Сегодня, как и во все времена, море покоряется сильным и смелым, лишний раз подтверждая, что технический прогресс не умалил роли душевного мужества. Этим, пожалуй объясняется огромная тяга людей к морю и парусу, к водным Путешествиям. В них все — и романтика, и спорт, и просто борьба со стихией как утверждение самого себя.
Особенно большой размах крейсерский парусный спорт приобрел за последние 1S лет, когда появилась возможность не только приобретать крейсерские яхты отечественного производства, но и покупать за рубежом. Сейчас в стране их насчитывается несколько тысяч. Только одна Украина имеет 400 крейсеров. Такие суда уже начали приобретать отдельные предприятия и организации, представители которых участвуют в соревнованиях совершают туристские и дальние спортивные плавания (ДСП). Спорткомитеты, федерации парусного спорта ежегодно проводят множество парусных соревнований на судах самого различного класса.
В прошлом году советские яхтсмены одержали замечательную победу в международных трансатлантических гонках. Преодолев 12 тыс. миль по водным просторам Атлантики, они заняли дав первых места на операции "Парус-85". Яхты под советским флагом начали появляться на морских дорогах Тихого и Атлантического океанов, в самых высоких широтах Северного Ледовитого.
Что хорошо, то хорошо. Но почему же в последнее время печать все острее говорит о слабом использовании крейсерских яхт или использовании их в далеко не спортивных целях! Да и в постановлении прошлогоднего отчетно-выборного Пленума Совета Федерации парусного спорта СССР прямо сказано, что «...неудовлетворительно используется крейсерский флот. Не выполняется указание ФПС СССР об укомплектовании крейсерских яхт 2—3 экипажами и использовании крейсерского флота для морской выучки юных яхтсменов. Недостаточный контроль и требовательность со стороны администрации яхт-клубов и общественного актива за организацией учебно-тренировочного процесса приводит к использованию дорогостоящих судов для увеселительных прогулок».
Продолжают поступать письма и в редакцию нашего журнала. Их лейтмотив — та же озабоченность судьбой крейсерского парусного флота, поиск путей выполнения известных постановлений «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» и «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений».
Сеть и добрые в атом плане примеры.
Заслуживает внимания, скажем, практика Ленинградского центрального яхт-клуба. Здесь ив каждую из 40 крейсерских яхт составляются планы использования- ее в навигации. В них указывается, когда и в каких походах и соревнованиях будет принимать данная яхта участие, кто будет возглавлять экипаж. Посла закрытия навигации капитан яхты обязательно отчитывается перед бюро крейсерской секции о выполнении намеченного ранее плана.
Однако такие единичные примеры не решают, к сожалению, всех назревших проблем. Вот, к примеру, мнение яхтенного капитана м. с. м. к. К. Г. Бойкова, который считает, что главные причины, являющиеся тормозом к развитию массовости парусного спорта, кроются а недостаточно гибкой структуре руководства использованием крейсерского флота. Спортсмены крейсерщики и буеристы к Спорткомитету прямого отношения не имеют. Ими практически не занимаются и федерации парусного спорта. Правда, Положением о всесоюзных соревнованиях предусматриваются гонки на Кубок Балтийского и Черного морей. Онежского озера и чемпионат по буерному спорту, выделяются и деньги на приобретение призов и оплату судейского аппарата. Все остальные расходы на проведение соревнований несут ведомственные организации и сами яхтсмены. Что же касается организации ДСП и участия в международных соревнованиях, то организаторами и ответственными за их проведение являются ведомстве, в основном ММФ СССР и ДСО профсоюзов, но не ФПС СССР или союзных республик. Бойков пишет: назрел вопрос о создании Федерации крейсерского парусного спорта или другого компетентного органа, способного решить все проблемы, касающиеся организации и проведение крейсерских гонок и ДСП, решения квалификационных и правовых вопросов плавания за пределами территориальных вод, организации учебно-тренировочного процесса и подготовки рулевых и яхтенных капитанов, строительства яхт-клубов, пристаней и оборудованных стоянок...
ФПС УССР также считает, что «...для повышения массовости парусного спорта прежде всего необходимо резко повысить авторитет крейсерских гонок и дальних спортивных плаваний. Учредить комплекс мероприятий по поощрению экипажей за пройденные мили, восстановить в ЕВСК разрядные нормы и звания к. м. с. и м. с. по дальним спортивным плаваниям.
