Казалось бы, столь высокая квалификация белорусских спортсменов должна свидетельствовать о солидном опыте создания спортивного резерва, в основе которого лежит ставка на развитие массовости спорта. Но уже первое знакомство с республикой убеждает в ошибочности такого вывода. Парусным спортом во всей Белоруссии занимается не более пятисот человек, а водно-моторным — в два раза меньше.
В чем же дело?
На море среди лесов
Электропоезд остановился на станции со звучным названием — «Минское море», и скоро мы вышли к берегу Заславльского водохранилища. Его-то жители сухопутного края и нарекли любовно морем. И хотя здесь не вздымается девятый вал, но все же дуют свежие ветры, наполняя паруса яхт и швертботов.
Тут расположилась учебно-тренировочная база белорусских яхтсменов — единственный в республике яхт-клуб. Он не впечатляет зданиями, причальными бонами, учебными классами, тренерскими комнатами или кают-компанией, что составляет обычное представление о современном яхт-клубе. Их нет. Стоит несколько домиков, в которых разместились канцелярия, эллинги, мастерские, кладовые и раздевалки для спортсменов. Небольшая закрытая от господствующих ветров гавань, широкая бетонная стенка-слип с тремя деревянными причальными бонами и береговой кран грузоподъемностью 8 тонн — вот, пожалуй, и все. Парусный флот — это три крейсерские яхты, суда олимпийских классов, на которых тренируются и выступают члены сборной команды республики, и более сотни судов ДЮСПШ.
В тот день шла обычная работа. На уставленной судами стенке юные спортсмены вооружали яхты, отпивали воду, укладывали принадлежности. Готовые «Оптимисты» и «Кадеты» сносили по слипу к воде и швартовали к бонам. Немного в стороне готовили свои яхты члены сборной. Предстояли соревнования.
Более трех часов длилась гонка на 56 «Оптимистах», «Кадетах» и «Лучах». Непривычное зрелище — крошечное море с таким обилием парусных судов. Ведь совсем недавно появился парус на белорусских водоемах. Зарождение этого спорта в республике можно отнести к 1960 г., когда группа энтузиастов, ранее ходившая на шестивесельных ялах, восстановила несколько яхт, привезенных из Риги, и подняла на них паруса. Немного позже два десятка яхтсменов, объединившихся в парусную секцию при ДСО «Урожай», начали осваивать Заславльское водохранилище. Швертбот класса «М», «Ерш» и четыре «Кадета» — вот и все, чем располагали тогда яхтсмены.
По-настоящему в республике обратили внимание на парус после праздника, посвященного 30-петию Победы. По традиции во второе воскресенье июля ветераны войны, жители поселков и деревень Мазинского района, как обычно, собрались у памятника погибшим воинам на берегу озера Нарочь. В этот день спортсмены провели показательное выступление всего флота республики перед 30 тысячами зрителей. Праздник запомнился надолго, а озеро стало излюбленным местом тренировок яхтсменов. Тренеры предпочитают его водам Сочи, Севастополя и Таллина, ибо ветровые характеристики озера отвечают самым строгим требованиям.
А теперь переместимся в центр столицы Белоруссии — в республиканскую школу высшего спортивного мастерства. Именно здесь становятся ясными причины успехов отдельных спортсменов. Сейчас школа занимает здание института физической культуры и спорта. Институт оставил в наследство прекрасные спортивные залы, тренировочный комплекс, бассейн с сауной. Из двухсот учащихся, занимающихся шестью видами водного спорта, группа парусников составляет 30 человек.
Два года назад на базе школы был организован методический центр по подготовке спортсменов для сборных команд страны и тренерских кадров. В нем работают тренеры Госкомспорта СССР, штатные тренеры школы, детских спортивных школ и интернатов республики. Централизация позволила уйти от прежней разобщенности. Раньше в спортивных школах Минска, Бреста и Могилева тренеры строили работу по собственному усмотрению, дублируя друг друга или «изобретая велосипед». А с прошлого года благодаря методическому центру в Белоруссии перешли на единый календарь учебно-тренировочной работы, начали контролировать учебно-методический процесс в школах при помощи специального паспорта. В начале учебного года вместе с руководством школы центр определяет задачи на год каждому тренеру отдельно. В конце года подводятся итоги и по результатам обстоятельного анализа выясняются причины неудач или достижений. Это позволяет своевременно изменять загрузку тренеров на следующий год, методику подготовки.
