В ветреный день 1 сентября прошлого года на озере Виллен в пригороде Лондона было оживленно. Вдоль и поперек озера сновали академические лодки, каноэ и совсем необычные суда, у которых не было видно весел, не было слышно мотора, но тем не менее они бойко пересекали озеро по невысокой волне. Начиналась водная часть международного фестиваля средств передвижения, на которых не использовались никакие источники энергии кроме мускульной силы человека.
Спортсменам (в ряде случаев они же являлись и изобретателями оригинальных аппаратов) предлагались три вида соревнований: пройти на время дистанции в 200 или 2000 м и участвовать в общей спринтерской гонке на 100 м. Победителей ждали призы на довольно значительную сумму — 1500 фунтов стерлингов, которые создатели водных велосипедов могли потратить на усовершенствование своих конструкций. Помимо хозяев воды здесь присутствовали спортсмены-изобретатели из США на двух «Летучих рыбах» — гидроциклах на подводных крыльях, по одной лодке прибыли из Швейцарии и Голландии. Всего в день соревнований на воду было спущено 12 различных судов.
Порывистый ветер развел на озере полуметровую волну, по его поверхности поплыли кучки водорослей. Эти обстоятельства сыграли на руку участникам, не имевшим никакого отношения к техническим новинкам и выступавшим на традиционных весельных лодках — они победили во всех трех видах соревнований.
Первое место заняли четыре 24-летних парня — полуфиналисты чемпионата мира по гребле на байдарках, выступавшие на 11-метровой шпоновой байдарке.
Второе место заняла сверхлегкая академическая «четверка», изготовленная из высокопрочной ткани кевлар, пропитанной смолой, — на ней гребли чемпионы первенства Великобритании среди юниоров.
Ветеран гребного спорта С. Садлер, занявший 3-е место на традиционной 8,25-метровой академической «одиночке», показал энтузиастам водных велосипедов, что весла не намерены сдавать свои позиции педалям, цепям и гребному винту.
И все же всеобщее внимание привлекла «Летучая рыба» — необычный аппарат из Калифорнии. Трудно назвать лодкой или даже водным велосипедом эту легкую раму с двумя нейлоновыми поплавками, подводными крыльями из углепластика и цепным педальным приводом на гребной винт диаметром 0,47 м, весящую всего 18 кг. Раскрутив винт, изобретатель аппарата Аллан Эббот вывел «Летучую рыбу» на крыльевой режим. На финише 200-метровой дистанции он отстал от «четверки» победителей всего на 12 секунд!
После гонок Эббот заявил, что в следующий раз облегчит конструкцию на 5 кг и обязательно достигнет скорости 15 миль в час (24 км/ч) — предел, к которому устремлены надежды изобретателей. Ранее олимпийский чемпион Стив Хегг пересек на «Летучей рыбе» 2-километровый пролив за 6 мин 38,7 с, развив среднюю скорость 11 ст. миль в час — на 0,1 ст. мили/ч быстрее, чем мировой рекорд, установленный на академической «одиночке».
Голландцы привезли на соревнования 8,4-метровую лодку, приводимую в движение усилиями ног четырех человек. Лодка имела очень легкий корпус, склеенный из 9 слоев шпона толщиной по 0,5 мм, но тяжелый цепной привод и бронзовый гребной винт, вращающийся со скоростью 770 об/мин, увеличили общий вес судна до 130 кг (сравните с 30 кг, что весит обычная 4-местная гоночная байдарка!). Это, да еще цепляющиеся за винт водоросли не позволили голландским спортсменам на равных конкурировать с академической «четверкой» и байдаркой.
Неплохую среднюю скорость 16 км/ч развил англичанин Дэвид Оуерс (о нем упоминалось в репортаже с первых соревнований 1984 г. в №110 «КиЯ»). Он выступал на усовершенствованной педальной лодке на подводных крыльях, изготовленной из стеклопластика. Подводные крылья, гребной вал и винт диаметром 457 мм были сделаны из высокопрочного углепластика. Лодка Оуерса во время 200-метровой гонки продержалась в крыльевом режиме всего 20 секунд, но и этого оказалось достаточно, чтобы получить многообещающий результат (тем более, что педали крутил далеко не олимпийский чемпион!). Сейчас Оуерс ищет новых покровителей, которые помогли бы сделать ему третью лодку, на которой он хотел бы выступить в соревнованиях против «Летучей рыбы» во время всемирной выставки «Экспо-86» в Ванкувере.