Тайфун «Кит» против «Ветра»
Капитан Павел Васильченко — в береговой жизни — начальник планово-экономического отдела пароходства — не мог скрыть огорчения. Еще бы: двести миль шли в группе лидеров и вот... Это так, но надо участь, что и соперник «Ветру достался не из простых — тайфун «Кит».
Трудно даже представить: суденышко длиной чуть больше десяти метров оказалось в эпицентре тайфуна. Паруса рвал шквальный ветер, порывы которого достигали 40 метров в секунду. Волны с «головой» захлестывали яхту, крен был такой, что укрепленный на топе мачты флюгер порой уходил под воду. Люди выдержали напор стихии. Не выдержал руль яхты.
Сигнал бедствия, поданный радистом «Ветра» Юрием Гаврилюком, услышали на плавбазе «Землянск» Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота. Капитан В. В. Негара принял единственное в этой ситуации решение: изменив курс, идти на выручку. В 22 часа 11 августа «Землянск» был рядом с «Ветром».
Присутствие «Землянска» придало сил — казалось, даже бешеный ветер чуть стих. И они продолжали борьбу. Изготовили руль — обычное весло из оказавшихся под рукой обрезков — и сражались с волной почти до утра. И только когда убедились в тщетности всех усилий, согласились идти на буксире — «Землянск» «с рук на руки» передал яхту подошедшему «Якутсклесу».
Но чуть вышли из опасной зоны, экипаж «Ветра» сказал: дальше пойдем своим ходом! Мы видели, как давались им последние 10 миль гонки. Трое спортсменов, меняясь с товарищами, с трудом удерживали импровизированный руль, который из двух труб и листа железа сварили им на «Якутсклесе». Яхта неудержимо приближалась к финишу. Да, «Ветер» на этот раз не стал первым, но люди победили стихию — кто скажет, что этого мало?
И поэтому, когда председатель Приморского крайспорткомитета А. И. Ильин вручал экипажу «Ветра» специальный приз за мужество, в зале Дворца культуры моряков долго не смолкали аплодисменты.
Стихия и красота
Японская яхта «Лагун» пришла к финишу регаты «Белый парус мира-85» в числе последних. Но когда она подходила к берегу, раздались дружные аплодисменты — ни один из уже закончивших гонку яхтсменов не мог сдержать эмоций. И было от чего: на фоне других парусных судов, экипажи которых состояли из шести, а то и десяти спортсменов, «Лагун» выглядела просто малюткой. 350 миль гонки, несмотря на тайфун «Кит», на ней преодолели всего двое.
Достоинство и выдержку сохранял при швартовке капитан — 25-летний Сато Макото. А вот его «экипаж», если можно так назвать одного яхтсмена, не скрывал счастливых слез. Еще бы, ведь яхтсменом этим... была 22-летняя Асида Наоми.
Правда, как сказал капитан «Лагун», слезы на финише были единственным проявлением чисто женской слабости: на дистанции она управляла парусами с удивительной ловкостью.
В открытое море не ходят на прогулку. Сато Макото и Асида Наоми хорошо знали это, когда подавали заявку на участие в регате, хотя такой серьезный переход в их морской практике был первым. Они рассказывают, что хотели не только испытать силы, но и познакомиться с нашей страной, внести и свой, пусть небольшой, вклад в укрепление дружбы между двумя странами.
— Что больше всего запомнилось во время перехода через Японское море? — спросил я у них.
— Тайфун! — ответил капитан. — Я очень беспокоился за исход гонки...
— А я даже не подозревала, что море может быть таким красивым, — добавила Асида Наоми.
Стихия и красота. Так ли уж несовместимы эти понятия? Чтобы узнать это, нужно просто однажды выйти под парусом в океан.