По инициативе местных комиссий ДСП стали проводиться различные соревнования, формы которых наиболее полно отвечали возможностям и потребностям водномоторников на местах. Так возникли маршрутные гонки и ралли на судах народного потребления (СНП); некоторые из этих соревнований стали традиционными, межобластными, зональными и даже всесоюзными.
В Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) 1973—1976 гг. действовали разрядные нормы и требования по ДСП на моторных судах. В составе Федерации водно-моторного спорта СССР, действующей при ЦК ДОСААФ, существовала специальная комиссия, проверявшая соблюдение требований ЕВСК и рассматривавшая представления к званию мастера спорта СССР. Но так было...
В спортивной классификации на 1977—1980 гг. для повышения спортивного характера прежних ДСП вместо них ввели «Многодневные соревнования на моторных судах». В ЕВСК 1981—1984 гг. уже были предусмотрены разрядные нормы и требования даже не по многодневным гонкам, а просто по «Гонкам на личных судах». В ныне действующей классификации соревнования судоводителей-любителей названы «Гонками на маломерных судах промышленной и самостоятельной постройки». При этом в Положении о всесоюзных соревнованиях 1985 г., например, уточнялось, что речь идет только о судах промышленной постройки. Но дело вовсе не в названии. Беда в том, что сегодня ни одни комитет ДОСААФ не организует и не проводит ни дальних спортивных плаваний, ни даже походов на катерах и моторных лодках, в том числе и походов по местам боевой славы.
Как это отразилось на развитии массовости и, следовательно, на выполнении Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта», хорошо видно из писем наших читателей:
«Город Гатчина, — сообщает Н. Волков, — чрезвычайно удален от большой воды. У нас всего два озера — Филькино да Белое, длина которых не более 500 м каждое. И все же сотрудники Ленинградского института ядерной физики им. Б. П. Константинова АН СССР (ЛИЯФ), желая заниматься моторными видами спорта, создали секцию. Скоростные виды нам не подходили по возрасту, а ДСП нас вполне устраивали, тем более что проводились они на судах народного потребления. В секции образовалось самодеятельное конструкторское бюро. На собственной верфи своими силами по своим проектам построили несколько судов, часть закупили, а когда наша флотилия стала насчитывать более 15 катеров и моторных лодок, начали задумываться о проведении совместных спортивных плаваний. Так появился прототип крейсерских соревнований ралли «Белые ночи».
Год спустя все технические секции ДОСААФ института были объединены в спортивно-технический клуб, куда кроме водно-моторной и парусной вошли секции подводного, стрелкового и радиоспорта. Значительную часть членов клуба составляла допризывная молодежь, так что мы решали и проблему подготовки технически грамотного резерва Вооруженных Сил нашей Родины.
За четыре года 57 человек нашей секции стали разрядниками, в нее вливались все новые члены. Но в результате «реформ» со спортивными нормативами тысячи владельцев судов народного потребления были отлучены от спорта, в том числе и вся наша секция. Им оставалось единственное — праздное времяпровождение на водных акваториях».
Москвичи Б. А. Фоченков и Ю. А. Ефремов считают, что ДСП и различные соревнования на СНП — реальный путь к тому, чтобы водно-моторный спорт как один из военно-прикладных технических видов спорта стал действительно массовым. Но складывается впечатление, что проблема привлечения к этому спорту тысяч судоводителей-любителей не волнует сегодня никого. К такому выводу невольно пришли все, кто имеет или имел отношение к ДСП и гонкам на СНП и прочувствовал на себе всю последовавшую позднее ломку.
«На наш взгляд, — продолжают авторы письма, — курс на проведение только маршрутных и крейсерских гонок узаконил отказ от иных форм состязаний и от ДСП. Но ведь именно культивирование дальних спортивных плаваний наряду с проведением различных гонок и введение в ЕВСК соответствующих, откорректированных с учетом накопленного опыта нормативов будет заметно способствовать дальнейшему подъему массовости физической культуры и спорта. Это же доказано жизнью!»
