Первую гонку лидер команды Олег Хоперский попросту проиграл — 32 место даже при 100 участниках не назовешь обнадеживающим. Сказали свое слово переменные ветра и сильное течение. Стоило ветру зайти на 40°, как лидирующая группа, в которой находился и наш гонщик, «провалилась» и оказалась в аутсайдерах. Но одна проигранная гонка — это еще не поражение. тем более что нелегкие гидрометеоусловия ставили спортсменов в затруднительное положение при выборе тактики первой лавировки: ошибиться могли и опытные спортсмены.
Вторая гонка проходила при более свежем ветре и средней волне, которые удачно использовал Олег. Его «Финн» глиссировал почти на всех попутных курсах и пересек пинию финиша первым. Казалось, неудача первого дня соревнований компенсирована. Но вдруг выясняется, что на Хоперского подали протест шведы. Арбитражная комиссия заседала более двух часов и все же вынесла решение: у «Финна» под № 21 — фальстарт!
Итак, после двух стартовых гонок 73-е место. При таком сильном составе шансов на призовое место оставалось один из ста. Было от чего упасть духом, потерять уверенность и опустить руки. Так бы, возможно, и случилось в подобной ситуации с кем-либо другим, но не с Олегом.
— Я и тогда верил в него, — говорит тренер Олег Иванович Шилов. — Олег — мужественный яхтсмен и, если есть хоть малейшая возможность, он будет бороться! До последнего шанса!
Но на чемпионате мира победить в одиночку практически невозможно. Поэтому перед советской сборной тренер поставил вполне определенную задачу: в создавшейся ситуации борьбу продолжать всей командой, а Олегу Хоперскому в оставшихся гонках набрать не более 30 штрафных очков. Тогда призовое место, а именно на него рассчитывала наша команда, выезжая на соревнования, становилось реальностью. Дело в том, что крупные европейские или международные соревнования выигрывают гонщики, набравшие даже 50—80 штрафных очков. В «активе» победителя последнего чемпионата мира датчанина Хьёртнеса их, к примеру, было 74.
— Я ожидал после такого провала серьезной проработки, — вспоминает Олег, — но ни слова упрека от тренера и ребят не услышал. Злость меня взяла. До сих пор уверен, что фальстарта у меня не было. Рассчитал приходы на оставшиеся 5 гонок и вижу, если выложиться, можно уложиться в тридцать очков.
Третью гонку Олег начал так, как будто не висит на нем тяжелый груз штрафных очков. Удачно решает проблему первого галса и после огибания марки входит в лидирующую тройку. Так и финишировал. А хорошие приходы в последующих гонках (2, 5 и 3-е места) сделали его одним из претендентов на «Золотой Кубок».
В парусном спорте не бывает двух абсолютно одинаковых гонок, особенно при длинной дистанции и переменных ветрах. Каждый раз спортсмен решает задачу с новыми неизвестными, и редко кому удается выиграть несколько гонок подряд. Это под силу только универсальному спортсмену, который прекрасно гоняется в любой ветер и обладает очень сильным и уравновешенным характером.
Перед последней седьмой гонкой борьба за «Золотой Кубок» обострилась до предела. Достаточно было Олегу отыграть у лидера чемпионата Хьёртнеса всего 1,6 очка, и «Золотой Кубок» — у нашей команды. И Олег успешно справлялся с этой задачей. Почти всю дистанцию шел пятым и держал датчанина позади. Именно такое место было пределом для желаемых 1,6 очка. Но тут случилось, казалось бы, невероятное. За 50 м до финиша откуда ни возьмись вырывается «Финн» шведского гонщика, который до этого ни разу даже в первой двадцатке не приходил, и оттесняет Олега на 6-е место. Хьёртнес финиширует седьмым. Но такой порядок финиша уже не дает желанных очков. В результате — серебряная медаль. Олегу Хоперскому удалось повторить успех Валентина Манкина восемнадцатилетней давности, когда он первым из советских парусников завоевал серебряную медаль на чемпионате мира.
