Начало навигации — самое беспокойное время для любителей отдыха на воде. Те, кто задумал приобрести новое судно или мотор, пополнить свое снаряжение, как показывает опыт, откладывают свою покупку именно на это время. Оживленнее становится у прилавков спортивных магазинов, торгующих товарами для отдыха на воде, продавцам все чаще приходится отвечать на вопросы о давно ожидаемых новинках.
Этот номер читатели откроют как раз в горячие июньские дни. Многие из них — с надеждой прочитать о счастливой судьбе тех товаров, которые они давно ждут и ищут.
Весной в редакционной почте, особенно после репортажей с традиционных оптовых ярмарок в Москве, заметно прибавляется писем с вопросом — где купить понравившуюся новинку! Конструкторы спроектировали, промышленность приступает к серийному производству, торговля готова сделать заказ на необходимый покупателю товар... На первый взгляд, все предельно ясно. Однако, к сожалению, особенно в последние годы редакция все чаще огорчает авторов таких писем.
Еще в 1983 году на ярмарке были предложены транцевые интерцепторы, которые при минимальной стоимости (всего 6 руб.) обещали большую экономию топлива на ряде моделей мотолодок. Конструкторы ЦКБ «Нептун» подготовили необходимую документацию и передали ее для серийного освоения на ПО «Вымпел» (г. Андропов). Однако торговля не подтверждала их сбыт, а завод, естественно, всячески затягивал начало производства. Сейчас же отказался от него вообще.
На Пермском ПО «Моторостроитель» была начата подготовка к производству очень нужной для многих любителей водометной приставки к мотору «Вихрь-30».
«Очень нужна нам такая водометная приставка, которую можно было бы использовать при падении уровня воды в Ловозере. В одном нашем селе более тысячи мотолодок и водометы купили бы все без исключения, но где же их купить!» — пишет нам от имени односельчан А. Вокуев из Мурманской обл.
В связи с прекращением производства моторов на этом предприятии водометная приставка для дальнейшей подготовки к серийному выпуску была передана куйбышевским моторостроителям, которые, ссылаясь на недоработку конструкции, еще не могут назвать точных сроков освоения новинки. Таким образом, и в эту навигацию на наших мелеющих реках и засоренных водоемах не появится подвесной водомет.
Большую почту вызвала еще одна новинка — водометный катер из стеклопластика. «Считаю «Крым-4» очень перспективной моделью,— пишет В. Шибеко из г. Нарьян-Мара,— особенно для плавания в северных районах страны и по рекам Сибири. Многие мои друзья с удовольствием приобрели бы этот катер, несмотря на высокую цену. Подскажите, как его можно приобрести!»
И на этот вопрос мы пока не можем дать положительного ответа. Освоение в серийном производстве идет крайне трудно, в этом году выпуск «Крыма-4» будет исчисляться единицами, лишь для проведения испытаний.
Вряд ли появится в этом сезоне на широком прилавке гидроцикл «Каскад».
Крайне медленно идет доработка конструкции так понравившегося читателям гидроснегохода «Циклон».
«Много интересного и нужного нахожу на страницах «КиЯ». И как бывает жаль, что интересные во всех отношениях новинки остаются долгое время в стадии опытных образцов или вообще не доходят до покупателя»,— справедливо замечает А. Мокк из г. Новодвинска.
Эти справедливые упреки в адрес промышленности за неразворотливость, неоправданное затягивание сроков освоения новинок можно продолжить. Как показывает опыт, новинка даже при счастливом стечении обстоятельств пробивается на прилавок в среднем около трех лет. Недопустимо долго. Зачастую за это время меняется спрос, мода, и вещь, которую так ждали, уже никому не нужна. Вот такие перепады — от острого дефицита к затовариванию!
Существующая система согласования и утверждения новой модели для производства требует немалых затрат сип и времени у ее создателей. В то же время на многие миллионы рублей лежат на складах торговых организаций и промышленных предприятий лодки и моторы, не заинтересовавшие покупателя. Нередко эти запасы на базах уже превышают сверхнормативные. А это значит, что по прежней цене они уже вряд пи найдут покупателя, нет уверенности в их сбыте и по сниженным ценам. От длительного хранения (часто под открытым небом) лодки и моторы ржавеют, внешний вид их портится, потребительские качества безвозвратно теряются.
