Февральский номер журнала за этот год заканчивался анкетой заочной читательской конференции, на которую редакция получила немало интересных откликов. В нашей работе — это бесценный материал. Он дает возможность критически оценить свою работу и откорректировать перспективный творческий план редакции с учетом волнующих читателей вопросов и их пожеланий.
Читательская почта этого года самая разнообразная. И практически в каждом письме читатели говорят о проблемах технического творчества и причинах, мешающих ему нормально развиваться. Полученные ответы как бы дополняют прежние выступления журнала на эту тему (см. «КиЯ» №105 и №120).
Честно говоря, развитию отечественного прогулочного флота мощный импульс дало именно техническое творчество любителей. Энтузиасты во многом помогли нашей промышленности сделать первые шаги в отборе моделей для серийного выпуска. Они же пополняют ряды КБ и заводских служб, так как в наших вузах нет факультетов, которые готовили бы конструкторов по проектированию прогулочных судов или будущих специалистов по подвесным лодочным моторам. Ими становятся по призванию, имея за плечами чаще всего лишь опыт самодеятельного конструирования или любительской постройки.
Словом, техническое творчество любителей, выходит, — дело очень важное и требующее к себе серьезного внимания.
— Занимаетесь ли вы техническим творчеством?
Утвердительно на этот вопрос редакции ответило около 75% откликнувшихся на анкету читателей. Они совершенствуют серийные лодки и моторы, строят лодки и катера собственной конструкции, самостоятельно изготавливают водометы, гребные винты и даже самодельные двигатели, широко используя при этом опубликованные в журнале материалы.
Любопытно, что даже многие из давших отрицательный ответ все равно на самом деле что-то мастерят.
Так, В. Чайка из Куйбышева пишет: «Техническим творчеством не занимаюсь. Все силы направлены на улучшение катера и мотора заводской постройки». И не согласиться с ним нельзя. К сожалению, многим еще любителям толчок к творческому поиску дает пока неудовлетворенность заводской продукцией.
«Если ты приобрел лодку и мотор,— читаем в некоторых письмах,— если считаешь себя настоящим водномоторником, то независимо от своего желания будешь заниматься техническим творчеством. Уровень изготовления промышленной продукции для отдыха на воде, ее качество не блещут. И это просто вызывает необходимость браться за инструмент».
Но все же большинством наших читателей руководит не грустная необходимость, а страсть к открытиям, стремление непременно внести что-то свое, оригинальное, доселе невиданное и улучшающее конструкцию или какое-либо техническое решение. А вот осуществить свои задумки в полной мере и те и другие попросту не могут, так как все в одинаковой степени находятся в «тисках» множества «но»...
Какие же причины, мешающие развитию технического творчества, называются чаще всего?
На первое место ставят практически полное отсутствие в торговой сети материалов для постройки, что делает их, по словам Ю. Телешева из Красноярска, «неисправимыми прожектёрами в техническом творчестве». А по высказыванию архангелогородца В. Конухина — людьми, занимающимися «серьезным творчеством врукопашную».
Такие письма идут в «КиЯ» с разных концов страны, из больших и малых городов.
Когда же можно будет законно и свободно покупать в специализированных магазинах, а не у случайных людей, некондиционную эпоксидную смолу и стеклоткань, отходы водостойкой фанеры и красного дерева, краски и ткань для парусов, дельные вещи и различные приборы, оборудование для любительских судов и запчасти, различные пособия и справочные материалы?
Подобные вопросы задают в своих ответах на анкету И. Фураев из Мурома и В. Гараев из Железногорска-Илим-ского, О. Кульчицкий из Киева и А. Собещук из Московской области, Р. Юзан из Омска и А. Дереза из Краснодара, В. Шаков из Волгограда и ленинградец А. Щепкин...
Более того, даже если кому-то удалось приобрести наиболее доступное из длинного перечня — построить задуманное будет не менее сложно. Нет ни станочного парка, ни мастерских, не говоря уже о клубах технического творчества.
А попробуйте создать что-то солидное в городской квартире высотного дома. Одним словом, ничего такого для любителей отдыха на воде, увлекающихся Техническим творчеством, нет.
Куда легче сказать, что предлагает покупателям наша промышленность и торговля. Единственное — ручной инструмент!
Но не только этим ограничиваются беды наших водников. Ох, как их много. Развитию любительской индустрии отдыха на воде ставят крепкий заслон зачастую необоснованные запреты на плавание по некоторым водоемам моторных судов, чрезмерная «прожорливость» подвесных моторов при сравнительно высокой стоимости бензина, отсутствие лодочных стоянок или огромная удаленность их от места проживания...
И вот что важно. Говоря о своих трудностях, каждый пятый читатель предлагает и конкретные пути выхода из сложившейся ситуации. И, кстати, пути, не представляющие какой-то великой сложности.
Большинство считает, например, что давно созрела необходимость создания Всесоюзного общества судоводителей-любителей, тем более убедительный пример уже есть. Сегодня автолюбителям уделяется значительно больше внимания. Для них создана система сервиса, открыты заправочные станции, строятся гаражи, кемпинги, платные стоянки. Их движением, а значит, и безопасностью на дорогах занимается ГАИ. Проявить же заботу о судоводителе пока некому.
А нужно ли доказывать, что решать любые вопросы, в том числе и проблемы развития технического творчества гораздо легче на основе объединения энтузиастов. Появляется возможность заключения договоров с предприятиями и торгующими организациями, централизованного снабжения лодочных кооперативов всем необходимым, развития в целом материально-технической базы.
По-прежнему много нареканий высказывают наши корреспонденты в адрес промышленных предприятий, выпускающих суда и моторы, и в адрес системы «Посылторга», работа которой не удовлетворяет покупателей.
Очень хорошо, что начав разговор о своем любимом увлечении — техническом творчестве, авторы связывают его с редакцией, отмечают недостатки журнальных публикаций, высказывают свои пожелания и предложения по улучшению освещения этой темы.
Так, все они единодушно просят расширить раздел «Мастерская технического творчества», больше места отводить предлагаемым читателями усовершенствованиям техники, сопровождать публикации комментариями специалистов, помещать обзоры любительских находок. Ими, к слову, подсказана и открытая уже рубрика «Идея и наш комментарий».
Заканчивая этот обзор почты заочной читательской конференций, мы благодарим всех наших читателей, принявших заинтересованное участие в обсуждении наболевших вопросов.
Остается только добавить, что ваши критические замечания и пожелания будут редакцией максимально учтены. Иначе и нельзя.
Техническое творчество трудящихся — не забава. Это надежный путь к насыщенному досугу, интересному отдыху, к здоровому образу жизни.
Так считают все читатели «КиЯ».