Учебно-тренировочная база школы — это яхт-клуб (со штатом 14 человек) и спортивный филиал на озере Нарочь.
Таким образом, база у белорусских яхтсменов хорошая, подготовлены и отличные тренерские кадры. При этом представляет интерес сама организационная сторона. Тренеры составляют бригаду, при подборе которой строго соблюдается принцип: каждый должен в совершенстве владеть порученным участком и выполнять конкретные функции. Один, к примеру, ведет учебно-тренировочный процесс, другой — занимается настройкой яхт, третий — прекрасно водит машину и незаменим при переездах и устройствах команды. По этой системе, которую назвали бригадным методом, белорусские тренеры работают уже два года. Сами экспериментаторы считают ее прогрессивной и наиболее эффективной.
Другая важная особенность — тренерская бригада прорабатывает и анализирует всю информацию по подготовке будущих соперников — зарубежных спортсменов на олимпийских классах судов. Этот анализ позволяет обоснованно планировать и свой учебно-тренировочный процесс.
По сложившейся традиции минчане готовят для сборной страны экипажи тяжелых классов: «Солинг», «Торнадо», «Звездник» и «ЛГ». Сегодня в республике 12 мастеров спорта международного класса по парусному спорту, а ведь такой квалификации можно достичь только на международных соревнованиях, в которых принимают участие команды не менее чем восьми стран.
А Игры доброй вопи? Экипажи Георгия Шайдуко и Александра Шпилько завоевали в Таллине титулы чемпионов Игр. Кстати, их спортивные биографии тесно связаны с детско-юношеской спортивной школой, в которой и готовится резерв для сборных команд республики и страны. Известны имена и других воспитанников ДЮСШ: Сергей Кравцов, Геннадий Страх, Олег Мирон, Сергей Хорецкий, Олег Сполан Александр Акшанцев, Юрий Берниковский... Здесь внедрен тот же бригадный метод обучения спортсменов. С сотней яхтсменов работают три тренера. В бригаде Манджинского, например, один ведет группу «Оптимистов», другой — «Кадетов», сам тренер-бригадир — группу «Лучей» и «470». Яхтсмены осваивают каждую яхту и такая специализация тоже оборачивается несомненной пользой. Правда, по поводу бригадного метода все же идут споры. По мнению самих минчан, он имеет и минусы. В успехах какого-либо спортсмена, скажем, трудно определить вклад конкретного тренера. Поэтому они и шутят: «сочтемся славою, лишь бы хорошим оказался конечный результат».
Внешне, таким образом все выглядит благополучно: есть и определенный опыт, есть и победы. Но ставить республике пятерку за парус — не поднимается рука. Настораживает какой-то однобокий, вроде, подход к развитию этого вида спорта. Помните, в начале мы приводили цифру — не более пятисот занимающихся парусным спортом. Увы, понятие массовости никак не вяжется с ней. И это в республике, где каждый город, поселок, деревня имеют поблизости хоть и небольшой, но свой водоем. Сколько же белорусских мальчишек жадно вглядывается в романтические белоснежные паруса, завидуя своим сверстникам-счастливчикам?
Республиканский спорткомитет, похоже, заботится только о «высшей лиге» для нескольких классов яхт, но знаменитая ДЮСШ, согласитесь, слишком маленький резерв для пополнения отряда мастеров паруса. Если уж мы заговорили о массовости парусного спорта, то нельзя не сказать, что возможности парусной доски — класса, наиболее доступного и подходящего для развития в условиях Белоруссии, сегодня используются очень и очень слабо. А ведь именно на Заславльском водохранилище под Минском состоялись первые в нашей стране официальные соревнования по виндсерфингу. Среди команд Москвы, Ленинграда, Таллина, Тбилиси минская была далеко не последней. Выходит, сдали свои позиции белорусские виндсерфисты. Сейчас они, преодолев период спада и смены поколений, набирают силы, но до настоящей массовости еще далеко. В этом направлении, безусловно, имеются большие резервы.
Сегодня любому производственному коллективу физкультуры доступны парусные доски, «Оптимисты», «Кадеты» и «Лучи». Просто кто-то должен проявить инициативу, организовать подготовку инструкторов. Тренеры школы высшего спортивного мастерства, кстати, готовы взять на себя такую задачу.
Есть у белорусских яхтсменов и трудности, требующие живого участия Спорткомитета. При проведении, скажем, тренировок и соревнований велосипедистов полагается машина сопровождения, а на воде катера сопровождения не выделяются; нет средств для доставки судов к месту соревнований. Хронически не хватает парусов, их негде шить, нет ни материала, ни мастеров. Все это, конечно же, затрудняет тренерскую работу и тормозит развитие увлекательнейшего вида спорта.
