса в надувных лодках.
В новых условиях хозяйствования Минторг СССР обязан точно знать потребности населения, чтобы на этой основе определить количество надувных лодок, заказываемое промышленности на перспективу до 1990—2000 гг. Это очень ответственная задача — ориентировать производство, быть его барометром.
И что же он определяет, этот «барометр»? Например Миннефтехимпрому СССР на год 1990-й предписано сделать 370 тыс. штук на год 2000-й — те же самые 370 тыс. штук.
Миннефтехимпром — главный поставщик названной продукции. Обоснованность же выданных ему цифр можно характеризовать одним народным определением — взяты с потолка.
Не странно ли предполагать, что за десятилетие потребности населения в «надувнушках» нисколько не возрастут?
Кстати сказать, Минторг назвал свои «спрогнозированные» цифры лишь после неоднократных писем-запросов от промышленных ведомств. Похоже что Минторг вводит в заблуждение и промышленность, и... самого себя!
Стоит напомнить, что еще 18 лет назад населению страны по оценке торговли ежегодно требовалось 500 к надувных лодок. Запросы вряд ли упали. Ведомо ли, наконец. Минторгу, что предприятия Миннефтехимпрома справляются с предписанным на 2000-й год объемом поставок уже сегодня. Ведь в цепом в прошлом 1986 году населению страны фактически было продано 440 тыс. надувных лодок и они, тем не менее, считались товаром дефицитным.
Какое же количество «надувнушек» торговля могла бы реализовать на самом деле? Официального ответа «в верхах» мы так и не получили. Работники же магазинов утверждают: дайте нам этого дефицита хоть вдвое — втрое больше — продадим! А если будет расширен ассортимент, спрос возрастет тем более...
До сих пор разговор шел в основном о количестве. Теперь мы подошли к тому, как торговля представляет будущий ассортимент. Резонно спросить: в каких именно лодках нуждается население страны? Сколько надо выпускать лодок одноместных, двухместных, трехместных? Сколько байдарок? Сколько лодок для рыбаков, для туристских путешествий, под мотор?
Такое дифференцирование заказа, судя по всему, для работников высшего торгового звена остается пока недосягаемым. А ведь общая цифра выпуска еще мало о чем говорит. Сегодняшний покупатель очень сложен. Знать его запросы, прогнозировать их — для торговли такая же обязанность, как и реализация полученного от промышленности товара.
«Лишь бы поскорее продать» — принцип порочный, но им все-таки до сих пор руководствуются многие работники торговли. Поэтому они в штыки встречают любую новинку. Рассуждают просто: «Зачем лишняя морока. И добрые старые лодки с руками о у нот...» Поэтому-то десятилетиями не прекращается, например, выпуск примитивной лодки «ЛГН» из непрочных материалов, одного серого тона, без намека на комфорт.
Устаревшие изделия тащат за собой устаревшую технологию, технический прогресс сводится к нулю. Покупатель сидит «на голодном пайке»: никакой информации нет, он просто не знает того, что мог бы потребовать. Вот если бы выставки-продажи с показом всего выпускаемого ассортимента производились хотя бы и редко, но в каждом областном центре? Если бы на этих выставках-продажах можно было видеть (для сравнения, как конкурирующее средство) товар зарубежных фирм? Тогда, пожалуй, можно было бы приблизиться к ответу на вопрос — какие именно лодки необходимо выпускать для продажи населению? Знай покупатель лучшее, за лучшим бы и потянулся.
А пока сравнивать не с чем. Покупатель вынужден довольствоваться тем, что имеется.
Так что же все-таки у нас имеется?
Размышления над каталогом
В №114 «КиЯ» (1985 г.) был опубликован обстоятельный материал «Надувные лодки сегодня и завтра» с приложением каталога. За два прошедших года каталог изменился мало и изменился очень показательно: число выпускаемых моделей не увеличилось, а уменьшилось.