А ведь это — дорогая продукция, на которую истрачены ценные материалы, труд конструкторов и рабочих, задействовано уникальное оборудование и инструмент. В итоге омертвляются значительные ценности, терпит убытки торговля, а самое главное — покупатель уходит от прилавка без покупки, недовольный.
Промышленность и торговля, ориентированные долгие годы на преодоление дефицита, оказались неподготовленными к условиям насыщенного рынка.
Только пи подорожание и ограничения в плавании моторных судов стали главными причинами такой ситуации! Может быть, они просто выявили другие, скрытые факторы, которые привели к качественным изменениям в настроениях покупателя!
Ответы на эти непростые вопросы нередко пытаются дать сами наши читатели в своих письмах.
«На складах Туруханского района скопилось много нереализованных моторных лодок выпуска десяти и более лет давности: «Прогрессом», «Воронеж» и др. Лежать они будут долго, пока не будут снижены цены до смехотворно низкого уровня. А вот такие лодки как «Квзанка-5М» не залеживаются. Но не всегда эта лодка устраивает покупателя. Нужна лодка меньших размеров и такого же качества. В отдаленных поселках, на притоках Енисея пользуются большим спросом и даже перепродаются по более высокой цене мотолодки «Обь» (самого первого выпуска| и «Казанка-М», — именно такая лодка на 3—4 человека и под мотор 15—20—23 л. с. крайне необходима. Между «Ветерком» и «Вихрем» — пропасть»! — Делится своими мыслями наш читатель В. Лопатнюк из села Фарково Красноярского края.
А вот мнение О. Ясинского из Пскова: «Жалко, что промышленность не предлагает новых чисто моторных судов. Они, безусловно, понадобятся в будущем, должен быть прогресс, техническое совершенство, должен быть прицеп на будущее! У нас в стране выпускают большое количество моделей лодок различного назначения, но, к сожалению, большинство из них не пользуется должным спросом, не выдерживает проверку временем. И как результат — их быстро снимают с конвейера а затоваренность ими торговли тормозит в целом все развитие прогулочного судостроения. По-моему, лучше выпускать, к примеру, не двадцать видов лодок одного класса, а два, но проверенных, надежных, постоянно совершенствующихся, пользующихся спросом у покупателя. Такие, как например, «Казанка-5М2».
Даже из этих коротких высказываний можно увидеть причины плохой реализации продукции нашей лодочной индустрии. Прежде всего, продолжают выпускаться устаревшие образцы лодок, которые многие годы не претерпевают существенных усовершенствований. Ведь когда товар лежит, нельзя рассчитывать на то, что покупатель приобретет ненравящуюся вещь. Значит, новые лодка или мотор должны быть на класс выше прежних, их отличительной чертой должно быть, в первую очередь, качество изготовления, более высокая экономичность и другие потребительские качества.
Это — главный вопрос к промышленности.
Другой больной вопрос — ассортимент. Вроде бы и моделей судов у нас продаже свыше полусотни, а купить лодку под конкретные условия использования трудно. Много моделей практически однотипных, дублирующих потребительские качества друг друга.
Промышленность зачастую не учитывает потребности покупателя, работает, можно сказать, вслепую. Сейчас еще можно услышать, что изучение спроса — это депо торговли. Да, торговля должна хорошо знать сегодняшнюю конъюнктуру, а вот определять спрос на завтра должна промышленное Только она может ответить, какими должны быть лодки 2000 года. Только она может формировать завтрашний спрос.
Промышленность теперь должна быть не только производителем, но и коммерсантом, по возможности напрямую выходить на покупателя и знать его интересы не из третьих рук.
— «Нужна небольшая и недорогая лодочка под «Ветерок»,— Н. Сушко, г. Припять Киевской обл.
— «Нужны экономичные «Жигули» на воде, самоходный трейлер для перевозки лодок на небольшие расстояния», — С. Маркин, г. Ростов-на-Дону.
— «Хорошо бы нам, сибирякам, дизелек простенький, сил на 14, «Стрелу» одноцилиндровую воскресить», — охотник, рыбак, «великий турист» А. Каширов, г. Новосибирск.
