— Как там мои ребята? — подумала она, заметив, что высказала мысль вслух. И она, эта мысль, была тотчас подхвачена пятилетним внуком:
— Какие ребята, бабушка? — спросил он, желая свойственно возрасту тотчас удовлетворить свое любопытство.
— Это я так, Волик, про себя,— встряхнулась она и добавила, — Ну, что, пойдем болеть за папу?
— Пойдем! А еще за дядю Ваню и дядю Лешу,— объявил внук и радостно повис на бабушкиной руке.
Непременно за всех сразу! За троих сыновей, участвующих в одних гонках и несущихся под надсадный рев моторов к заветной цели — победе.
Сама в прошлом отменная гонщица, она лучше других понимала их выбор.
А болельщики с дебаркадера, с катеров, привстав со скамеек, дружно скандировали:
— Ата-ма-нов мо-ло-дец!
Один из зрителей, чувствовалось, в прошлом спортсмен-водномоторник, громко комментировал ход соревнований приятелю:
— Вышли в предстартовую зону... В момент выстрела надо пересечь линию старта... Пошли! Теперь главное — повороты!
— Как же пересечь точно, коль не стартовал с одной линии?
— Пересечешь когда надо, если ты гонщик...
В этот момент я, пожалуй, понял одну истину: ничто так не закаляет дух и тело, не заставляет сутками копаться в моторе, чуть не голыми ладонями полировать корпус лодки и вскакивать по ночам от мелькнувшей,вдруг технической идеи, как азарт спортивной борьбы. И если в душе ты — гонщик, то сила воли, как летний дождь пыль к земле, прибьет все наносное в тебе ради одного — победить. Честно. В открытую. Как равный среди равных.
Иначе нельзя, когда пример для тебя — твой отец.
Отец
В пятидесятых годах в Ленинградской мореходной школе появился новый курсант. Уроженец Минеральных Вод, он, собственно, по-настоящему и море-то видел в раннем детстве. Но море на то и море, чтобы однажды взглянуть на него — и замереть от восторга, лелея мечту о новой встрече с ним... Однако жизнь штука упрямая: что прикажете делать, если так не случилось. То есть взглянул Валерий на море и... совсем ничего. Равнодушно. Кроме желания освежиться. Но надо было выбирать профессию. А тут друзья едут в Ленинград поступать в мореходку. Айда с нами!? Так и уехал, стал радистом.
Но не плавал. Зато родилась страсть. Моторные лодки, скутера. Этот вид спорта только обретал массовость и в спортклубе все создавалось на голом месте. С нуля. В саду имени Дзержинского из энтузиастов организовалась секция ДОСААФ.
Ныне мы с доброй и ласковой улыбкой разглядываем фотографии тех лодок, которые сегодня называются допотопными, а уж скутерами их и вовсе назвать нельзя. Но зато они — история спорта. И на тех суденышках успешно гонялись, несмотря на хрупкую перкалевую обшивку. Ведь это мелочи, если ты — Гонщик! По призванию. Без компромиссов.
А о победах писали немало. Не раз принимал поздравления от коллег и общественности Атаманов-отец. И когда занимал первые места в городских соревнованиях. И когда стал чемпионом страны, рекордсменом СССР, участвовал в международных гонках. И когда был тренером клуба "Трудовые реэервы".
В пятьдесят пятом спорт помог ему встретить свою будущую жену. По иронии судьбы Зоя Михайловна, позже начавшая "гоняться", чемпионом страны стала раньше. С той поры и повелась у Валерия Николаевича традиция отмечать все важнейшие семейные события своеобразно. Делать пометки на свежих номерах газет. Даже записывал о рождении сыновей.
Вот о Сергее. А вот новая запись в газете "Смена1 от 25 декабря 1963 года: "Сегодня у меня Атаманова В. Н. в 12.25 родился сын Иван. Вес 4060 гр. Ура!!! Все газеты под праздничными заголовками помещают это важное сообщение и свои комментарии". Следом, с равным интервалом в шесть лет, еще записи: родился Алексей, Михаил...
Как все эти годы работал Атаманов-отец? Однозначно не ответить. Но достаточно сказать — это был честный труд на общее благо. Директор спортклуба "Молния", рыбак в рыболовецком совхозе, последнее время — механик АТК-8.
Из приказа № 109 по автотранспортной конторе № 8:
"Тов. Атаманов В. Н. работает в АТП-2 с начала образования предприятия, много сип и энергии потратил на организацию экспериментального участка и ремонтной зоны в целом. Его обширные знания и опыт помогают молодым рабочим овладевать своей профессией, его добросовестное отношение к труду и трудолюбие вызывают всеобщее уважение товарищей. Валерий Николаевич является бригадиром и членом цехового комитета1.