Проследим тенденции развития и географию производства. По количеству выпускаемых за год надувных лодок лидер — Уфимский завод РТИ — 220 тыс. Затем идут Стерлитамакский «Авангард» — 62 тыс.. Лисичанский РТИ — 50 тыс., ЯПО «Ярославрезинотехника» — 29 тыс.. Барнаульский завод РТИ —13,3 тыс.. Узбекское ПО «Узбекрезинотехника» — 2 тыс. и ПО «Казаньрезинотехни-ка» — 100 шт.
Эти цифры сами по себе дают пищу для размышления. Сто штук казанских лодок, должно быть, просто уникальны! Так ли? Это обыкновенные «ЛГН-2» — самая устаревшая модель. Не блещут новизной и какими-либо достоинствами узбекские и барнаульские лодки. Напрашивается закономерный вопрос: а надо ли иметь столько эаводов-изготовителей, чтобы выпускать практически одинаковые лодки далеко не лучшего устаревшего образца?
К этому вопросу мы вернемся, а пока познакомимся с двумя предприятиями — в Уфе и Ярославле.
В Уфе — сугубо прагматический подход: продукция реализуется полностью, нет особого желания перестраивать производство и волноваться за сбыт. Поставлены на поток оптимальные с точки зрения производства три-четыре модели и заменять их не собираются — намечен их долгосрочный выпуск. Преобладают двухместные — «Омега» и «Юрюзань», плюс к ним одноместный «Стриж».
Вот оригинальная и нарядная голубая «Айгуль». Просторный кокпит, закрытый от брызг декой-козырьком, придает лодке особую комфортабельность. Вклеенные в корме цилиндрические секции позволяют переоборудовать лодку под легкий подвесной мотор. Одна беда — трудоемкая лодка на поток не идет, выпускается малой серией, во многих областях страны практически никто ее не видел...
Иначе смотрят на развитие надувных лодок ярославцы, отстающие по цифре выпуска, но зато лидирующие в разработке новинок. Они разработали 20 моделей надувных лодок! В производство внедрено 13 из них, сегодня одновременно ведется работа над пятью новыми моделями.
Творческий подход к делу у ярославцев совершенно очевиден. Правда, к этому обязывает их и положение головной проектной организации: конструкторы ЯПО являются «законодателем моды». Они создали, например, одноместную и двухместную модели самой популярной сегодня лодки «Нырок». «Нырок-1» сравним с уфимским «Стрижом»: первый берет на борт 150 кг. а второй лишь 100 кг. «Нырок» и высотой борта взял (устойчив на волне), а тяжелее «Стрижа» лишь на 2 кг (12 против 10). С двухместного «Нырка-4» с надувным днищем можно даже спиннинг кидать без опаски.
Удивительно разнообразны ярославские лодки. Только здесь выпускаются байдарки: «Ласточка-II» (одноместная) и «-21» (двухместная). Именно эти лодки ищут по всем магазинам туристы — любители сплава по быстрым рекам. Байдарки имеют надувное дно, маневренны, на них можно развить хорошую скорость. Ну, а преимущества перед обычной байдаркой «Таймень» с жестким каркасом — это малый вес, надежность. простота транспортировки.
Модели «Вега» и «Орион» — пригодны для установки легкого подвесного мотора. Как жаль, что так мал их выпуск! Спрос на них остается неудовлетворенным.
Недавно с «Нырком» стал конкурировать его «земляк» — «Язь-2». Эта лодка дороже но зато прочнее и долговечнее — сделана из прорезиненной ткани на капроновой основе Кажется, ведь «берут с руками» «Нырок», зачем новинка? Нужна. Каждый ищет лодку на свой вкус. Один на первое место ставит цену — лишь бы подешевле. другой — прочность и надежность, третий — малый вес и комфортабельность... И ярославские конструкторы предлагают за «Нырком» — «Язя», за «Язем» — «Иволгу». Идут в своих разработках дальше: завтрашний «Язь-3» будет уже трехместным, послезавтрашний «Язь-31» — рассчитанным на подвесной мотор мощностью 3 л. с. И байдарки совершенствуются: разрабатываются «Ласточка-12» и «-22» — для дальних плаваний с повышенной комфортабельностью.