Олег стоял на пьедестале с медалью на груди. Это был миг счастья. Далекая мечта — стать призером чемпионата мира — сбылась! Ради этой минуты стоило работать годами.
А начало было положено на водной станции Липецка, на стареньком «Кадете».
— Ну, смелей плыви,— подбадривает тренер Валерий Васильевич Джеломанов десятилетнего мальчика и отталкивает яхту от причала. И поплыл Олег сначала на «Кадете», затем тренер пересадил его на «ОК-Динги», а приглядевшись, сказал: «Ты хоть и малолеток, но рослый и выносливый. Будем пробовать "Финн"». Сшил тренер паруса для видавшей виды яхты и повез своего воспитанника на соревнования.
— Весил я тогда всего 46 кг, — улыбается Олег, — и дела мои вначале шли неважно. Результатов не было. Валерий Васильевич терпеливо возился со мной. А когда в Ленинграде в 1973 г. я занял 13-е место при 1S участниках, между нами состоялся такой разговор:
— Я понимаю, ты волновался, у тебя мало было тренировок на этой яхте, но все равно ты не должен был так проиграть. Что случилось?
— Ничего я не волновался. Не понимаю эту лодку, не могу выжать из нее скорость. Может, рано еще соревноваться!
— Нет, не рано. Спорт — игра тяжелая, без срывов не бывает. Но в одном ты, кажется, прав. Хоть лодка тебе богом предназначена, рано на нее сели. Слишком она серьезная.
И снова вернул Олега на «ОК-Динги», заставляя подолгу тренироваться на воде. Правда, спустя некоторое время Валерию Васильевичу самому приходилось уже отзывать воспитанника с воды.
Большой успех пришел к юному спортсмену только в 1978 г.. когда он стал серебряным призером Первенства СССР среди юниоров. На следующий год уже на «финне» отечественной постройки Олег стал пятым на Сочинской регате, год спустя — бронзовым призером Варнемюндской регаты. Ему присвоили звание мастера спорта СССР.
— Это была первая крупная наша с тренером победа,— вспоминает Олег,— ведь остальные участники выступали на корпусах лучших зарубежных фирм.
Пожалуй, с тех пор Олег гонялся уже без серьезных срывов и поражений. К нему пришел долгожданный успех. В течение только одного 1984 г. он побеждал (и зачастую — с минимальным, если не с «О», количеством штрафных очков) в Каннской и Йерской регатах, в регате «Дружба» в Венгрии, выиграл Кубок СССР, чемпионат СССР, Черноморскую регату, был серебряным призером Варнемюндской и Сочинской регат, а по результатам года стал серебряным призером Кубка мира. Комсомольцы сборной избрали его своим вожаком.
Несколько пет шел к своим успехам Олег Хоперский, приобретая уверенность и стабильность выступлений. Сколько позади напряженных тренировок, терпения и труда. Можно себе представить поэтому, как дорого ему присвоение высшего спортивного звания заслуженного мастера спорта СССР и вручение ордена.
Каждый раз, когда мы встречаемся с Олегом на соревнованиях, он улыбается и охотно отвечает на вопросы. Вот только от объектива отворачивается, показывая на свою бороду.
— Пока не зачехлит лодку, бриться не будет, — говорит тренер. — И не пытайтесь до конца соревнований его фотографировать!
Мы сидим с Олегом на причале ОПЦ Таллина и наблюдаем, как укладывают на трейлеры «Звездники» и «Солинги». Им предстоит далекий путь в свои клубы. «Финны» уже зачехлены и уложены на машины.
— Куда теперь?
— Как куда! Домой, в Хосту. Два месяца не видел Олега Олеговича, а ему скоро уже два года. А тут еще "хвосты" появились. Я ведь студент 4-го курса Липецкого Политехнического.