Приказ вышел к пятидесятилетию В. Н. Атаманова. И только отзвучали всеобщие семейные торжества в родительском доме по случаю этого юбилея — "Доме свадебных торжеств", как окрестила молодежь эту квартиру, отметили здесь четвертую свадьбу. На этот раз вторую свадьбу Валерия Николаевича и Зои Михайловны — серебряную.
Самодельные красочные и шутливые плакаты по сей день украшают большую комнату, которая хранит тепло и уют семейного очага. Хранит, кажется, комната еще не затухшие звуки патефона — дорогой семейной реликвии, награды за победу в гонках. Извлекаемый из недр семейного музея, он часто радует гостей старыми вальсами и танго, фокстротами и маршами. Музыкой времен становления водно-моторного спорта. Сейчас и скорости не те, и гром ансамблей будоражит кровь стальными ритмами.
И будто наперекор играет патефон-напоминание: помни, С чего все зарождалось. Не забывай, храни. Если ты — Гонщик.
Люди создавали спорт, спорт создавал людей. Изобретатель... Вероятно, небезынтересно узнать, что одним из создателей нынешней ручки газа на скутерах является Валерий Николаевич Атаманов. Той ручки, которую на предельных скоростях выжимают сейчас его сыновья.
Так и не став моряком, отец все же связал свою судьбу с водой, с занятием не менее романтичным. Хотя спортсменом надо, наверное, родиться. Вот что писал "Советский спорт" 1 октября 1966 г. о феномене семьи Чепелкиных (девичья фамилия Зои Михайловны):
"... Семья Чепелкиных относится к таким. Валерию Чепелкину (здесь он ошибочно назван по фамилии жены. — П. Н.). полюбились гонки на маленьких быстроходных судах — скутерах. Голубые дорожки Малой Невки стали для него счастливыми: пять раз Валерий завоевывал звание чемпиона города. Его жена Зоя, инженер-экономист, также решила заняться водно-моторным спортом. И небезуспешно. Достаточно сказать, что в ее активе титулы победительницы Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта и чемпионки страны в гонках на скутерах.
Борис Чепелкин решил попробовать свои силы на дорожках плавательного бассейна. Заниматься плаванием он стал еще школьником, быстро сумел стать одним из сильнейших в Ленинграде в комплексном плавании и даже установил рекорд СССР. Ну, а Шуру Чепелкину пленил водный слалом. Дважды становилась она чемпионкой города на Неве в этом новом, интересном виде спорта.
...А нынче на стенде, который находится в одной из комнат их квартиры, появились награды и самой младшей сестры — Валентины, которая занимается подводным плаванием.
Ныряние с ластами на 25 метров — одно из самых сложных упражнений. На чемпионате страны Вале удалось это сделать за 11 секунд. В результате она установила высшее достижение в этом упражнении подводного многоборья и завоевала первую в жизни золотую медаль чемпионки".
Сейчас почетного мастера спорта Валерия Николаевича Атаманова в шутку называют командиром своих бойцов. Это так. Он их технический наставник и руководитель. Именно его бойцовские качества дали полновесные плоды в детях — четырех сыновьях.
Мать
Прохожу по тихому, чисто подметенному дворику, где в центре, вырываясь из окружения молчаливых каменных исполинов, растут липы, Один из петербургских особняков, некогда доходных домов. "Архитектурные излишества" тех времен в просторной парадной. Второй этаж. "Трам-трам" — мелодично отзывается на тепло прикосновения моей руки дверной звонок.
Зоя Михайловна дома. Приветливо улыбается. И сразу же понимаешь, представить, что здесь когда-либо не рады гостям, невозможно — им рады всегда. Среднего роста, энергичная, с модной завивкой, она ничуть не похожа на женщину, как говорится, в возрасте. Напротив, трудно уловить разницу между фотографиями ее молодости и ею самой — нынешней. Вот разве что руки... Руки матери-труженицы.
К моему приходу Зоя Михайловна готовилась. Это видно по разложенным с помощью невестки Ольги на столе, диване, тумбочке фотографиям, спортивным трофеям, грамотам. Что понадобится? Ведь сразу не сообразишь, но уважая труд другого человека, постаралась облегчить ему работу. Взглянув на мой блокнот, она заметила:
— Скоро и мой юбилей. Пусть уж ваша заметка станет к нашему общему с мужем столетию своеобразным подарком в семейном музее.