Конструкторы в постоянном поиске. Но если мы зададим им вопрос: почему семь их моделей заслуживших высокую оценку, «легли на полку»! — однозначного ответа не получим.
Причин много Разрабатывалась, например, модель под определенный подвесной мотор, а его сняли с производства. Помехой оказалась межведомственная разобщенность. Разрабатывали лодку под парус, сделали опытный образец, он успешно прошел испытания, а изготовители парусной ткани отказали в поставке. И снова зря затрачены средства...
Мы надеемся, что производство отечественной надежной, легкой и транспортабельной надувной яхты рано или поздно будет налажено: ее появление необходимо по многим объективным соображениям и подготовлено самодеятельными конструкторами, которые давно уже вооружают парусами серийные «надувнушки».
Трудно упрекнуть в бездействии как ярославских конструкторов, так и уфимских производственников. Но оценивать качество их продукции на «хорошо» мы можем только условно. Мы не имеем представления о мировом уровне. Зарубежные фирмы, поставляющие на рынок надувные лодки ушли далеко вперед. Мы мало что знаем о современных, гораздо более легких, долговечных и технологичных материалах для выпуска лодок, новых клеях, красителях, не знаем новейшей технологии. Листая проспекты, скажем, французской фирмы «Зодиак», удивляешься тому, насколько разнообразны могут быть надувные лодки — всех цветов форм, назначений и размеров: от поистине ка манного «тузика» до мощного катера, развивающего скорость 100 км/ч ...
Старая продукция тащит за собой старую технологию. И ясно почему. Да ведь у нас нет ни одного специализированного предприятия, для которого надувная лодка была бы основной продукцией. Для всех упоминавшихся заводов РТИ «надувнушка» — продукт побочного производства. Такое положение ставит лодку во второстепенный разряд. Где уж тут тянуться за лучшими мировыми образцами!
За создание специализированного предприятия для выпуска надувных лодок говорит далеко не передовая технология, применяемая даже на головном производстве, «возглавляющем» развитие надувного флота. Разработанные ярославскими конструкторами модели ложатся на попку еще и потому что цеху, точнее — участку надувных лодок, весь ассортимент попросту не осилить.
Проследуем в цех... вчерашний
Почему вчерашний? Скажем откровенно, цех ЯПО «Ярославрезинотехника», где делают резиновые лодки не поразил нас ни высокой культурой производства, ни прекрасными условиями труда. Старое паровозное депо не одно десятилетие служит новым целям и назначению. Первое, что бросается в глаза — теснота, загруженность оборудованием, сырьем, заготовками каждого квадратного метра площади Тальк, обильно применяющийся в технологическом процессе, делает воздух в цехе туманным, как в мукомольне. Раскрой прорезиненной ткани по лекалам, проклейка и многие другие операции выполняются вручную. Отсюда идет текучесть кадров, нежелание молодежи осваивать ответственные и трудоемкие, но малоквалифицированные операции. Остается только восхищаться энтузиазмом старых производственников, и в этих условиях создающих продукцию, которую оценивает и пропускает к потребителю государственная приемка.
Лодки здесь делают по двум технологическим процессам: из невулканизированных тканей с последующей вулканизацией изделий в готовом виде в котле и из вулканизированных тканей с помощью ручной склейки. Первая технология осуществляется на поточной пинии. Процесс гораздо более совершенен, но производительность вулканизационного котла, куда подается горячий воздух под давлением, недостаточна: его размеры уже не соответствуют увеличивающимся габаритам осваиваемых надувных лодок...
Главная беда производственников — плохое качество сырья, особенно текстильной основы. Часто приходится использовать случайные ткани, предназначенные совсем для других целей.
Уже десятилетия стоит проблема разработки и выпуска специальной ткани для надувных лодок, прочной, легкой и дешевой, а главное — с конкретными, заданными конструктором свойствами. Нет у нас такой ткани в природе! Хотя есть институты, давно разрабатывающие названную тему. Это НИИРП — головной институт резиновой промышленности, ВНИИТТ — специализирующийся на техническом текстиле, на который как раз больше всего нареканий, ЦНИИШВ — занимающийся штапельным волокном, которое тоже может быть применено для изготовления тканой основы...