Читатели С. Сафронов, А. Багнюк, В. Цмыго и др., спрашивая, почему ликвидировали ДСП, пишут:
«В дальнем спортивном плавании накапливается большой технический опыт, знания по навигации, лоции, метеорологии, изучается география нашей страны. ДСП, по нашему мнению, — как раз тот вид водно-моторного спорта, который принесет не меньшую пользу армии и флоту, чем чисто гоночный. Он должен быть военно-прикладным видом. Почему же за его восстановление приходится бороться? Неужели забыт опыт Великой Отечественной войны — форсирование водных преград при помощи маломерного флота действия команд полуглиссеров Краснознаменной Днепровской флотилии, покрывшей себя незабываемой славой в боях от Днепра до Шпрее. Мы должны помнить подвиги отцов и растить нм достойную смену».
О. Ридина интересует вопрос, а может ли взять под свою опеку Федерация туризма ЦСТЭ при ВЦСПС водно-моторный, парусномоторный и парусно-гребной туризм?
«Общеизвестно, что новые разрядные требования относятся только к водному туризму на гребных судах и плотах. Официально признан туризм мотоциклетный и даже автомобильный, почему же водно-моторный никак не может получить официального признания? Ведь он более доступен широким слоям трудящихся, по сравнению с автомобильным. Ориентируясь на постановление Секретариата ВЦСПС и Коллегии Спорткомитета СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию массового самодеятельного туризма», необходимо развивать все виды туризма, — считает он. — Не должен быть исключением и водно-моторный».
Писем — множество а проблема одна-единственная.
И действительно, почему же вычеркнуты из спортивной практики ДСП, доказавшие высокую эффективность? С вопросами, поднятыми читателями журнала, мы обратились в те организации, от которых и зависит их решение. Полученные ответы, как говорится, не вселяют ни надежд, ни оптимизма.
Ответ ЦК ДОСААФ СССР
Дальние плавания на маломерных моторных судах отнесены к водно-моторному спорту быть не могут, так как на старте и в процессе проведения дальнего плавания отсутствуют элементы спортивной борьбы. По своему характеру они являются разновидностью водного туризма и поэтому спортивные разряды и звания участникам этих плаваний должны присваиваться не по водно-моторному спорту, а по туризму.
Исходя из этого, Федерации водно-моторного спорта СССР было предложено прекратить работу по организации водно-моторного туризма и направить все усилия на развитие водномоторного спорта. Желающим заниматься ДСП было рекомендовано обратиться в отдел водного туризма Управления самодеятельного туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям при ВЦСПС.
Ответ управления самодеятельного туризма
Центральный совет по туризму и экскурсиям не занимается организацией водно-моторных путешествий.
Федерация туризма Центрального совета с участием широкого общественного актива неоднократно обсуждала вопросы, связанные с водно-моторными путешествиями, и каждый раз приходила к заключению о том, что в рамках деятельности туристско-экскурсионных организаций для водного самодеятельного туризма, включенного в ЕВСК, могут быть приемлемы только гребные суда и плоты.
Управление самодеятельного туризма поддерживает эту точку зрения.
Итак, по существу данных разъяснений можно задать немало все тех же недоуменных вопросов.
Почему же это гребные суда и плоты приемлемы для организаторов водного самодеятельного туризма, а моторные суда — нет? Если увлечение многих тысяч люден не является ни водно-моторным спортом, ни водным туризмом, то что же оно такое? Почему же прежняя практика организации ДСП и присвоения за них спортивной квалификации была признана ошибочной? Что мешает восстановлению существовавшего положения?
Всем хочется ясности и, главное, оптимального решения проблемы. Этого ожидают не только авторы писем, но и все водномоторники, желающие приобщения к спорту. Пока же ситуация такова: одни отдали заботу о ДСП, другие — не взяли ее на себя. Хотя все согласны в том, что речь идет не о какой-то надуманной и мелкой сиюминутной проблеме, а об удовлетворении потребностей советских людей и о массовости спорта.а