Я не возражал. Однако, не тут-то было сразу поговорить не удалось. Накануне, я знал, прошла передача ленинградского телевидения "Монитор", где был сюжет о династии Атамановых, и вот все друзья и знакомые спешили по телефону обменяться впечатлениями.
— Я попала в водно-моторный спорт случайно, — рассказывает 3. М. Атаманова, — занималась народной греблей, была старшиной шлюпки. К тому времени сделала определенные успехи в хореографии и фигурном катании. И как-то в саду имени Дзержинского увидала ребят, занимающихся на скутерах. И тут...
Что было потом, нет необходимости повторять, когда до тебя эту ситуацию уже подробно описали много раньше. Газета "Советский патриот" 10 января 1962 г. писала:
"Зоя с улыбкой вспоминает свое первое "боевое крещение,,: Лет шесть назад, учась в институте на третьем курсе, она заинтересовалась водно-моторным спортом. Прав на судовождение у нее не было, и Зою, естественно, отказались принять в секцию морского клуба. Но как-то, пока шли о ней разговоры и споры, Зоя забралась в одну из лодок и попробовала завести мотор. Жесткий шнур обдирал пальцы. Маховик упорно не раскручивался. И вдруг мотор завелся. Зоя не успела опомниться, как лодка рванулась вперед, а как заглушить мотор она не знала...
Пришлось спортсменам догонять Зою на моторной лодке. А потом ее все же приняли в секцию".
Потом была учеба. Она изучила теорию, сдала экзамены и получила права судоводителя, а вскоре стала выступать на соревнованиях.
Познакомилась с гонщиком Юрием Смирновым. И вскоре стало ясно, что вдвоем они составят хороший экипаж мотолодки. Они победили на Всесоюзной спартакиаде по техническим видам спорта, развив скорость 46,5 км в час на дистанции 10 миль. Для сравнения: нынче гоняют на тренировочной скорости чуть ли не вдвое большей. Однако справедливости ради следует заметить, что в классе скутеров СИ (сейчас таких нет) с объемом двигателя до 175 см3 Атаманов-отец еще в 1962 году установил рекорд СССР, развив скорость 75,853 км ч.
Первенство Советского Союза. 1961 г.:
"Спортсменка в голубой косынке почти повисает за бортом, прижимая своим весом к воде легкое суденышко.
Снова прямой участок дистанции, затем поворот, еще и еще... Ленинградцы уже недосягаемы. Вот они проходят финиш, а затем направляются к причалу, выпрыгивают на него, стройные, крепкие, счастливые. Зоя Атаманова и Юрий Смирнов завоевали в этих гонках заветные красные свитеры и золотые медали чемпионов Советского Союза".
Тогда же они стали мастерами спорта СССР.
Это ее вершины. И только родившийся Иван перевел ее в клан профессиональных болельщиков, ибо Зоя Михайловна приобрела теперь новое звание — Мать.
Не громкие, а заслуженные слова: умение дружить, честность и порядочность, доброту, трудолюбие и умение добиваться цели прививала она своим детям ежедневно, ежеминутно. Всегда была рядом. Это невозможно понять умом, это надо прочувствовать сердцем, когда словно с каждым превозмогала болезнь, шла в первый класс, заканчивала школу и поступала в институт. Так с рождением каждого — все будто заново. И коль уж суждено им всем стать гонщиками, учила плавать. Давала работу. Уже с детства сыновья приучены к мысли, что нянек за ними нет, включались в домашние хлопоты: кто по уборке квартиры или снега во дворе, кто по стирке или глажке. В этом-то весь секрет, как Зоя Михайловна управлялась с домашними делами. Ее "вотчина" — лишь кухня. Привыкшие к труду, сыновья и в клубе себя чувствовали, как дома. Ведь начинается он для спортсмена отнюдь не с радужных надежд, первые уроки морского порядка проходишь со шваброй в руках. Мотор грязи не любит... И ты вымоешь лучше всех, будьте уверены. Если ты хочешь стать Гонщиком!
8 марта Зоя Михайловна Атаманова получает массу поздравлений с праздником от друзей, родственников, знакомых и спортсменов. А в трудовом коллективе в Международный женский день ее поздравляют с двойным событием. 8 марта она начала работать в научно-исследовательском институте, где теперь — начальник бюро УКСа.
Из юбилейного приказа по институту:
"В марте 1960 г. Зоя Михайловна Атаманова пришла работать в наш институт и прошла путь от инженера по технадзору ОГМ до начальника планово-экономического бюро УКСа.
За время работы в институте проявила себя исключительно инициативным и энергичным работником. Принимает активное участие в производственной деятельности, по-деловому решая плановые вопросы капитального строительства в Главке, в Стройбанке, с подрядными строительными организациями.
