Магнитная аномалия
Небольшая флотилия прогулочных яхт курсировала среди островков Карибского моря.
Однажды утром капитаны всех яхт были предупреждены, что в этот день им придется проходить узким проливом, где замечена незначительная магнитная аномалия. Все шло хорошо, но к вечеру в условленном месте собрались все яхты, кроме одной. С ней связались по радио, и завязался следующий диалог. «Где вы?» — «Застряли в магнитной аномалии». — «Что?» — «Застряли в магнитной аномалии, о которой сообщали сегодня утром». — «Почему вы так думаете?» — «Мы шли в крутой бейдевинд правым галсом. Дойдя до места, где на карте обозначена магнитная аномалия, мы словно уткнулись в невидимый барьер». — « И что же вы сделали потом?» — «Отошли немного назад и пошли левым галсом, но произошло то же самое, причем в том же месте». — «Что же вы сделали тогда?» — «Спустили Геную и пошли вперед под двигателем». — « И что же?» — «На том же месте яхта нырнула носом и остановилась как вкопанная. Легли в дрейф, нужна срочная помощь...»
Прибывшие на место происшествия спасатели обнаружили яхту стоящей на якоре — на вытравленной до жвака-галса цепи. Оказывается, яхтсмены попросту не заметили, что их якорь «упал за борт»...
Выживает отважнейший
В прошлом году капитану Уильяму Хьюзу исполнилось сто лет. Матросом он стал в 13 лет и к 19 годам благополучно спасся из трех кораблекрушений.
Уже будучи капитаном, он трижды прыгал за борт, спасая утопающих. Во время войны был награжден медалью за мужество, проявленное при взрыве попавшего в его судно «Скотия» вражеского снаряда. Вот его рецепт долгожительства: «Проводите как можно больше времени в море».
Мирная мина
На улице финского портового города Котка стоит... мина. Настоящая контактная мина времён второй мировой воины. Однако служит она теперь вполне мирным и даже благородным целям: в ней устроена копилка для сбора пожертвований в пользу больных моряков.
Порядок есть порядок
В 1868 г. огромная волна цунами подняла американскую канонерку и аккуратно «положила» примерно за милю от моря. Командир приказал продолжать нормальную корабельную службу.
И вот в течение нескольких недель экипаж нес вахты, определял местоположение корабля и делал промеры глубин.
Шанти-87
«Что такое «шанти»?» — могут спросить некоторые читатели. Это — песня. Но не просто песня, а песня моряцкая. В давние времена их пели решительно на всех парусниках. Под ритмичный напев и труд казался легче.
Музыкальная основа классических шанти — народная музыка Ирландии, Англии и Скандинавии. Хотя тексты песен, как правило, довольно стереотипны, однако есть в них то, что заставляет множество людей интересоваться такими песнями и в наше время. Более того, в феврале этого года в Кракове состоялся шестой (!) Всепольский фестиваль морской песни «Шанти-87». В нем участвовали не только польские любители «песни под парусами», но и такие колоритные личности, как Стэи Хьюджил — восьмидесятилетний моряк, яхтсмен, человек, переживший два крупных кораблекрушения, обогнувший мыс Горн. Страстный пропагандист морской песни, он не только автор статей и книг о шанти, но и певец, гастролировавший в самых разных странах мира. Во многом благодаря ему шанти приобретает в последнее время все большую популярность.
Нынешний фестиваль прошел более чем удачно. Об этом говорят не только сами устроители, но и многочисленные зарубежные гости. На празднике звучали и классические шанти, и современные песни, иногда стилизованные под ретро. Песен накопилось уже столько, что краковский молодежный клуб «Шквал» ежегодно издает сборник.
Первая премия конкурса, а также приз, учрежденный журналом «Може» — «Большой колокол», в этом году были единодушно присуждены польской певице Айне Сойке.
Остается лишь пожалеть, что нашим морякам шанти практически неизвестны. Да и морские песни почему-то забываются.