Интервью по переписке
Мы решили расширить рассказ Рейна Теветера об Олеге Хоперском, включенном в число лучших яхтсменов страны 1985 года, но встретиться с ним в те дни, когда готовился к печати этот номер журнала, было невозможно. Постоянные разъезды и тренировки сделали его попросту неуловимым. Спасибо, выручила почта, и интервью с Олегом было проведено по переписке» Вот оно.
— Олег, позади еще один ваш парусный сезон. Чем он особенно знаменателен и каким для себя вы видите 1986 спортивный год?
— Этот сезон, на мой взгляд, был удачным. Судите сами. 1В лет после "серебра* Валентина Григорьевича Манкина нам не давались призы на чемпионатах мира» И вот вторая серебряная медаль, на этот раз — моя» Но если б можно было разделить ее между моим тренером Олегом Ивановичем Шиловым, товарищами по команде Константином Гордейко, Николаем Сухоруковым и многими другими, — я сделал бы это с искренним удовольствием. К награде меня привели они. Удалось также второй раз подряд выиграть Йерскую регату, стать чемпионом страны и обладателем Кубка СССР.
1986 будет, пожалуй, еще напряженнее. Мне отчаянно не везло на чемпионатах Европы, а предстоящий очень хочется сделать счастливым. Да что хочется — надо! В июле, как известно, в Таллине должен состояться матч между командами яхтсменов СССР и США — одно из ответственнейших соревнований предстоящего сезона. Не люблю прогнозировать, но одно скажу твердо: постараюсь не подвести поклонников паруса и оправдать надежды тренера. Остается только усиленно тренироваться и учиться побеждать.
— Кстати, об учебе. В учебе, согласитесь, бывает так: один все схватывает на лету и шутя получает свои высшие баллы, а другому это стоит неимоверных усилий и массу времени. По аналогии и в спорте. У одного сразу все идет как по маслу, у другого... Не правда пи, в таких ситуациях нетрудно ((сломаться» и на все махнуть рукой. Почему эта участь не постигла вас, ведь начало, кажется, было не таким уж легким?
— С вашими доводами насчет «сломаться» согласен. Многие действительно пасуют в силу таких обстоятельств, и мне жаль людей, которые не умеют «стиснуть зубы». А вот что касается лично меня... Знаете, я бы не сказал, что начало складывалось очень уж тяжело. Как у всех. Легко ведь только ничего не делать. Но, возможно, мне повезло больше, чем кому-либо. У меня был тренер, который научил всему: шкурить, шпаклевать, красить и полировать лодку, кроить и шить паруса, управлять яхтой... и бороться, стиснув зубы. Для Валерия Васильевича Джеломанова, нам казалось, ничто не составляло трудностей, потому что он умел их преодолевать и умел воспитать волю в учениках. К тому же у меня самого желания и упорства было хоть отбавляй. А сегодняшний тренер Олег Иванович Шилов — человек предельно влюбленный в парусный спорт и чрезвычайно поэтому требовательный. С ним пришла ко мне убежденность: парус — это серьезно, это навсегда!
— А какие еще качества делают яхтсмена настоящим бойцом?
— Неутомимая работа и в море, и над собой в жизни. Валентин Григорьевич Манкин и капитан сборной команды страны Борис Федорович Будников — вот люди!
— С какой же детали началась ваша спортивная биография, тем более что там, где проходило детство, нет вроде бы морей и океанов?
— С самой обидной — мне отказали в приеме в секцию. Вот когда впервые сжал зубы. Целый год добивался и одержал-таки свою первую победу. А что касается морей, то В. Потапов, В. Манкин, Б. Будников, С. Бородинов, А. Шпилько, С. Хорецкий и т. д.— это выходцы с озер, и даже малюсеньких. А вы могли бы в своем воображении представить лужицу великим океаном?
— Да. Если на ней забелеет парус одинокий и... малюсенький. Похоже на ваш ответ?
— Пожалуй.
— Но если бы вы не стали яхтсменом, какому виду спорта отдали бы предпочтение?
— Конечно, парусному. А еще мне нравится борьба самбо и хоккей. Кстати, я бережно храню награды за победы в районных, городских и областных соревнованиях на приз «Золотая шайба».