На протяжении 25 лет работы т. Атамвнова 3. М. принимала участие в общественной жизни, а художественной самодеятельности института, неоднократно избиралась председателем профбюро.
Высокая профессиональная подготовка плановика-экономиста, творческий подход к выполнению своих обязанностей, жизнерадостность и доброжелательное отношение к товарищам по работе снискали ей заслуженный авторитет и уважение сотрудников институте".
Недавно и она отметила свое пятидесятилетие. Но как тут определишь ее возраст, когда старшему сыну двадцать семь, а младшему пошел одиннадцатый. Мать растворяется в детях.
...Крутится, шепелявит старая пластинка на призовом патефоне, вновь собрав вокруг уйму родственников и друзей. "Дом свадебных торжеств", где Зоя Михайловна хозяйка, чествует очередного юбиляра.
Сыновья
Сергей — первенец — родился в пятьдесят восьмом. Но мало кто знает, что еще не родившись, он уже участвовал в гонках и даже вместе с мамой был награжден наручными часами с гравировкой. Правда, сама Зоя Михайловна держала это в секрете, иначе ее попросту не допустили бы к соревнованиям.
Да и дошкольное детство Сергея ничуть не было похоже на детство его сверстников. С первых дней он уже дышал воздухом спортивного клуба, а вместо игрушек использовал чемпионские медали. И будущее было до того рано определено, что коллеги из «Монитора» ошиблись, сказав, что Сергей с пяти лет спал в скутере. А он уже в два года «обжил» себе лодку-кроватку.
Выступать начал на редкость рано для этого вида спорта — с одиннадцати лет. В школе учился ровно, но не блестяще. Как и остальные братья, не по годам был технически развит. Увлекался кинолюбительством, много ходил на лыжах. Потом пошли успехи, первые места, призы в различных состязаниях.
Молодежная газета «Смена» сообщала 1 октября 1972 г.:
«В классе скутеров до 175 см победителем стал бронзовый призер юношеского первенства страны Сережа Атаманов. В семейную коллекцию, которую начал отец, известный гонщик, 14-летний Сергей добавил еще одну награду».
После школы поступил в Ленинградский механический институт, закончил его, но выбрал «что поближе к спорту». Сейчас рабочий с высшим образованием отдает свой опыт и знания бригаде, в которой он трудится в ЛПО ЦК ДОСААФ «Патриот», по изготовлению скутеров.
Но что бы он ни делал, чем бы ни занимался на работе или в семье (к слову сказать, жена Ольга — инструктор физкультуры, кандидат в мастера спорта по гребле на байдарке), мысли его там — в скутере, несущемся над волнами. Иначе нельзя. Если ты — Гонщик! А не просто член сборной СССР.
Иван родился в шестьдесят третьем. Много болел. И может поэтому питал склонность к моделизму. Но старший брат решил однозначно — в скутер, без разговоров. Спорт стал лучшим лекарем.
И если машина Сергея — скутер ОС международного класса с двигателем до 500 см3, то Ивана — OCN, скутер национального класса с таким же объемом двигателя. Как шел к успехам?
«На «сменовском» турнире Атамановых поздравляли с семейным праздником — в их «команде» появился еще один мастер спорта. Это десятиклассник Иван выполнил почетный норматив на заключительных соревнованиях сезона». («Смена, 25 сентября 1980).
Иван — неоднократный победитель юношеских соревнований, чемпионата ДСО «Трудовые резервы». Естественно, и вуз выбирал по профилю — поступил в ЛКИ с надеждой, что будет строить скутера и лодки. Ведь он — Гонщик.
Алексей пока штурмует высоты среднего образования, учится в десятом классе 77-й школы, где до него учился Иван. Но покорялись ему уже и спортивные высоты — побеждал в юношеских гонках.
Почетная грамота:
«Награждается Атвманов Алексей Валерьевич, выполнивший норматив кандидата в мастера спорта...»
Выступает в классе SB — мотолодок с двигателем до 350 см3. И вероятнее всего очерк мой запоздает. Когда прочтут номер журнала, Алексей уже будет мастером спорта.
Михаил ходит в четвертый класс, впереди у него два года, прежде чем официально ему разрешат сесть в скутер. Правда, он, как и другие братья, не заявляет, что станет спортсменом — случалось это всегда неожиданно. Вот и Миша пока успел проявить себя на поприще... театрального искусства и даже награжден грамотой в пионерлагере за роль пирата. Попробуешь ли свои силы в спортивной борьбе? Если, конечно, ты — Гонщик. Будущий. Потомственный.
Итак, слово за тобой, Михаил Атаманов!