Письмо первое
Последнее время на страницах журнала много внимания уделяется вопросам морской практики, управления судном, обучения молодых яхтсменов... У нас в Риге ежегодно проводятся курсы по подготовке яхтенных рулевых и капитанов. И часто мы сталкиваемся с проблемой, разрешить которую оказывается затруднительно. На нее не дает полного ответа ни одно пособие по парусному спорту.
Всем ясно, что четкое выполнение маневров любого судна, особенно парусного, зависит от быстрого и правильного выполнения команд капитана, не допускающих двоякого толкования. К сожалению, проводя занятия с яхтсменами, я не могу предложить им перечень командных слов на выполнение самых обычных действий. Скажем, по подготовке к выходу, постановке и уборке парусов, управлению судном, постановке на якорь, швартовке, буксировке и т. д.
В настоящее время на каждой яхте командуют по-своему, а зачастую экипажи выполняют действия вообще без команд, что иногда приводит и к аварийным ситуациям. Некоторые капитаны при выполнении маневров пользуются одной «командой»: «Ну, поехали»!
Письмо второе
Определить сегодня правильность отдаваемых команд на яхтах невозможно, ибо официальных указаний и рекомендаций по данной теме нам не встречалось. Отсюда и разнобой. Рекомендации же отдельных тренеров и ветеранов парусного спорта несколько субъективны и порой грешат «областничеством». Поэтому необходимость введения официального документа в виде пособия или памятки с изложением необходимого минимума командных слов для управления яхтой ощущается довольно остро. Народная поговорка: «Как скомандуешь, так и исполнят!», согласитесь, не изжила и не изживет себя. Может. Федерации парусного спорта СССР стоит создать инициативную группу, которая соберет все предложения и разработает проект пособия или памятки?
Письмо третье
Командные слова, безусловно, должны быть унифицированы по всей стране. Есть же, скажем, наставление по стрелковому делу.
Мало того, что забыты старые командные слова и совершенно исковеркан командный язык, но с появлением новых проектов яхт появляются новые дельные вещи, бегучий такелаж, новый рангоут. До сих пор, например, нет единства в названии снасти, проходящей через полый спинакер-гик. Кто называет ее «брасоловкой», кто «языком», кто «галсом». А есть еще "оттяжка Канингхема", «барбара» и т. п.
При унификации командных слов необходимо предусмотреть раздел и по командам при смене вахт. Это совершенно запущенная область. Я ни на одной яхте (в том числе и на своей) не видел правильной смены рулевых. Вахтенные матросы молчком сунут друг другу румпель или штурвал и скорее вниз. Самодеятельность при управлении судном мне кажется недопустимой.
От редакции
Мы полностью согласны с авторами писем. «Памятка яхтсмена» или «Наставление по управлению яхтой» действительно нужны, ибо без единого перечня основных команд на малом парусном судне нельзя достичь высокой морской культуры, обеспечить четкие и всегда правильные действия экипажа.
Понимая это, некоторые экипажи проявляют инициативу и разрабатывают свои примерные перечни команд. Есть такой и на яхте «Сатурн». В нем предусмотрены команды при постановке на якорь, швартовке, съемке с якоря и швартовов; постановке и уборке парусов и взятии рифов; при управлении парусами и буксировке судна; при определении состояния ветра и управлении судном; при смене вахты.
Но необходимы все же единые для всех. Предложение В. П. и П. С. Митрофановых о создании инициативной группы заслуживает внимания и поддержки. Она вполне могла бы собрать мнения экипажей, обобщить их и подготовить весьма полезное учебное пособие.