Ответить на вопрос, почему художественные «спортивные» фильмы становятся все более популярными — совсем несложно. Динамизм, зрелищность спортивной борьбы, знакомство со спортом, так сказать, изнутри, — вот что особенно привлекает кинозрителя.
Очередной фильм киностудии Ленфильм «Соперницы» уже давно идет на экранах страны, но тем не менее хотелось бы поговорить о нем, поскольку эта кинолента посвящается видам спорта, на освещении которых специализируется журнал «Катера и яхты».
Кинорежиссер В. А. Садовский, снявший уже девять кинофильмов о спорте (вспомним, «Удар, еще удар!», «Ход белой королевы», «Одиннадцать надежд», «Все решает мгновение» и другие), и на этот раз остался верен себе, сделав центральной проблемой психологию спортивной победы. Непросто м.с.м.к. Наталье Озерниковой (актриса Л. Гузеева) преодолеть себя — вечно «серебряную». Растет ком обид — на всех и вся. И конфликт созрел. Бросив греблю, она пробует свои силы в виндсерфинге. Удача улыбается ей. В международных гонках, при сложнейших метеорологических условиях девушка побеждает. Пусть несколько наивен режиссерский ход, ведь победа досталась Наталье потому, что она была единственной из женщин, кто пришел к финишу, но она доказала себе — может быть первой!
В «Соперницах» удачно используется прием совмещения элементов художественного кино с кинодокументалистикой, особенно в кульминационных моментах гонок. Определенный драматизм в фильме перекликается с лиризмом, мягким юмором.
Наш корреспондент встретился с создателем кинофильма режиссером В. А. Садовским.
— Виктор Александрович, чем объясняется ваша приверженность спортивной теме?
— Я очень люблю спорт и вообще все, что с ним связано. Это же — жизнь, здоровье, красота.
— А спортсмены оказывали помощь в работе над фильмом?
— Еще какую! Консультантами были чемпионка мира, Европы и Олимпийских Игр, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук А. Середина, известные в прошлом ленинградские спортсмены Г. Красильников и Б. Коржавин, многие ведущие виндсерфисты страны. К тому же образ главной героини — собирательный.
Пользуясь случаем, благодарю журнал «Катера и яхты», который был для меня своеобразным учебным пособием. Теорию виндсерфинга я изучал только по нему, других источников мы не имели. Из журнала узнали о проведении за рубежом марафонских гонок в «Виндгляйдере». Допустив некоторый домысел, мы тоже «устроили» такой сверхмарафон. Правда, нам он потребовался для «раскрепощения» Натальи Озерниковой.
Натурные съемки вели с соревнований на Кубок Черного моря, а в Зеленогорске — с состязаний на приз журнала «Катера и яхты». Старт и первый этап этих гонок вошли в картину. Более того, первоначально «Соперницы» были задуманы целиком о виндсерфинге. Однако его специфика, когда победитель определяется по сумме нескольких гонок, не позволила нам этого сделать. Нужен был показ одного-единственного победного финиша, иначе зритель попросту запутался бы. Так главной и стала байдарка...