Кроме крейсерских гонок и ДСП, необходимо и участие советских яхтсменов в международных соревнованиях. Для этого все условия у нас имеются».
Эти мнения подкрепляет яхтенный капитан А. Никитин из Ленинграда. Он убежден, что отмена разрядных норм снизила заинтересованность яхтсменов в плаваниях и повышении интенсивности использования яхт. Еще 10 лет назад наплаванность каждой крейсерской яхты составляла 1S00—3000 миль за навигацию, яхтсмены стремились идти в ДСП при первой возможности. За один отпуск некоторые успевали совершать по два плавания, менялись на яхтах и экипажи. Тогда суда не стояли в гавани и не требовалась инструкция, предусматривающая 2—3 экипажа на одну яхту.
Почему же сейчас считается, что спортсмен, одержавший победу на парусной доске над тремя мастерами спорта во всесоюзных соревнованиях достоин звания мастера спорта, а яхтенный капитан, покрывший в ДСП за определенное время 10 тысяч миль в качестве яхтенного капитана, — нет!
Мысли о сменных экипажах развивает в своем письме и москвич С. Гервальд. "Наличие 2—3 экипажей на одной яхте нереально, — пишет он. — Практика показала, что сохранность судна и безаварийность плавания может быть достигнута при условии, если отвечает за судно один человек. И только он может решить, кому доверить яхту в свое отсутствие".
Целесообразно иметь экипаж, в два-три раза превышающий штатный, с двумя-тремя помощниками капитана, имеющими право самостоятельного выхода. Но капитан должен быть один.
«Уверен, именно крейсерские гонки могут стать основой развития парусного спорта в стране, — говорит яхтенный капитан Т. Курядов из Москвы, — так как дают они не меньше, чем гонки на олимпийской дистанции». Так считают члены парусной секции Одесского ВИМУ и рулевые Московского яхт-клуба «Спартак». В письме москвичей такие строки: «Мастерство советских гонщике не ниже мастерства яхтсменов тех стран, которые сейчас уч ст ют в кругосветных гонках. Думаем, что участие яхтсменов СССР в кругосветных плаваниях и в гонках через океан подняло бы престиж наших парусников на международной арене и массовость парусного спорта внутри страны. Для этого необходимо увеличить количество соревнований для всех классов крейсерских яхт, привлекать к участию в соревнованиях владельцев яхт «Ассоль», «Нева», а также построенных любителями. Желательно наладить и массовый выпуск многоцелевого швертбота с экипажем из трех человек, пригодного как для соревнований, так и для круизных и дальних спортивных плаваний».
Мнение рулевых «Спартака» совпадает с точкой зрения С. Овчаренко: «Проблема массовости парусного спорта не может быть решена без развития яхт отечественного класса наподобие популярных ранее «эмок».
В редакционном портфеле немало писем, авторы которых считают необходимым упростить процедуру оформления выходов яхт в плавание.
Итак, по мнению наших читателей-яхтсменов, основными причинами недостаточной массовости и низкой эффективности использования крейсерского флота являются несовершенная структура руководства его использованием, отсутствие стимулов для участия в соревнованиях и ДСП, недостаточное количество соревнований крейсерских яхт, по-настоящему дальних плаваний и океанских гонок и сложности в оформлении выходов яхт.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что практически ни в одном из писем не затрагиваются вопросы нехватки крейсерских судов, яхт-клубов, спортивных -баз или сооружений. Все проблемы упираются в основном в организацию использования уже имеющихся технических средств и судов. И решены они могут быть, по мнению корреспондентов, без особого труда и дополнительных затрат общими усилиями спорткомитетов, федераций парусного спорта СССР и союзных республик, яхт-клубов и спортивных баз.
Кое-какие меры уже принимаются Например, в постановлении отчетно-выборного Пленума Совета ФПС СССР говорится: «Предложить Президиуму ФПС СССР создать комиссию по крейсерским плаваниям и парусному туризму. Внести предложения по восстановлению в ЕВСК нормативов и требований по присвоению звания мастера спорта СССР по крейсерским плаваниям».
Ну а если слово сказано, за ним должно следовать и дело.