Конструкторы лодок давно пытаются найти контакт со всеми этими (и другими) научными учреждениями. Первая их заявка была официально дана ученым в 1979 г. В ней указаны все нужные параметры — какой должна быть масса ткани, ее прочность, технологические свойства. Ни один институт не предложил решения проблемы.
Но без всякой науки сама практика выявила, что та мало подходящая ткань, которую сегодня получают заводы РТИ, должна быть высококачественной. А что получают производственники Огромный процент брака по текстилю идет от ивановских ткачей. Допусти такую ткань в производство, и брак проявится уже в дорогом изделии — после вулканизации лодки обнаружится «редина». И обнаруживается. Немалая площадь в и без того тесном цехе отведена под ремонтные операции — здесь исправляют брак...
Солидный процент брака дает, в частности, ивановская текстильная фабрика имени Баренцевой. И что самое удивительное: в ярославском цехе, где изготовляют лодки, госприемка действует, а до ивановской фабрики, выпускающей основной материал, еще не дошла. И тут проявился явный изъян в организации важнейшего дела. Неужели кому-то неясно, что борьбу за качество надо начинать с истоков брака — с сырья?
Специализация и расширение производства, разработка новых материалов и процесса механизация и улучшение условий труда, работа с поставщиками по повышению качества сырья — это огромные резервы!
Привести эти резервы в действие, пожалуй, было бы легче на наиболее подготовленных и мощных предприятиях. Безусловно, это ЯПО «Ярославрезинотехника» и Уфимский завод РТИ имени М. В. Фрунзе. Оба предприятия принадлежат Миннефтехимпрому СССР. Перед ним и надо поставить вопрос: когда и как планируется увеличить количество, улучшить качество расширить ассортимент выпускаемых лодок?
Официальный ответ или частное мнение?
В огромном здании мы с большим трудом из шестисот кабинетов отыскали тот, где к надувным лодкам министерские руководители имеют непосредственное отношение.
Начальник соответствующего отдела ВПО «Союзрезинотехника» Елена Ивановна Петыгина была очень категорична в своих суждениях:
— Нам не хватает производственных мощностей, поэтому производство надувных резиновых лодок надо будет сокращать.
Такой способ подъема отрасли нас прямо-таки обескуражил.
Можно ли решать производственные вопросы, сокращая выпуск товаров широкого потребления, уже сегодня являющихся дефицитными? Ведь пострадают интересы сотен тысяч граждан, ухудшатся условия для их активного отдыха на воде?
Елену Ивановну трудно обвинить в отсутствии конструктивного подхода. Она развивает идею передачи производства «надувнушек» министерству легкой промышленности, ссылаясь на то, что «клеят же они рыбацкие костюмы». Она подсказывает адреса тех фабрик, которые вполне могли бы, по мнению ВПО «Союзрезинотехника», клеить не только костюмы, но и лодки...
Ясно одно, что при таком подходе не будет клеиться депо. Очевидно желание спихнуть с плеч своего Министерства «тяжелую ношу. Но так же очевидно и другое. Легкая промышленность к массовому изготовлению надувных лодок совершенно не готова. В обозримом будущем от «надувнушек» резиновой промышленности «не избавиться». Так что Миннефтехимпрому надо срочно искать более перспективные и по-настоящему конструктивные подходы к этому сложному делу. Тем более, что, в отличие от высоких управленческих сфер, непосредственные изготовители надувных лодок не отворачиваются от проблемы, а ищут и находят резервы.
Об этом говорит самая свежая информация, которую мы получили, когда номер верстался. Ярославцы с апреля организовали вторую смену по изготовлению «Нырков» на поточной пинии и сейчас готовы довести выпуск этих лодок до 50 тыс. в год. Уфимские конструкторы разработали новую модель оригинальной двухместной лодки с просторным кокпитом, у которой будут одинаково приподняты нос и корма, увеличен диаметр борта. Из Ярославля передана документация на изготовление «Язя-2» на стерлитамакском и барнаульском заводах где соответственно будет снята с производства «ЛГН-2». На Лисичанском заводе РТИ налаживается выпуск «Ориона-8» под мотор 8 л. с.