Увы, клубок проблем не ограничивается только этими и к следующей части нашего рассказа о рейде напрашивается далеко не оптимистичный заголовок:
Заглохли моторы, осушены весла
Оборудованных баз для занятий водномоторным спортом мы не увидели ни в Минске, ни в Гомеле, ни в Витебске. Водномоторники Белоруссии не имеют даже постоянного места базирования. Нет эллингов, мастерских, причалов, кладовых и прочих помещений. Сразу напрашиваются вопросы:
- Перевелись энтузиасты водно-моторного спорта?
- Закрылись организации, призванные заботиться о нем?
- Молодежь утратила интерес к этому виду?
Нет, и еще раз нет. Существенное влияние на свертывание в республике водномоторного спорта оказали введенные ограничения и запреты на плавания по водоемам под моторами. На водохранилищах Минска, например, водномоторникам не разрешается проводить тренировочные сборы. В виде большой милости местные власти позволили в этом году провести два соревнования. Хотели построить свою учебно-тренировочную базу, нашли средства, а для застройки была предложена площадка в 130 километрах от города. Кто же станет ездить в такую даль на тренировки после работы?
Это, пожалуй, и есть главные причины утраты былых и славных традиций белорусского водно-моторного спорта. Еще пять лет назад минчане побеждали на чемпионатах мира и Европы, в Кубке страны. В историю отечественного спорта вошли имена чемпиона мира Геннадия Черненко — изобретателя и лидера гонок на «трехточке», который в течение шести лет удержи вал первенство в этом классе, чемпиона мира Евгения Радько. Сейчас в Белоруссии спортсменов-водномоторников высокого класса попросту нет. Но печальнее всего то, что в перспективе, при нынешнем положении дел, не предвидится никакого подъема Старые кадры уходят, а притока молодежи нет. Она не хочет вкладывать труд в совершенствование состоящих на вооружении старых моторов и корпусов, на которых сколько-нибудь высоких результатов уже не достичь. Таким образом, увядают лавры, глохнут моторы, а о былой славе белорусских водномоторников вспоминают в республике все реже и реже...
Если затухание водно-моторного спорта можно еще как-то объяснить, то упадок в развитии традиционной народной гребли непонятен. Казалось бы, ей ничто не должно мешать. И тем не менее число лодочных станций сокращается, самый доступный вид спорта — обычная лодка с веслами на больших водоемах становится чуть ли не редкостью. И как-то не вяжутся с этим достижения Белоруссии в таких видах гребли, как академическая, на байдарке и каноэ. По этим видам спорта одних тренеров — 280, но нет ни одного тренера по народной гребле. В этом году она была включена в программу Спартакиады народов СССР. И вот казус: для сборной команды республики в срочном порядке снимают тренера с академической гребли и направляют его на «новый» вид спорта.
Народная гребля... уже само название говорит о доступности ее, о возможности практически каждого человека овладеть веслом. А случилось, что самый массовый и популярный вид спорта оказался в опале. И не только, кстати, в Белоруссии.
Куда большее удовольствие представляет знакомство с организацией и постановкой воднолыжного спорта.
Кто прокладывает лыжню...
В начале августа, когда в Англии проходило первенство Европы по водным лыжам, радио сообщило, что чемпионкой континента стала минчанка Марина Амельянчик. Тренер Виктор Викторович Новожилов этой вести обрадовался, пожалуй, больше других, хотя подобные сообщения о своих питомцах он уже слышал не раз.
От Минска к нему надо добираться рейсовым автобусом до водохранилища Волковичи. Здесь у плотины размечена разноцветными буями акватория для тренировок. Вот раз за разом около трамплина проходит катер и девушка на водных пыжах взлетает в воздух. Приводнялась она всегда удачно, но что-то тренера в этих полетах не устраивало.
После пяти заходов мастер спорта международного класса Елена Мазовка — тренировалась именно она — сменила две пыжи на одну слаломную и прошлась по трассе. Оранжевые буи она огибала, почти касаясь плечом воды.
О замечательных результатах воднолыжников из минского клуба «Олимпия» добрая слава идет давно. Сборная команда страны более чем наполовину укомплектована членами этого клуба. На всесоюзных соревнованиях они завоевали 33 медали, на международных — почти полсотни. Здесь подготовлено 20 мастеров международного класса. Воднолыжники клуба поставили около ста рекордов страны. И все эти достижения связаны с именем Новожилова.
