Английская фирма с «Шетланд Боутс» — одна из самых известных в Европе по выпуску прогулочных судов — специализируется на производстве недорогих пластмассовых мотолодок длиной от 4,6 до 6,4 м, стоимость которых составляет от 2000 до 7000 фунтов стерлингов. В каталоге фирмы — шесть типов «семейных» крейсеров, оборудованных рубками и обеспечивающих экипажу тот или иной уровень комфорта.
Корпуса лодок формуются механизированным методом напыления рубленого стекловолокна вместе со связующим на полированные поверхности матриц. Палубу и рубку делают трехслойной конструкции — с заполнителем из легкой древесины бальзы. Корпус укрепляется фанерными деталями оборудования и ребрами жесткости. Днище подкрепляется также двумя пластиковыми трубами диаметром 76 мм, заформованными в пластик. Пустоты под настилом заполняются пенополиуретаном, который обеспечивает судну положительную плавучесть в случае аварии, а также жесткость и прочность корпуса. Секция палубы прикрепляется к фланцу корпуса при помощи заклепок. Снаружи соединение покрывается резиновым профилем привального бруса, а изнутри для водонепроницаемости заклеивается стеклотканью.
Наиболее популярной фирменной моделью является "Шетланд-503'. Это модификация «семейного крейсера» «Шетланд-500», впервые увидевшего свет в конце 70-х годов. По размерениям эта лодка близка к нашей «Ладоге-2». но имеет более комфортабельную каюту, отделенную от кокпита переборкой. Корпус, спроектированный известным яхтенным конструктором Колином Мьюди, имеет обводы днища типа «крыло чайки». Преимущества таких обводов заключаются в том, что за счет отгиба днища на скулах обеспечивается большая остойчивость при малых скоростях, чем у обычного корпуса с килеватым днищем. Кроме того, на плавных поверхностях отгибов растекающиеся от киля к бортам потоки воды создают дополнительную гидродинамическую силу, при этом уменьшаются потери мощности на брызгообразование. Однако корпус с трнмаранными обводами, например, как у нашей «Ладоги-2», отличается лучшей мореходностью.
Длина корпуса «Шетланд-503» — 5,03 м; наибольшая ширина — 2,08 м; вес с оборудованием — 550 кг. Лодка рассчитана на подвесной мотор мощностью до 70 л.с., но и с 40-сильной "Ямахой" выходит на глиссирование с пятью пассажирами на борту. С четырьмя человеками скорость достигает 23 уз (44 км/ч), что превышает скоростные показатели той же «Ладоги-2», правда с двумя подвесными моторами по 25 л.с.
Расположенное на правом борту рулевое управление позволяет компенсировать крен лодки на левый борт от реактивного момента гребного винта. С комфортабельного сиденья рулевого обеспечивается хороший круговой обзор. В переборке отформованы уступы для упора ног рулевого. На крыше рубки установлены ручные трубчатые леера. Вода, попавшая в кокпит и рубку, стекает в находящийся под рецессом подвесного мотора отстойник, а он осушается через сливную пробку. По обеим сторонам подмоторной ниши предусмотрены объемистые отсеки для хранения топливных баков и аккумуляторной батареи. Пайол. внутренние борта каюты и дно отсеков оклеены ковровым покрытием на резиновой основе. Это нельзя признать практичным решением, учитывая вероятность попадания топливной смеси на покрытие. Лодка снабжена стояночным чехлом, имеющим входной клапан с кормы. За дополнительную плату фирма поставляет ходовой тент на кокпит, который значительно увеличивает жилое пространство мотолодки.
Дверь в каюту выполнена складывающейся посередине, чтобы занимать меньше места в открытом положении. Наличие запираемой двери ощутимо повышает комфортабельность лодки. Основную площадь каюты занимает П-образный диван. Его легко превратить в обеденный уголок, если зафиксировать на металлической стойке середину дивана. В каюте достаточная высота подволока (1,37 м), поэтому сидящие за столом не испытывают неудобств.
Несмотря на столь малую площадь помещения, в передней части каюты отведено место для портативного химического туалета. По правому борту в кормовой части каюты установлена раковина из нержавеющей стали с ручным водяным насосом. Вода поступает из 22-литровой пластиковой канистры, хранящейся в отсеке под раковиной. Напротив раковины расположен шкафчик. На его крышке устанавливается спиртовая или газовая плитка. Для более эффективной вентиляции и лучшего освещения в передней части каюты имеется большой светлый люк.
Приводимая здесь фотография предыдущей модели типа «Шетланд-500» — катера «Хобби» — позволяет наглядно проследить тенденции в общем дизайне подобных судов в последние годы. Если в старой модели в очертаниях лобовой стенки рубки, иллюминаторов, ветроотбойного козырька доминируют скругленные углы, плавные криволинейные поверхности, то рубка «Шетланд-503» состоит из комбинации плоских поверхностей, иллюминаторы очерчены прямыми линиями. В новой модели отсутствуют недостаточно комфортабельные сиденья для пассажиров, расположенные по обе стороны от подмоторного отсека. Освободившееся пространство под ставшей несколько более высокой палубой используется в качестве рундука.
"Шетланд-503" легко управляется, хотя при резких поворотах на большой скорости наблюдается поверхностная кавитация винта. Несмотря на свежий бриз и беспорядочное волнение, как пишут испытатели, плавание на катере оказывается весьма комфортабельным; брызги от встречных волн на палубу и в кокпит не попадают. Но в аналогичных условиях «Ладога-2» с тримаранными обводами корпуса показывает себя с еще лучшей стороны.
Нередко «Шетланд-503» используется и для плавания под подвесным мотором мощностью 8 л.с. на внутренних водных путях и по каналам Англии, где скорость движения катеров ограничивается 9—10 км/ч.
Думается, что конструкторам «Ладоги-2» было бы полезно учесть положительные стороны английской модели — оборудовать лодку закрываемой комфортабельной каютой с обеденным столом и раковиной, усовершенствовать общий дизайн, а также улучшить внутреннюю отделку. Тогда «Ладога» наверняка могла бы соперничать с лучшими зарубежными образцами, тем более что по мореходным качествам и остойчивости она явно превосходит их.