Это — конкретные дела а предложения ведомственного аппарата — не более, чем «прожекты».
Мы очень надеемся, что Елена Ивановна Петыгина уполномоченная давать журналу официальный ответ, высказала все-таки лишь свое частное мнение. Ее подход никак не может удовлетворить сотни тысяч будущих покупателей, кровно заинтересованных в увеличении выпуска высококачественных и по-настоящему современных надувных лодок.
Действуя от их имени, мы оставляем вопрос открытым и ждем от Миннефтехимпрома СССР официального ответа.
Рейдовая бригада: А Королев, начальник конструкторского отдела ЯПО «Ярославрезинотехника»; A. Спесивцев, зам. директора Московского межобластного оптового предприятия; B. Голубев, спец. корр. «КиЯ». Москва — Уфа — Ярославль — Ленинград.
Официальный ответ
Потребность в надувных лодках, заявленная Минторгом СССР на 1988 год, из-за ограниченных производственных возможностей будет удовлетворена лишь на 93,4%. Проектным институтом «Гипрорезинотехника» в настоящее время изучается вопрос о возможности полного удовлетворения заявленной потребности в надувных лодках на 1989—1990 гг.
Уфимским заводом РТИ и ЯПО «Ярослав-резинотехника», которые являются ведущими предприятиями по выпуску надувных лодок, разработаны комплексные программы на 1987—1990 гг. по развитию производства товаров народного потребления и основного из них — надувных лодок. В этой программе большое внимание уделяется разработке и внедрению новых прогрессивных технологий и направлений в производстве тканей и лодок, решению организационных вопросов, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, внедрение средств механизации.
На Ярославском производственном объединении, которое довело ежегодный выпуск лодок уже до 49 тыс. шт., разработано пять новых моделей полюбившегося потребителям «Нырка», имеющих улучшенные эксплуатационные качества. Ярославцы устанавливают на свои новые лодки усиливающую шайбу (в корме) для крепления якорного конца, вторую манжету весла для лучшей фиксации его в уключине, обратный клапан в мехе (для лодок с надувным днищем).
«Нырок-11» имеет надувное днище, которое придает корпусу дополнительную жесткость, улучшает комфортабельность лодки и позволяет использовать ее при более низких температурах.
Двухместные «Нырок-21» и «Нырок-41», которые заменяют «Нырок-2» и «Нырок-4», более комфортабельны за счет увеличения длины, ширины, высоты борта и большей грузоподъемности при той же массе.
Все новые лодки будут выпускаться с I квартала 1988 года и заменят изготовляемые в настоящее время «Нырок-1», «Нырок-2», «Нырок-4», «Вега» (гребная).
В 1989 г. вместо надувной мотолодки «Вега» предполагается начать выпуск мотолодки «Язь-21».
В настоящее время рассматривается вопрос о совместном производстве с Ленинградским заводом спортивного судостроения надувной моторной лодки «Орион-251» с пластиковым днищем.
Для изготовления «Язя-2» техническая документация направлена на Стерлитамакский завод «Авангард» и Барнаульский завод РТИ, а мотолодки «Орион-8» — на Лисичанский завод РТИ.
Несколько слов о планах уфимцев. В ближайшие три года общий объем выпуска надувных лодок Уфимским заводом РТИ имени М. В. Фрунзе — 220 тыс. шт.— останется без особых изменений. Запланировано в 1990 г. поставить в торговую сеть страны, в частности, «Омеги-1» — 112 000, «Омеги» с палаткой — 5000, «Айгули» — 2400, «Юрюзани» — 2000, «Стрижа» — 33 500, «Уфимки» двухместной — 65 000 шт. Естественно, запланированный ассортимент будет уточняться в зависимости от обеспечения текстильными материалами.
Ю. В. Павленко, начальник ВПО «Союзрезинотехника».