Изящная швартовка
Над Лениградским морским каналом стояли зной и ленивая суета воскресного дня. По водной глади лавировала крейсерская яхта «Анатолий Киселев». Ее обитатели искали удобной стоянки, уединения и покоя.
В те времена я плавал боцманом на этой яхте, а ее капитаном был мой приятель Саша Гаврилов. Для мало сведущих в морском деле должен сообщить, что боцман олицетворяет палубную команду, морскую стихию и... «стрелочника». В отличие от капитана, который всегда прав, боцман всегда виноват.
Так вот, приглядели мы на дамбе канала живописное местечко и начали маневрировать. Через некоторое время капитан скомандовал: «Якорь отдать!»
Белый теплоход шел мимо по каналу в сопровождении двух буксиров и моторной лодки. Монокли иностранных туристов были направлены на меня — палубную команду. Саша своевременно отдал команду «Стоп травить!», и я великолепным боцманским жестом завернул канат за утку, однако яхта почему-то не остановилась и продолжала идти на камни, увлекая за собой якорь. В одну секунду морская терминология обогатилась такими перлами, какие мозг мой оказался не в состоянии сохранить для истории. Монолог капитана завершился крепким ударом о камни: набежавшая от парохода волна приподняла яхту и красиво посадила ее между двух валунов.
Я спокойно вздохнул и начал подбирать якорный канат. Он пошел неожиданно легко; казалось, что по грунту скользит не якорь Холла, способный удержать буксир, а хорошо смазанная телега. Капитан принялся цедить сквозь зубы, что я забыл вставить чеку, привязать якорь, что он сгноит меня в трюме и т. п. Его слова были прерваны взрывом хохота. Я поднял высоко над головой вытащенный из воды якорь... вместе с автомобильным скатом от «Жигулей». Лапа благороднейшего творения человеческой мысли прочно засела в нутре этого жалкого атрибута XX века.
Страшный червь
В конце 60-х гг. в одном из английских яхтенных журналов появилась статья о новой разновидности древоточца — полиэстермите. По словам автора статьи, этот червь питался исключительно стеклотканью, из которой делаются корпуса пластмассовых яхт. Единственной надежной защитой от него было — обшить корпус судна деревом. Среди яхтсменов поднялась паника. Со всего мира в журнал стали поступать письма тех, кто лично наблюдал следы разрушительной работы этих, червей, некий естественно-исторический музей обратился в редакцию за подробностями.
Проблема разрешилась просто: через некоторое время журнал сообщил, что полиэстермит — выдумка их нового сотрудника, известного яхтсмена н морского журналиста Билла Бивиса.
Самая...
...большая лодочная стоянка находится в Лос-Анджелесе и рассчитана на 7500 мест.
...представительная по числу участников гонка состоялась в 1976 г. в Дании; в ней приняла участие 1261 яхта.
Самый...
...длинный прыжок на катере составил около 36 м и был совершен в 1980 г. гонщиком П. Хораком на съемках документального телефильма «Человек, упавший с неба».
...высокогорный яхтенный круиз состоялся в 1977 г. в Боливии на высоте 4913 м над уровнем моря на озере Гуалатани.
...длинный челн—это построенная в 1940 г. военная лодка народности маори, которая называется «Нга Токи Матахаоруа», имеет в длину около 36 м и вмещает более 70 гребцов.
На море шутили и так
— в 1934 г. некоторые чины ВМФ Великобритании выглядели несколько смущенно, когда узнали, что королевская семья из Эфиопии, посетившая флагман флота в Портсмуте, на самом деле была группой шутников.
— не так давно самым модным цветом при окраске палуб парусных яхт под американским флагом, как ни странно, был черный. Дело в том, что некий шутник напечатал «ученый труд», из которого следовал обрадовавший яхтсменов вывод: черная палуба не только поглощает тепло, но и отдает его, вызывая движение воздуха, которое наполняет паруса в штиль.
— в 1830 г. некий чучельник из Лондона пришил хвост трески к чучелу обезьяны и продал результат своей деятельности как русалку за 10 тыс. фунтов стерлингов.