— «Необходимы для растущей армии туристов-водников разборные портативные суда типа «Альбатроса» и «Ямала», — К. Тарасов, Ленинград.
— «Нужны наборы для самостоятельной постройки лодок», — Ю. Н., г. Архангельск.
Промышленность должна взять в свои руки вопросы изучения, конъюнктуры и рынка. Имеющийся опыт говорит, что делать это лучше всего с помощью фирменных магазинов, которыми должны руководить в первую очередь отрасль, министерство, а не торговля. Они должны стать своеобразным передним краем промышленности.
Но не все зависит от промышленности, много упреков раздается и в адрес торговли.
«Вы пишете, что в глубинке Хабаровского края склады магазинов буквально ломятся от нереализованных партий мотолодок «Крым», а у нас я уже несколько лет пытаюсь его приобрести, но тщетно», — пишет нам тов. Шпильков из Саратова.
«Вы пишете, что спрос упал на дорогие лодки и моторы. А ведь в Крыму уже около года нет в продаже моторов «Вихрь» и, если они появляются, то их сразу же разбирают. Так где же оперативность торговли!»
«Помогите, пожалуйста, купить «Автобот». Пробовали заказать через магазин — бесполезно. Помогите, «Автобот» — это то, что нам очень нужно», — Н. Хвалынский и др., г. Мончегорск.
«Я обратился в спортивный магазин г. Чернигова с просьбой оказать помощь в приобретении каютной мотолодки «Москва-4» с Ярославской оптовой базы. Но получил отказ, т. к. одну лодку им заказывать невыгодно, а продать 5—10 шт. они не могут. Вот и получается, что из-за якобы плохого сбыта мотолодка «Москва-4» уже снята с производства, а жители Чернигова не могут вообще приобрести каютных мотолодок и катеров», — В. Стрижалов, г. Чернигов.
Уже из этих коротких отрывков из писем любителей видны многие болезни нашей торговли. Незнание спроса, конъюнктуры, неумение рекламировать товар, стремление к спокойной жизни, излишняя осторожность, а порой и некомпетентность торговых работников приводят к парадоксальной ситуации: изготовитель, как мы уже говорили, не может продать, а покупатель не может купить.
Такой специфичный товар, как лодка или мотор, успешно продать может только специалист. Поэтому всяческой поддержки заслуживает создание специализированных магазинов по продаже товаров для отдыха на воде. В них можно применять такие прогрессивные формы торговли как продажа по образцам, прием предварительных заказов, проведение выставок-продаж, встреч с покупателями, организации квалифицированной консультации по вопросам эксплуатации прогулочного флота. Теперь покупатель сначала знакомится, а потом покупает.
Еще нередки случаи, когда торговая сеть оказывается в роли ведомого: покупает только то, что спрашивает покупатель, который зачастую ничего не знает о новом товаре, не имеет его рекламы. Встречаются и другие крайности, когда реклама не подтверждается наличием в магазине. Излишне говорить, что это уже антиреклама, отталкивающая покупателя.
Из-за слабого знания спроса, неумения прогнозировать его на завтра вытекает другая беда торговли: когда промышленность обращается к ней с вопросом, что выпускать, рекомендации торговли нередко оказываются неправильными.
В последние годы все больше нареканий можно услышать и на сам механизм работы оптовой ярмарки. Раз в год промышленность приезжает с твердым желанием навязать свой план, а право торговли даже после заключения договоров на ярмарке отказаться от закупленного. Вот и получается, что проданное на ярмарке еще не куплено покупателем. Интересы промышленности и торговли не увязаны.
Нужна скорейшая перестройка.
Именно на это нацеливают «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года». В них конкретно сказано: «Более полно удовлетворять разносторонние запросы населения в... товарах культурно-бытового хозяйственного назначения (особенно для отдыха, туризма и спорта). Обеспечить их изготовление и продажу в ассортименте, отвечающем спросу различных групп населения. Существенно улучшить качество изделий, повышать их технический и эстетический уровень, надежность в эксплуатации... Совершенствовать систему изучения и прогнозирование спроса на товары и услуги, своевременно реагировать на изменение запросов трудящихся».