Более двадцати лет назад брат Виктора смастерил ему лыжи и за обычным катером Новожилов помчался по водной глади. Он не имел тогда и представления о технике скольжения. Но встав на пыжи, Виктор Новожилов потянул за собой целую группу энтузиастов. От обычного катания молодые люди перешли к настоящему спорту.
Новожилов набрал в секцию ребят 12—14 лет и через четыре года именно на их долю выпал первый успех — бронзовая медаль на всесоюзных соревнованиях. Кстати, первая наша золотая медаль на международных соревнованиях завоевана была Инной Потес — тоже спортсменкой этого клуба.
У Виктора Викторовича во многом свой подход к методике подготовки спортсменов. Отбор в школу он проводит еще в детских садах и прежде всего учит детей плавать. На выбор претендентов у него какая-то удивительная, природная интуиция, которую он и сам объяснить не может.
— Когда я впервые увидел Юлю, — рассказывает он, — ей было восемь лет. Но уже тогда чувствовалось, что это будущая чемпионка.
Юля Громыко в 14 лет стала мастером спорта международного класса, серебряным призером мирового первенства в фигурном катании.
Интуиция Новожилова проявилась и тогда, когда он организовал первые соревнования воднолыжников Белоруссии. Под рукой не было никаких правил и методик, все делалось по наитию, но что удивительно — Новожилов лишь в очень немногом отошел от узаконенных норм.
Теперь у воднолыжников республики есть свой тренировочный центр и все необходимое для подготовки спортсменов самого высокого ранга: мощные катера-буксировщики, первоклассные лыжи. Тренируются они десять месяцев в году.
Виктор Викторович запрещает тренерам «делать» спортсмена. В воднолыжном спорте при форсированной подготовке мастера международного класса можно сделать за три года — такие примеры в клубе были. Но к 19 годам спортсмен уже «перегорал» и хороших результатов не показывал.
Тренерам ставится задача «делать человека». Целям воспитания здесь подчинено все, даже сама процедура приема в клуб на общем собрании. Новичок должен не только подходить по всем требованиям, но и заслужить уважение коллектива. Или посвящение в воднолыжники. Это целый ритуал! Можно стать чемпионом страны, быть мастером спорта, но не быть посвященным в воднолыжники республики.
Учебно-тренировочный процесс тщательно продуман и составлен на базе накопленного годами материала и систематического анализа как своего, так и зарубежного опыта. Были отсняты десятки километров пленки, изучена техника ведущих спортсменов мира и Европы, самым тщательным образом изучаются публикации в зарубежных журналах. Круглый год еженедельно проводятся семинары тренеров по воднолыжному спорту. Виктор Викторович ежемесячно выпускает в 100 экземплярах журнал «Тренер», в котором делится с коллегами своими находками и методикой тренировки. Журнал высылается всем секциям и клубам, где культивируется воднолыжный спорт. В Белоруссии впервые ввели в подготовку воднолыжников ритмику, аэробику и хореографию. Для этой цепи в штате есть даже специальный тренер — мастер спорта по спортивным танцам на льду.
Неудивительно, что воднолыжники Минска занимают лидирующее положение. У них действительно есть чему поучиться. Вот тут мы с легкой совестью к пятерке добавили бы плюс.
С противоречивым чувством покидали мы белорусские водоемы. С одной стороны, видели большое внимание спортивной общественности к отдельным видам водного спорта и явные успехи спортсменов, передовой и весьма эффективный опыт подготовки мастеров экстра-класса, а с другой, — безразличие к тем доступным видам, для которых словно специально созданы в Белоруссии отличные географические и природные условия. С одной стороны, — приличное количество громких имен, с другой, — обиднейшая малочисленность спортивных рядов.
Ситуация заставляет еще раз напомнить общеизвестную истину: без массовости нет спорта. Надо подумать о тех мальчишках и девчонках, которые хотели бы появиться на воде под парусом или веслами, под мотором или на водных лыжах.
Рейдовая бригада:
- Е. Калина, государственный тренер СССР, заслуженный тренер СССР, мастер спорта;
- Е. Радько, председатель Федерации ВМС республики, мастер спорта международного класса;
- М. Кирик, директор ДЮСПШ, мастер спорта;
- Г. Новак, спец. корр. «КиЯ»;
- Фото Г. Поварова.