— Кого из спортсменов, и не только парусников, вы считаете образцом для подражания! И почему?
— Андрея Васильевича Балашова, с которым мне посчастливилось тренироваться в начале своей спортивной карьеры. Удивительной воли человек и очень красиво работал на воде. Если ему что-то не удавалось, будьте уверены — непременно добьется своего. Кремень, одним словом.
— Проигрывать не любит никто, выигрывать любят все. Но на поражения и победы все реагируют по-разному. А как переносите их вы?
— В гонках побеждает тот, кто меньше допустит промахов. Так что каждое поражение — это прежде всего ошибки. Не я первый это говорю, но на своих ошибках надо учиться, тщательно прорабатывать каждую неудачу. Всех ошибок, мне думается, не искоренить, уж слишком многообразны условия при проведении соревнований, но стремиться к этому должен каждый серьезный спортсмен. Чисто морально я расцениваю свою неудачу как невыполненную задачу, откладывание которой непростительно.
— Часто говорят, мол, сейчас без помощи команды побеждать в гонках все труднее. Как же должна выражаться эта помощь, если каждый экипаж стремится к победе и сам, выходит, вправе рассчитывать на поддержку коллег?
— Нередко бывает так, что кому-то просто необходима одна победа. Значит, кто-то должен жертвовать ради другого, готового идти на результат, на победу. Нельзя ведь не считаться с тем, что спортсмены, их опыт и пик формы — разные. Люди, которые способны на жертву ради общего дела — спортсмены с большой буквы. Что касается конкретного выражения помощи — простите! Это нюансы, секреты, которые есть в любом виде спорта.
— Вам предстоит дальний и тяжелый переход со штормами, лишениями, экстремальными (тьфу! тьфу!) ситуациями. Кого из яхтсменов вы взяли бы с собой в плаванье?
— А вы напишете, что Олег Хоперский приносит свои извинения тем, кого не окажется среди названных? Журнал ведь нельзя заполнить одними фамилиями.
— Напишем!
— Тогда назову своего тренера Олега Ивановича Шилова, Сергея Бородинова, Владимира Гурова, Владимира Волкова, Константина Гордейко, Бориса Федоровича Будникова, Олега Мирона, Геннадия Страха, Михаила Азарова, Георгия Шайдуко, Виктора Буданцева и еще многих и многих своих друзей, мужественных людей с высоко развитым чувством коллективизма, ответственности за товарищей и долга перед ними. А перечислить всех!? Да где мы такую огромную яхту найдем!
— Яхта и жена, яхта и семья. У вас никогда не возникало сложностей по этим причинам?
— Что вы! Семья — моя надежная крепость, опора и стимулятор спортивных успехов.
— А что вы скажете своим детям, если они вдруг потянутся к парусу?
— Единственное: «Семь футов под килем и попутного ветра!»
— Ваши увлечения! Любимые занятия? Книги?
— Увлечение: коллекционирую значки. Любимое занятие: парус и воспитание сынишки. Книги: люблю читать все, что попадается на глаза. Считаю любую книгу заслуживающим внимания учебником жизни.
— Хочется спросить и опасаемся. А вдруг Олег Хоперский не читает «Катера и яхты» и не сможет дать оценку чисто спортивным материалам журнала? А вдруг читает и... Тем не менее, рискнем.
— Не просто читаю ваш журнал, а читаю с интересом. Особенно статьи о настройке и эксплуатации яхт и катеров, о плаваниях вокруг света и через океан на разных видах судов. Очень хочется, чтобы на журнальных страницах более полно освещались крупные всесоюзные и международные соревнования, такие как Иерская и Кильская регаты, чемпионаты мира и Европы. Многие люди, согласитесь, очень мало знают о парусе, о выступлениях сборной страны за рубежом.
— Согласны, Олег. Большое спасибо за письмо. Читатели просят передать вам пожелания добрых стартов и ярких побед.